Iv. характеристика профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.04 профессиональное обучение (по отраслям)

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата, включает: подготовку обучающихся по профессиям и специальностям в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена, а также в службе занятости населения. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата, являются: участники и средства реализации целостного образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, включающие учебно- курсовую сеть предприятий и организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих, служащих и специалистов среднего звена, а также службу занятости населения. ФГОС ВО-05 6

4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: учебно-профессиональная; научно-исследовательская; образовательно-проектировочная; организационно-технологическая; обучение по рабочей профессии. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: учебно-профессиональная; научно-исследова-тельская; организационно-технологическая; обучение по рабочей профессии. При разработке и реализации программ бакалавриата образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится выпускник, исходя из потребностей рынка труда, научно- исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.

4.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи: учебно-профессиональная деятельность: определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики; ФГОС ВО-05 7 развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего, служащего и специалиста среднего звена; планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных организациях реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и среднего профессионального образования (СПО); организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях среднего, дополнительного профессионального образования; диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена; организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно-правовых документов; анализ профессионально-педагогических ситуаций; воспитание будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; научно-исследовательская: участие в исследованиях по проблемам подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена; организация учебно-исследовательской работы обучающихся; создание, распространение, применение новшеств и творчество в педагогическом процессе для решения профессионально-педагогических задач, применение технологии формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена; образовательно-проектировочная: проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач; ФГОС ВО-05 8 прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности; конструирование содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена; проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена; разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена; проектирование, адаптация и применение индивидуализирован- ных, деятельностно и личностно ориентированных технологий и методик профессионального обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена; проектирование, адаптация и применение комплекса дидактических средств для подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена; проектирование и организация коммуникативных взаимодействий и управление общением; проектирование форм, методов и средств контроля результатов процесса подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена; организационно-технологическая: организация учебно-производственного (профессионального) процесса через производительный труд обучающихся; анализ и организация хозяйственно-экономической деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (организациях); организация образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена; ФГОС ВО-05 9 эксплуатация и техническое обслуживание учебно-техноло-гического оборудования; использование учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена; реализация учебно-технологического процесса в учебных мастерских, организациях и предприятиях; обучение по рабочей профессии: определение путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов; использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии; формирование профессиональной компетентности рабочего соответствующего квалификационного уровня; организация производительного труда обучаемых. Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи: учебно-профессиональная деятельность: определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики; развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего, служащего и специалиста среднего звена; планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных организациях реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и среднего профессионального образования (СПО); ФГОС ВО-05 10 организация и осуществление учебно-воспита-тельной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях среднего, дополнительного профессионального образования; диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена; организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно-правовых документов; анализ профессионально-педагогических ситуаций; воспитание будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; научно-исследовательская: участие в исследованиях по проблемам подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена; организация учебно-исследовательской работы обучающихся; организационно-технологическая: организация учебно-производственного (профессионального) процесса через производительный труд обучающихся; анализ и организация хозяйственно-эконо-мической деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (организациях); организация образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена; эксплуатация и техническое обслуживание учебно-техноло-гического оборудования; использование учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена; ФГОС ВО-05 11 реализация учебно-технологического процесса в учебных мастерских, организациях и предприятиях; обучение по рабочей профессии: определение путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов; использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии; формирование профессиональной компетентности рабочего соответствующего квалификационного уровня; организация производительного труда обучаемых.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программы бакалавриата, вне зависимости от присваиваемой квалификации должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-3);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

готовностью поддерживать уровень физической подготовки обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

готовностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программы бакалавриата, вне зависимости от присваиваемой квалификации должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью проектировать и осуществлять индивидуально- личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1);

способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОПК-2);

способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка (ОПК-3);

способностью осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОПК-4);

способностью самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОПК-5);

способностью к когнитивной деятельности (ОПК-6);

способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);

готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);

готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);

владением системой эвристических методов и приемов (ОПК-10).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

учебно-профессиональная деятельность: способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);

способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2);

способностью организовывать и осуществлять учебно- воспитательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ВО-05 14 профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО (ПК-3);

способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5); готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);

готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);

готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена; (ПК-8);

готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);

готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);

научно-исследовательская: способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);

готовностью к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-12);

готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);

готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-14);

образовательно-проектировочная деятельность: способностью прогнозировать результаты профессионально- педагогической деятельности (ПК-15);

способностью проектировать и оснащать образовательно- пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-16);

способностью проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-17);

способностью проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);

готовностью к проектированию комплекса учебно- профессиональных целей, задач (ПК-19); готовностью к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-20);

готовностью к разработке, анализу и корректировке учебно- программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-21);

готовностью к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-22);

готовностью к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-23);

организационно-технологическая деятельность:

способностью организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);

способностью организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);

готовностью к анализу и организации экономической, хозяйственно- правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);

готовностью к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-27);

готовностью к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-28);

готовностью к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29);

готовностью к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30);

обучение по рабочей профессии: способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) (ПК-31);

способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);

готовностью к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности (ПК-33);

готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34);

готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35);

готовностью к производительному труду (ПК-36).

5.5. Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: учебно-профессиональная деятельность:

способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих (ППК-1);

способностью организовывать и осуществлять учебно- профессиональную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО (ППК-2);

способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ППК-3);

готовностью к использованию современных технологий обучения и диагностики (ППК-4);

готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ППК-5);

готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащего (ППК-6);

готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ППК-7);

готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ППК-8);

научно-исследовательская: готовностью к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих (ППК-9);

готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих (ППК-10);

организационно-технологическая деятельность:

способностью организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ППК-11);

способностью организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ППК-12);

готовностью к анализу и организации экономической, хозяйственно- правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ППК-13);

готовностью к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих, служащих (ППК-14);

готовностью к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих (ППК-15);

готовностью к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ППК-16);

обучение по рабочей профессии: способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) (ППК-17);

способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ППК-18);

готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ППК-19);

готовностью к производительному труду (ППК-20).

5.6. Образовательная организация разрабатывает образовательные программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.7. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата вне зависимости от присваиваемой квалификации все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные или профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа бакалавриата.

5.8. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности. 5.9. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

Наши рекомендации