Методика 10. Определение понятий
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:
«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипе»”. Как бы ты объяснил это?»
Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.
Замечания:
Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.
Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: “Знаешь ли ты это слово?” или “Понимаешь ли ты смысл этого слова?” Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.
Оценка результатов:
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.
Выводы об уровне развития
10 баллов 8—9 баллов 4—7 баллов 2—3 балла 0—1 балл | — очень высокий. — высокий. — средний. — низкий. — очень низкий. |
Методика 11. “Исключение слов”
Предназначена для исследования вербально-логического мышления. Методика позволяет оценить способности к обобщению и выделению существенных признаков и состоит из 15 серий, в каждой - по 4 слова. Для обследования необходим секундомер и протокол для регистрации ответов.
Стимульный материал методики “Исключение слов”
1. книга, портфель, чемодан, кошелек
2. печка, керосинка, свеча, электроплитка
3. часы, очки, весы, термометр
4. лодка, тачка, мотоцикл, велосипед
5. самолет, гвоздь, пчела, вентилятор
6. бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы
7. дерево, этажерка, метла, вилка
8. дедушка, учитель, папа, мама
9. иней, пыль, дождь, роса
10. вода, ветер, уголь, трава
11. яблоко, книга, шуба, роза
12. молоко, сливки, сыр, хлеб
13. береза, сосна, ягода, дуб
14. минута, секунда, час, вечер
15. Василий, Федор, Семен, Иванов
Ключ:(ответы для контроля)
1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов
Протокол обследования
вербально-логического мышления
Учащийся _______________
Дата ___________ Возраст ________________ Пол ____________
Номер серии | Время выполнения задания, сек. | Результат |
... |
Инструкция:Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Нужно зачеркнуть это слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок”. Если ребенок не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из стимульного материала, экспериментатор решает вместе с ним.
В ходе выполнения задания фиксируется время и правильность выполнения задания.
Обработка результатов:
1. Оценить в “сырых” баллах выполнение задания: за каждый правильный ответ - 2 балла, за неправильный ответ - 0 баллов;
2. Рассчитать интегральный балл выполнения задания с учетом поправки (см. таблицу);
3. Перевести полученное интегральное значения в стандартную стэновую шкалу и определить уровень развития способности.
4. Данные занести в сводную ведомость. | Поправка на время выполнения задания |
Время, сек. | Поправка на время, баллы |
< 250 250-330 > 330 | -3 -6 |
Методика 12. “Подбор слов”
Методика предназначена для исследования флюэнтности мышления и долговременной памяти. Сущность методики состоит в подборе максимального количества слов в пределах отведенного времени. Слова обязательно должны содержать две указанные Вам буквы. Количество букв в слове не ограничено. Место расположение указанных букв в слове значения не имеет. Однако, подбираемые Вами по памяти слова должны отвечать следующему требованию: слово должно быть существительным в единственном числе, обязательно нарицательным (имена собственные употреблять нельзя). Привести примеры, но с другим набором букв.
Для выполнения задания необходимо взять чистый лист бумаги. В правом верхнем углу листа написать свою фамилию, имя, класс (группу). Затем разделить оставшуюся часть листа на три равные части горизонтальными линиями. В каждой части листа Вы будете выполнять только одно задание. Задания выполняются строго по порядку и по команде: "Выполнение задания начать!".
На выполнение каждого задания времени отводится 1 минута.
Если есть вопросы, поднимите руку!
Задание № 1
Вспомнить и написать на листе бумаги как можно больше имен существительных, только нарицательных, которые содержат 2 гласные буквы "А" и "А". Время 1 минута.
"Выполнение задания начать!".
Задание № 2
Вспомнить и написать на листе бумаги как можно больше имен существительных, только нарицательных, которые содержат 1 согласную букву и 1 гласную букву - "С" и "О". Время 1 минута.
"Выполнение задания начать!".
Задание № 3
Вспомнить и написать на листе бумаги как можно больше имен существительных, только нарицательных, которые содержат 2 согласные буквы "В" и "Р". Время 1 минута.
"Выполнение задания начать!".
