Специфика педагогического конфликта на разных ступенях образовательной системы: подростки
В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных
педагогических ситуаций, которые приобретают конфликтный характер.
В этот противоречивый период взросления наблюдается активная реакция ребят на
многие события окружающей жизни. В этом проявляется потребность быть участником, а
не просто свидетелем происходящих событий, заявить о себе делом, поступком выразить
свое отношение к происходящему, хотя ученики не всегда ясно представляют себе
последствия своих поступков.
Это основная потребность активизирует целый «куст» связанных с ней
потребностей, характерных для этого возраста. К ним можно отнести следующие:
интересе и уважении к себе
- стремление отстоять свое мнение
- защититься от грубости в обращении с ним ответной грубостью, но отнюдь
не молчаливым смирением.
Усиление половой идентификации приводит к тому, что мальчики стремятся
демонстрировать «мужское поведение», а девочки – «женское», что при феминизации
школы не всегда одобряется женщинами- учителями, и создает конфликтогенные
ситуации.
Для подростка нужно быть принятым группой сверстников они подчеркнуто
демонстрируют поведение и общение, усвоенные в подобной группе.
Характерная для подростка потребность в равноправном общении с взрослыми
выражается в протесте против приказных форм разговора с ним. В ответ он, как правило,
не выполняет требований взрослых, идет на открытый конфликт с учителем.
В силу отмеченных закономерностей психического развития подростков характер
взаимодействия с ними значительно усложняется.
Наиболее частые ситуации, которые провоцируют конфликты:
- конфликты на уроках
- с кем сидеть за одной партой
- озорство на уроках
- «кнопка на стуле»
- конфликты статусов
- дети учителей
- конфликты с учителями физкультуры
Неадекватность реакции ученика на замечания учителя занимают не последнее
место. Неадекватность реакции ученика на замечания учителя можно объяснить
подростковым максимализмом, стремлением к самоутверждению.
Инициативу в разрешении конфликта лучше взять на себя учителю, объективно
оценив ситуацию.
Виды конфликтов в этом возрасте:
- дидактические
- конфликты дисциплины
- этические
- запредельно-этические
Специфика педагогического конфликта на разных ступенях образовательной системы: старшеклассники.
Юность чрезвычайно значимый период в жизни человека – период становления
личности. Этот период связан с чувством независимости, которое приносит сильнейшее
переживание, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем.
Юношеский возраст охватывает завершающий этап обучения в средней школе,
поступление в ВУЗ, средние специальные заведения и обучение там. Последнее связано со
множеством перемен: изменение ситуации обучения, расширение круга общения и др.
В силу указанных выше особенностей этого возраста конфликтные ситуации могут
возникать в любых сферах деятельности и отношений.
Весьма распространенным фактом нарушения равновесия в отношениях
старшеклассников с учителями выступают противопоставления учащихся требованиям
старших, отстаивание своей точки зрения, протест против навязывания педагогической
воли. Протест старшеклассников в его коллективной форме вызывают такие решения и
действия педагогов, как несправедливая оценка товарищу, навязывания учителями в
лидеры своего любимца, принудительное вовлечение в кружок по своему предмету.
Конфликты дисциплины.
По сложившемуся в педагогике представлению дисциплина старшеклассников в
отличие от поведения подростков не служит причиной большого беспокойства. К
сожалению, практика опровергает завышенное представление о социальной зрелости
старшеклассников, их уважение к дисциплине и порядку.
Доминируют ординарное нарушение ученических обязанностей, неподчинение
требованиям учителей, непослушание.
Конфликтогенное поведение педагогов.
Здесь доминируют две группы аномалий:
1. Ошибки в дидактическом процессе
2. Проявление бестактности по отношению к старшеклассникам.
Среди пороков учителей на первом месте может быть поставлена научная узость и
отсутствие эрудиции в преподаваемом предмете
Одним из факторов, провоцирующих конфликты между старшеклассниками и их
учителями, являются противоречия при оценивании знаний: манипуляции с оценками,
использование их не по назначению, выставление заниженных баллов и т.д.
Среди причин возникновения неприязни старшеклассников к учителям и
неизбежности затянутых конфликтов зафиксированы факты педагогического диктата. Он
выражается в предъявлении школьникам безапелляционных требований, которые чаще
всего мотивированы учителями, но воспринимаются учащимися негативно.
Поведение подростков в конфликте: типология. Проблема «трудных подростков».
Психологический конфликт в педагогическом коллективе: причины, условия предупреждения и способы разрешения.