Vi. требования к структуре программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 профессиональное обучение

(ПО ОТРАСЛЯМ)

6.1. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) ФГОС ВО-05 20 образования в рамках одного направления подготовки (далее – профиль программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков: Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части. Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к базовой части программы. Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы.

Структура программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Таблица Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в зачетных единицах Программа бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» Программа бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» Блок 1 Дисциплины (модули) 210 198 Базовая часть 87-102 75-90 Вариативная часть Блок 2 Практики 21-24 33-36 Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9 6-9 Объем программы бакалавриата 240.

6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от профиля программы, которую он осваивает. ФГОС ВО-05 21 Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности». Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно. В рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата должны быть реализованы дисциплины (модули) «Физическая культура» в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов в очной форме обучения в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного характера, и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности. Дисциплины «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» реализуются в порядке, установленном образовательной организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» с учетом состояния их здоровья. ФГОС ВО-05 22

6.5. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования профиля программы, в объеме, установленном данным ФГОС ВО.

6.6. В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики. Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной. Учебная практика проводится в следующих формах: определяется образовательной организацией в соответствии с профилем. Программа бакалавриата включает следующие типы учебной практики: стационарного и в сторонних организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Производственная практика проводится в следующих формах: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика, преддипломная практика); Программа бакалавриата включает следующие типы производственной практики: в сторонних организациях, на действующих предприятиях (организациях), в образовательных организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. При проектировании программ бакалавриата образовательная организация имеет право установить иные типы проведения практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся и состоянием здоровья. ФГОС ВО-05 23

6.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка и сдача государственного экзамена, если образовательная организация включила государственный экзамен в состав аттестационных испытаний.

6.8. Реализация элементов программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается частично. Вставить нужные, при необходимости дополнить ограничения применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий конкретными формулировками с обоснованием необходимости ограничений, обоснование привести отдельным файлом.

6.9. При проектировании и реализации программ бакалавриата образовательная организация должна обеспечить обучающимся возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 % от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа при освоении программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 40 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, при освоении программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 40 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока.

6.11. Образовательная организация обеспечивает участие в реализации программ бакалавриата с присвоением выпускникам ФГОС ВО-05 24 квалификации «прикладной бакалавр» в части дисциплин (модулей), обеспечивающих подготовку обучающихся к получению квалификационных разрядов по одной или нескольким профессиям рабочих (должностям служащих), мастеров производственного обучения и (или) работников иных организаций, осуществляющих профессиональную деятельность по профилям соответствующих программ.

6.12. Порядок проектирования и реализации программ бакалавриата определяются образовательной организацией на основе: - порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры; - порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры; - положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.

Мониторинг профессионального развития личности

Понятие мониторинга(от лат. monitor – напоминающий, надзирающий) означает планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса. В отличие от широко используемых в педагогике и психологии понятий "обратная связь", "рефлексия", "контроль" и "аттестация", мониторинг нацелен на отслеживание процесса, а не только результата образования.

Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики профессионального развития обучаемых и внесения корректив в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Основное внимание уделяется отслеживанию характеристик процесса профессионального становления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями о результатах.

Основными объектами мониторинга являются:

§ профессиональное развитие обучаемых: учебно-профессиональной направленности, учебно-познавательная компетентность, профессионально-важ­ные качества;

§ учебно-профессиональная деятельность: учебно-познавательная мотивация, обобщенные способы учебных действий, контроль способов учения и их оценка;

§ педагогическое общение субъектов образования: обучаемых и педагогов.

Все многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторинга за указанными объектами можно свести к следующим группам:

Наблюдение за изменениями профессионального развития под влиянием образовательного процесса и отыскание смысла в происходящих явлениях. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции и т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга.

Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого осуществляются приемы прерывания учебных действий обучаемых, задавание уточняющих вопросов, стимулирование рефлексии своих познавательных действий, дозирование помощи в учении и др. Экспликация, как развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности, позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но также оперативно вносить коррективы в процесс образования.

Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные, специально подобранные вопросы. Опросники позволяют определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также определить отдельные учебно-познавательные свойства и качества.

Одним из действенных методов мониторинга является анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.

Тестирование – это один из объективных методов сбора данных уровня развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные и личностные тесты, межличностные тесты, практические тестовые задания, процессуальные тесты.

Полноценное осуществление мониторинга возможно только совместными усилиями педагогов и мониторинговой психологической службы учебного заведения. Документом, регламентирующим мониторинг, является проектированная профессиограмма, отражающая прогнозируемое развитие обучаемых с начала поступления в учебное заведение, до завершения профессионального образования.

Выделяют три формы мониторинга:

Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости проводимая психологической службой; результаты же в самом общем виде доводятся до сведения педколлектива. Большое внимание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса.

