Социально-психологический климат в группе и его формирование

Задания:

1. Какие элементы эмотехники вам известны, какими из них вы уже владеете, какими хотели бы овладеть?

2. Дайте письменные ответы на вопросы:

- Как создать мажорную атмосферу в коллективе?

- Как снять негативное состояние, настрой?

- Как подарить радость другому?

- Самое главное в общении – это…

3. Проанализируйте цепочку: чувства – моральность – духовность.

4. Составьте рекомендации под рубрикой: «Учись владеть собой».

Литература:

1. Коновальчук В. Глибинно-психологічні передумови оптимізації педагогічного спілкування// Рідна школа. – 1998. - № 7-8.

2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1997.

3. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога. – Мн.,1999.

4. Педагогічна майстерність: Підручник/ За ред. І.А.Зязюна. – К., 1997.

5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999.

6. Роджерс К. Эмпатия. Психология эмоций. Тексты. – М., 1984.

7. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. – М., 1997.

Самостоятельная работа № 6

Конфликтологическая компетентность педагога

Задания:

1. Составьте словарь (перечень) ваших стрессовых переживаний в период вузовского обучения по такой схеме: «Что у Вас вызывает?»:

А) страх;

Б) утомление;

В) радость;

Г) напряжение;

Д) разочарование;

Е) волнение;

Ж) тревожность?

2. Выполните тест К. Томаса (приложение А). Сделайте вывод собственной стратегии взаимодействия.

3. Проанализируйте классификацию педагогических конфликтов (по книге В.Ф. Журавлева «Основы педагогической конфликтологии»). Приведите примеры различных видов конфликтов.

4. Что такое «интерес развития» и «интерес ситуации»? Проанализируйте противоречие, которое складывается между двумя интересами разного характера в педагогическом конфликте. Как вы понимаете высказывание: «Интересы воспитателя в конфликте отражаются на интересах воспитанника?»

Литература:

1. Брей Р. Как жить в ладу с собой и миром? – М., 1992.

2. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. – Новосибирск, 1999.

3. Дружинин В.В. и др. Введение в теорию конфликта. – М., 1989.

4. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.

5. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М., 1994.

6. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – М., 1998.

7. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.

Самостоятельная работа № 7

Этическая защита в педагогическом общении

Задания:

1. Подберите примеры к следующим способам этической защиты:

– вопрос на воспроизведение;

– наивное удивление;

– взять вину на себя и истолковать причину этического нападения собственными недостатками, какой-либо своей слабостью;

– ссылка на особенности своего характера;

– доброжелательное толкование поступка другого человека;

– постановка мотива;

– повторное окультуренное;

– великодушное прощение;

– сопоставление достоинств с поведением;

– оставить наедине с собой.

2. Разграничьте данные примеры на мягкие способы и жесткие.

Литература:

1. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

2. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. – М.: Просвещение, - 1983.

3. Чернокозов Н.Н. Профессиональная этика учителя. – М., 1983.

4. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. / Книга для учителя и родителей. – М.: Изд. Соборъ, 1997. – 506 с.

5. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. – М.: ПОР, 2000., с. 184.

Самостоятельная работа № 8

Этика школьной жизни

Задания:

1. Сделайте аннотацию на книгу Н.Е. Щурковой «Этика школьной жизни».

2. Разработайте план-конспект этической беседы с учащимися 5- 9 классов

3. Проанализируйте работу классного руководителя школы, где вы проходите (проходили) практику с точки зрения её соответствия ориентации на Другого человека как ценность и внедрения в школьную повседневность соответствующего поведения.

4. Подготовьте две-три ситуации, отражающие этику взаимоотношений в школе для анализа на занятиях.

5. Проанализируйте приводимые некоторые из педагогических инвариантов Селестена Френе. Выберите в каждом тексте один из ответов, соответствующий вашей точке зрения, и закрасьте квадрат соответствующим цветом. В конце работы отметьте, каких цветов светофора набралось больше.

Тест «Педагогические инварианты С. Френе»

Инвариант 1: Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.

Тест

Принимаю - зеленый
Согласен теоретически - желтый
Ребенок отличен от взрослого - красный

Инвариант 2: Высокий рост человека вовсе не свидетельство его превосходства над окружающими

Тест

Поставить учительский стол на уровне парт учеников - зеленый
Ликвидировать дистанцию - желтый
Оставить подмостки и работать по-старому - красный

Инвариант 3: Поведение ребенка зависит от его психического склада и состояния здоровья

Тест

Искать психологические или социальные причины плохого поведения ребенка - зеленый
Мои успехи в этом относительны - желтый
Придерживаюсь традиционных подходов, независимо от особенностей детей - красный

Инвариант 4: Никто, ни ребенок, ни взрослый, не любят, чтобы ему приказывали

Тест

Отказываюсь от авторитарных методов - зеленый
Ищу либеральные, в сочетании с авторитарными методами - желтый
Предпочитаю авторитарность при любых обстоятельствах - красный

Инвариант 5: Никто не любит построения по команде, потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.

Тест

Отказаться от авторитарной дисциплины, перейти к сотрудничеству - зеленый
Пытаться добиться строгой дисциплины с минимумом внешних форм принуждения - желтый
Придерживаться авторитарных форм организации детей - красный

Инвариант 6: Человек не любит выполнять работу «из-под палки». Сопротивление порождается принуждением

Тест

Так организовать работу, чтобы дети сами могли выбрать вариант занятия - зеленый
Свободный выбор возможен лишь на занятиях художественных дисциплин - желтый
Dсе задания учитель строго фиксирует - красный

Инвариант 7: Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает ребенка энтузиазма.

Тест

Поддерживаю педагогику успеха - зеленый
Стараюсь обеспечить детям положительные результаты - желтый
Успехи детей – это результат вложенного ими труда - красный

Инвариант 8: Никто: ни ребенок, ни взрослый, не любит надзора и наказания, которые всегда воспринимаются как посягательство на их достоинство, особенно, когда это происходит публично

Тест

Не использую карательных форм наказания - зеленый
Стараюсь находить другие методы, но не всегда удается - желтый
Остаюсь на позициях традиционной педагогики - красный

Код:

Зеленый цвет – методы и средства полностью согласуются с инвариантом

Желтый цвет – методы и средства достаточно эффективные в некоторых случаях, но стоят на грани приемлемых практической этикой.

Красный цвет – методы и средства, которые противоречат данным инвариантам.

Литература:

Наши рекомендации