Обработка результатов:
1. Оценить в “сырых” баллах выполнение задания: за каждый правильный ответ - 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов;
2. Перевести полученные значения в стандартную стэновую шкалу и определить уровень развития способности.
3. Данные занести в сводную ведомость.
Методика 13. “Умение считать в уме”(для детей в возрасте до 10 лет)
Методика предназначена для исследования способности к математическому счету, процесса формирования абстрактно-логического мышления.
Сущность задания состоит в выполнении ребенком арифметических действий: сложение, вычитание, умножение и деление целых и дробных чисел, простых и сложных в пределах 100. Примеры на счет предлагаются на слух в порядке их усложнения. Ребенок должен как можно быстрее сосчитать их в уме и дать устный ответ. На выполнение задания отводится 5 минут.
Оценка в баллах | Примеры задания (с порядковым номером и решением) | Оценка в баллах | |||
0,1 | 1) 5 + 2 = 7 2) 4 + 5 = 9 3) 6 - 2 = 4 | 25) 0,83 + 0,12 = 0,95 26) 0,47 + 0,35 = 0,82 27) 0,22 - 0,13 = 0,09 | 0,7 | ||
0,8 | 0,2 | 4) 9 - 6 = 3 5) 3 х 2 = 6 6) 2 х 4 = 8 | 28) 0,87 - 0,43 = 0,44 29) 0,22 х 0,1 = 0,022 30) 0,15 х 0,2 = 0,03 | 0,8 | 3,2 |
0,2 | 7) 9 : 3 = 3 8) 6 : 2 = 3 9) 10 + 6 = 16 | 31) 0,21 : 0,1 = 2,1 32) 0,48 : 0,24 = 2,0 33) 1/4 + 1/4 = 1/2 | 0,8 | ||
0,3 | 10) 12 + 4 = 16 11) 16 - 4 = 12 12) 19 - 7 = 12 | 34) 1/4 + 2/4 = 3/4 35) 3/5 + 1/8 = 29/40 36) 9/16 - 5/16 = 1/4 | 0,9 | ||
0,3 | 13) 4 х 3 = 12 14) 6 х 3 = 18 15) 18 : 3 = 6 | 37) 1/3 x 1/3 = 1/9 38) 2/8 x 3/8 = 3/32 39) 4/5 : 2/5 = 2,0 | 0,9 | ||
1,6 | 0,4 | 16) 15 : 5 = 5 17) 25 + 32 = 57 18) 41 + 23 = 64 | 40) 5/16 : 3/16 = 5/3 41) 1/2 + 2/4 = 1,0 42) 8/32 + 3/4 = 1,0 | 1,1 | 2,0 |
0,4 | 19) 43 - 17 = 26 20) 67 - 21 = 46 21) 16 х 5 = 80 | 43) 9/10 - 2/5 = 1/2 44) 9/16 - 3/4 = - 3/16 45) 2/6 x 1/2 = 1/6 | 1,1 | ||
0,5 | 22) 22 х 4 = 88 23) 48 : 12 = 4 24) 84 : 14 = 6 | 46) 3/16 x 3/4 = 9/64 47) 4/12 : 2/3 = 1/2 48) 8/32 : 4/16 = 1 | 1,3 | 2,4 |
В таблице справа и слева приведены баллы, которыми оценивается правильное решение того или иного арифметического примера. Все примеры в таблице разделены на группы. Если из данной группы, включающей 3 примера, ребенок решил не менее 2-х примеров, то ему приписывается соответствующий балл. Группы примеров и соответствующие им оценки разделены горизонтальными чертами.
Выводы об уровне развития:
7,7 баллов и выше- очень высокий;
5,7 - 7,6 баллов -высокий;
2,5 - 5,6 баллов -средний;
0,9 - 2,4 баллов -низкий;
менее 0,8 баллов -очень низкий.
Методика 14. “Арифметический счет”(для детей в возрасте от 10 лет и более)
Методика предназначена для исследования способности к математическому счету, процесса формирования абстрактно-логического мышления.
Сущность задания состоит в выполнении арифметических действий сложение, вычитание, умножение и деление) с целыми числами в пределах 100. Последовательность выполнения арифметических действий должна быть в том порядке, в котором они записаны, слева - направо. В правой части примеров даны четыре варианта ответа.