Для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностику также проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно внося коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентированной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирование учебных задач и ситуаций. В случае необходимости по результатам стартовой и текущей диагностики проводятся психолого-педагогические консилиумы.

Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников помимо определения уровня сформированных социально-профес­сио­наль­ных знаний, умений и навыков, включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.

Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспечить интеграцию трех сторон личностно ориентированного профессионального образования: развитие личности, профессионально-образовательного процесса и взаимодействие обучаемых и педагогов.

Мониторинг приводит к существенным изменениями субъектов образования: обучаемых и педагогов. Информация о сильных и слабых сторонах их развития интериоризуется и перерастает во внутреннюю саморегуляцию. В результате инициируется саморазвитие и самоопределение личности.

Последовательное внедрение мониторинга в личностно ориентированное образование позволит обеспечить реальное единство двух аспектов профессионального развития личности: диагностики и коррекции. Большие перспективы открываются перед мониторинговой службой учебных заведений при использовании компьютеров, создании банка данных. На основе мониторинга можно также принимать управленческие решения по совершенствованию профессионально-образовательного процесса, а также стимулировать профессиональный рост педагогов. Мониторинг профессионально-значимых характеристик педагогов может быть полезен также при их аттестации.

28. Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности

Профессионально-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Ее основной целью выступает обучение профессии и профессиональное развитие личности обучаемых.

Результатом профессионально-педагогической деятельности являются функциональные продукты деятельности: дидактические проекты (уроки, занятия, педагогические технологии, оборудование, технические устройства и т.п.) и психологические продукты деятельности (индивидуальный опыт, психологические новообразования, развитие способностей и т.д.). Главным результатом деятельности является профессиональное развитие личности.

Педагогическая деятельность характеризуется двумя типами отношений:

§ субъект-объектными, обусловленными отношениями педагога к средству, предмету педагогического воздействия;

§ субъект-субъектными, возникающими между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия.

Субъект-объектные отношения образуют предметное содер­жание педагогической деятельности, которое определяется целями учебно-воспитательного процесса; предметом воздействия (учеб­ой дисциплиной, воспитательным мероприятием); формами, методами и средствами обучения, воспитания и развития учащихся.

Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения образуют в совокупности целостную структуру педагогической деятельности. Ядром данной структуры является педагогическое взаимодействие – личностно ориентированное общение педагога и учащихся. Предмет этого взаимодействия выступает в совместной деятельности как объект, т.е. педагогическое взаимодействие существует не само по себе, а лишь по отношению к некоторому объекту. Структура целостной педагогической деятельности представлена на.

Следует отметить особенность педагогической деятельности, обусловленную субъект-субъектными и объект-субъектными отношениями. Вектор «мотив–цель» в совместной деятельности и для педагогов, и для учащихся един. Но для каждого участника (субъекта совместной деятельности) он индивидуален, т. е. мотивы участников совместной деятельности (педагогов и учащихся) различны. Можно сказать, что мотивы выступают в качестве тех личностных оснований, которые придают педагогической деятельности индивидуальный характер. Таким образом, цели совместной педагогической деятельности совпадают, мотивы же участников этой деятельности всегда различны, индивидуальны.

Существенной характеристикой педагогической деятель­ности является взаимодействие педагога и учащихся. Поэтому в качестве единицы ее анализа следует избрать педагогическое взаимодействие.

В ходе реализации педагогической деятельности взаимодействие ее участников регулируется отражением не только того предмета, на который оно направлено, но и действий, выполняемых другими участниками, а также тех измене­ний, которые ими осуществляются. Действия педагога строятся, таким образом, не только соответственно предмету и цели дея­тельности. Педагог «подстраивает» свое воздействие к действиям учащихся. Это повышает уровень эффективности педагогической деятельности, придает ей вероятностный характер. В совместной деятельности возрастает роль опережающего отражения (антиципирования) не только возможного результата воздействия, но и ответных действий учащихся.

Следующим компонентом педагогической деятельности яв­ляются обобщенные способы осуществления педагогического взаимо­действия. Особенность этих действий – обращенность педагога на самого себя, т. е. педагогическая рефлексия. Анализ и оценка способов достижения цели – результата деятельности – ведется по критериям, нормам, принятым в педагогике. Следует отметить, что оценка осуществляется не только педагогом, но и учащимся. Это обогащает обратную связь дополнительной информацией.

Таким образом, психологический анализ педагогической дея­тельности позволяет выделить в ней следующие структурные со­ставляющие:

§ деятельность, направляемую стратегическими целями и моти­вами;

§ педагогическое взаимодействие, направляемое тактическими и операциональными целями;

§ способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций.

Ядром педагогической деятельности является педагогическое взаимодействие, точнее, личностно ориентированное педагогическое общение.

Наши рекомендации