Специфика педагогического конфликта на разных ступенях образовательной системы: подростки

В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных

педагогических ситуаций, которые приобретают конфликтный характер.

В этот противоречивый период взросления наблюдается активная реакция ребят на

многие события окружающей жизни. В этом проявляется потребность быть участником, а

не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе делом, поступком выразить

свое отношение к происходящему, хотя ученики не всегда ясно представляют себе

последствия своих поступков.

Это основная потребность активизирует целый «куст» связанных с ней

потребностей, характерных для этого возраста. К ним можно отнести следующие:

интересе и уважении к себе

- стремление отстоять свое мнение

- защититься от грубости в обращении с ним ответной грубостью, но отнюдь

не молчаливым смирением.

Усиление половой идентификации приводит к тому, что мальчики стремятся

демонстрировать «мужское поведение», а девочки – «женское», что при феминизации

школы не всегда одобряется женщинами- учителями, и создает конфликтогенные

ситуации.

Для подростка нужно быть принятым группой сверстников они подчеркнуто

демонстрируют поведение и общение, усвоенные в подобной группе.

Характерная для подростка потребность в равноправном общении с взрослыми

выражается в протесте против приказных форм разговора с ним. В ответ он, как правило,

не выполняет требований взрослых, идет на открытый конфликт с учителем.

В силу отмеченных закономерностей психического развития подростков характер

взаимодействия с ними значительно усложняется.

Наиболее частые ситуации, которые провоцируют конфликты:

- конфликты на уроках

- с кем сидеть за одной партой

- озорство на уроках

- «кнопка на стуле»

- конфликты статусов

- дети учителей

- конфликты с учителями физкультуры

Неадекватность реакции ученика на замечания учителя занимают не последнее

место. Неадекватность реакции ученика на замечания учителя можно объяснить

подростковым максимализмом, стремлением к самоутверждению.

Инициативу в разрешении конфликта лучше взять на себя учителю, объективно

оценив ситуацию.

Виды конфликтов в этом возрасте:

- дидактические

- конфликты дисциплины

- этические

- запредельно-этические

Специфика педагогического конфликта на разных ступенях образовательной системы: старшеклассники.

Юность чрезвычайно значимый период в жизни человека – период становления

личности. Этот период связан с чувством независимости, которое приносит сильнейшее

переживание, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем.

Юношеский возраст охватывает завершающий этап обучения в средней школе,

поступление в ВУЗ, средние специальные заведения и обучение там. Последнее связано со

множеством перемен: изменение ситуации обучения, расширение круга общения и др.

В силу указанных выше особенностей этого возраста конфликтные ситуации могут

возникать в любых сферах деятельности и отношений.

Весьма распространенным фактом нарушения равновесия в отношениях

старшеклассников с учителями выступают противопоставления учащихся требованиям

старших, отстаивание своей точки зрения, протест против навязывания педагогической

воли. Протест старшеклассников в его коллективной форме вызывают такие решения и

действия педагогов, как несправедливая оценка товарищу, навязывания учителями в

лидеры своего любимца, принудительное вовлечение в кружок по своему предмету.

Конфликты дисциплины.

По сложившемуся в педагогике представлению дисциплина старшеклассников в

отличие от поведения подростков не служит причиной большого беспокойства. К

сожалению, практика опровергает завышенное представление о социальной зрелости

старшеклассников, их уважение к дисциплине и порядку.

Доминируют ординарное нарушение ученических обязанностей, неподчинение

требованиям учителей, непослушание.

Конфликтогенное поведение педагогов.

Здесь доминируют две группы аномалий:

1. Ошибки в дидактическом процессе

2. Проявление бестактности по отношению к старшеклассникам.

Среди пороков учителей на первом месте может быть поставлена научная узость и

отсутствие эрудиции в преподаваемом предмете

Одним из факторов, провоцирующих конфликты между старшеклассниками и их

учителями, являются противоречия при оценивании знаний: манипуляции с оценками,

использование их не по назначению, выставление заниженных баллов и т.д.

Среди причин возникновения неприязни старшеклассников к учителям и

неизбежности затянутых конфликтов зафиксированы факты педагогического диктата. Он

выражается в предъявлении школьникам безапелляционных требований, которые чаще

всего мотивированы учителями, но воспринимаются учащимися негативно.

Поведение подростков в конфликте: типология. Проблема «трудных подростков».

Психологический конфликт в педагогическом коллективе: причины, условия предупреждения и способы разрешения.

Наши рекомендации