Примеры на бланке заданий Регистрационный лист
№ | Содержание задания | А | Б | В | Г | Д | № | А | Б | В | Г | Д | |
1. | 7 - 2 х 5 - 9 : 8 = | - | 1. | + | |||||||||
2. | 32 - 4 : 7 - 3 = | - | 2. | + |
Решим задание № 1:
7 минус 2 получится 5; умножить на 5, получится 25; минус 9, получится 16; разделить на 8, получится 2.
Верный ответ в графе под индексом "в".
В задании № 2:
32 минус 4, получится 28; разделить на 7, получится 4; минус 3, получится 1. Среди представленных в правой части вариантов такого ответа нет, значит надо поставить метку в графе под индексом "д".
При выполнении задания метки, в виде "+", ставятся только в регистрационном листе. Если Вы ошиблись, поставьте правильный ответ в соответствующей графе и обведите кружочком + .
На выполнение методики отводится 5 минут.
Если есть вопросы, поднимите руку.
Стимульный бланк заданий Лист ответов
№ | Содержание задания | А | Б | В | Г | Д | № | А | Б | В | Г | Д | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. | 53 + 47 : 2 - 41 x 3 = 74 - 66 x 4 + 48 : 8 = 94 - 87 x 3 - 15 : 6 = 9 x 5 - 39 x 4 + 76 = 40 : 5 + 79 - 69 : 3 = 85 - 57: 4 x 5 + 58 = 6 x 5 x 3 - 72 : 2 = 100 - 73 : 3 x 5 + 47 = 93 - 58 : 5 x 3 + 79 = 40 x 2 - 56 : 4 x 3 = 17 + 15 : 4 + 67 + 25 = 7 x 1 + 86 - 79 : 7 = 4 x 8 + 17 : 7 + 83 = 36 : 6 x 8 + 24 : 9 = 17 + 46 : 7 + 40 - 37 = 7 x 8 + 25 : 9 + 91 = 6 x 4 + 48 : 8 x 9 = 9 x 7 - 27 : 6 x 8 = 3 x 9 + 45 : 8 + 71 = 100 - 37 : 9 x 7 + 25 = 43 + 29 : 9 x 6 + 46 = 2 x 7 + 86 : 20 x 9 = 56 : 8 x 10 - 16 : 6 = 89 - 68 : 7 x 9 + 78 = 4 x 7 + 28 : 8 x 9 = 72 : 8 x 6 + 27 : 9 = 63 : 9 + 25 : 8 x 20 = 8 x 9 - 16 : 7 x 6 = 100 - 46 : 9 x 7 + 39 = 7 x 9 - 39 : 8 x 30 = | - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. |
Ключ:
1. - В 7. - В 13. - В 19. - Б 25. - Г
2. - Б 8. - А 14. - Г 20. - Д 26. - А
3. - Д 9. - Б 15. - В 21. - А 27. - В
4. - Г 10. - Г 16. - В 22. - В 28. - Б
5. - Б 11. - А 17. - А 23. - В 29. - В
6. - Г 12. - Д 18. - Г 24. - Б 30. - А
Примерная таблица перевода “сырых” баллов в стэновую шкалу
Стэн | ||||||||||
Балл | 1 и менее | 2-3 | 4-6 | 7-10 | 11-13 | 14-15 | 16-17 | 18-19 | 21 и более |
Обработка результатов:
1. Оценить в “сырых” баллах выполнение задания: за каждый правильный ответ - 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов;
2. Перевести полученное значения в стандартную стэновую шкалу и определить уровень развития способности.
3. Данные занести в сводную ведомость.
Методика 15. “Матрицы Равена”
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена (см. стимульный материал рис. 13 № 1-10).
Рис. 13. 1-10 задания к методике «Матрицы Равена».
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно решенная матрица оценивается в 1 балл {Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая, из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ [номер выбираемого флажка]): 1 - 7, 2 - 6, 3 - 6, 4 - 1, 5 - 2, 6 - 5, 7 - 6, 8 - 1, 9 - 3, 10 - 5}.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.