Социально-психологический климат в группе

Социально-психологический климат в группе характеризует качественную сторону межличностных отношений. Это совокупность условий, которые способствуют или препятствуют совместной деятельности и развитию личности в группе.

Основой формирования социально-психологического климата в коллективе выступают: система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности

Проявляется социально-психологический климат на четырёх уровнях:

  1. Предметнаядеятельность группы – центральное звено.
  2. Совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности.
  3. Межличностные отношения в трудовой деятельности.
  4. Эмоциональные межличностные отношения вне совместной деятельности.

Социально-психологический климат группы – это показатель её комплексного состояния, включающий эмоциональный компонент (групповое настроение), когнитивный (групповое мнение) и поведенческий (действия и реакции всей группы и отдельных индивидуумов).

На социально-психологический климат влияют самые разнообразные факторы. Условно их можно разделить на факторы макросреды и микросреды.

К факторам макросреды относятся социально-экономические и общественно-политические особенности общества.

Факторы микросреды – это материальные и психологические факторы, с которыми сталкиваются люди в процессе взаимодействия (к ним относятся температура, освещённость, влажность, скученность, окружение, орудия труда, сплочённость, конфликтность, совместимость).

В этом вопросе также влиятелен фактор психологической совместимости индивидуумов.

Кроме этого, благоприятный социально-психологический климат зависит от уровня группового развития: на высших уровнях его создание гораздо легче.

Проявляется благоприятный климат наличием доверия, доброжелательной критики, свободным выражением своего мнения, информированностью всей группы о состоянии дел и совместной деятельности, удовлетворённостью принадлежностью к коллективу, уважительными взаимоотношениями между руководством и группой, взаимопомощью, взаимной ответственностью.

ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО

Д. Майерс определяет лидерство как процесс, посредством которого определённый член группы мотивирует и ведёт за собой всю группу. Это отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений в группе. Целенаправленное воздействие одного человека на другого (или группу) с ожидаемым эффектом.

Лидер – это один участник группы, наиболее авторитетный человек, за кем признаётся право принимать решения, организовывать совместную деятельность и руководить ею, регулировать взаимоотношения в группе.

Зачастую лидер объединяет вокруг себя группу, он способен не только её создать для выполнения какой-то деятельности, но и удерживать вместе членов группы.

Наиболее распространены три теории, объясняющие феномен лидерства:

1. Теория «черт» лидера. Согласно этой теории, успешным лидером становится человек, обладающий рядом врождённых или приобретённых внешних и внутренних черт, качеств. Ч. Ханди выделяет следующие черты лидера: физический рост (заметно выше или ниже среднего), инициативность, уверенность в себе, фактор геликоптера (способность человека при принятии решения подняться над проблемой и увидеть её свысока, с другой стороны), здоровье, успешность (связанная с уровнем достижений и доходов). К. Бэрд, помимо прочих качеств, считал для лидера необходимыми энтузиазм, общительность, инициативность, уверенность и др.

2. Лидерство – это продукт ситуации. Определённые ситуации требуют строго определённых типов лидера, а именно они требуют наличия у кого-то определённых (зависящих от ситуации) качеств, и человек, у которого они обнаруживаются, становится лидером.

3. Лидерство – функция ведомых. Лидер организовывает отношения в группе, он удовлетворяет потребности своих последователей, он обладает высоким уровнем влияния среди них, и именно потому они идут именно за ним, хотя его место мог занять и любой другой, способный на это. Качества лидера играют в этом далеко не последнюю роль.

Наши рекомендации