Семейной психологической
ПОМОЩИ
Глава 15. Семейные конфликты
Для семьи, испытывающей затруднения во взаимодействии ее членов, характерно длительное существование проблем, наносящих ощутимый удар стабильности брака. Поэтому всегда был и остается актуальным вопрос о возможностях противостояния семьи тем трудностям, с которыми она сталкивается на протяжении своего существования. В первую очередь следует говорить о компетентности самих членов семьи в этом вопросе. Обеспечение такой компетентности — достаточно сложный процесс, решаемый, в первую очередь, на основе усвоения знаний об особенностях взаимодействия в семье и постепенного приобретения навыков ее членами.
Предупреждение(профилактика) семейных трудностей включает следующие содержательные элементы на уровне семейной группы:
□ успешный, ожидаемый выбор супруга;
□ установки на позитивное восприятие, переживание и преодоление нормативных личностных, семейных кризисов на протяжении жизненного цикла семьи;
□ установки, стремление, активность к конструктивному разрешению семейных трудностей;
□ наличие знаний в области психологии семьи, семейных отношений, знаний феноменологии типичных психологических семейных проблем;
□ наличие знаний и определенных навыков владения основными психологическими методами само- и взаимопомощи, знание правил стабилизации, гармонизации семейных отношений;
□ наличие информации о специалистах, местах оказания профессиональной помощи, методах преодоления семейных трудностей, других семейных проблем;
□ осознание своих ожиданий, представлений партнера о супруге, семейном общении, отношениях; стремление, установка, готовность к личностному росту самих супругов;
□ формирование стиля успешности вербального и невербального общения в семье.
Преодолениесемейных трудностей осуществляется посредством следующих способов и методов семейной психологической помощи: самопомощь, взаимопомощь членов семьи, специализированная помощь (семейная психодиагностика, просвещение, консультирование, психотерапия, психореабилитация).
Механизм преодоления семейных трудностей включает:
□ осознание, понимание их супругами (членами семьи);
□ принятие и переработку глубинного конфликта, причин семейных трудностей;
□ появление идеи, мотивации к изменению;
□ перемену отношения к семейным трудностям;
□ поиск способов преодоления психологических и социально-психологических преград на пути достижения удовлетворения в отношениях;
□ достижение более полного удовлетворения базовыми индивидуальными, семейными потребностями;
□ гармонизацию семейных отношений (достижение качеств сопереживания, сотрудничества, взаимопонимания, взаимных побуждений, взаиморегуляции).
Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель — подчиненный»
Причины конфликтов «руководитель — подчиненный»
СУБОРДИНАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ
ZZ1 |
ZSL
ИНТЕНСИВНОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОППОНЕНТОВ
ISI |
ZZZ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК»
Х^ |
ZZL
ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИИ
ISZ |
ZZZ
ВЫСОКАЯ ОБЪЕКТИВНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ ЗВЕНА «НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ НАЧАЛЬНИК— ПОДЧИНЕННЫЙ»
РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАБОЧЕГО МЕСТА
X |
X
РАССОГЛАСОВАННОСТЬ |
МЕСТАМИ |
СВЯЗЕЙ МЕЖДУ РАБОЧИМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
СЛОЖНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
X
НЕДОСТАТОЧНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПО ОБЪЕКТИВНЫМ УСЛОВИЯМ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Объективные причины
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ «ПО ВЕРТИКАЛИ» |
Управленческие причины | ||
нео | птимальные и ошибочн решения | ые |
из. п | пишняя опека и контро эдчиненных со сторонь руководства | 1Ь i |
недос по | гаточная профессиона дготовка руководителе | пьная "Й |
низкие | престиж труда управл зеднего и низшего зве | енцев на |
^------------------------------------ 1 | -------------- 7 | |
неравномерность распределения служебной нагрузки | ||
\ / | ||
нарушения в системе стимулирования труда |
Личностные причины
низкая культура общения, грубость
X |
X
недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными
X |
X
стремление руководителя
утвердить свой авторитет любой
ценой
X |
X
выбор руководителем неэффективного стиля руководства
отрицательная установка
руководителя по отношению
к подчиненным
и наоборот
напряженные отношения между руководителями и подчиненными
XX |
XX
психологические особенности участников взаимодействия
Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель — подчиненный»
Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных актуальна для науки и практики. В центре внимания находятся вопросы эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя, оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Все они зависят от оптимизации отношений в звене «руководитель — подчиненный», то есть от конфликтов «по вертикали».
Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные.
К объективным причинамтаких конфликтов относят следующие.
1. Субординационный характер отношений. Существует противоречие между функциональной (официальной, формальной) и личностной (неофициальной, неформальной) сторонами отношений руководителя и подчиненного, что порождает конфликты.
2. Деятельность в системе «человек — человек» конфликтогенна по своей природе.
3. Большая часть конфликтов «по вертикали» детерминирована предметно-дея-тельностным содержанием межличностных отношений (около 96 % конфликтов между руководителями и подчиненными).
4. Частота возникновения конфликтов по вертикали связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов.
5. Наиболее конфликтно звено «непосредственный руководитель — подчиненный»: на него приходится более 53 % конфликтов.
6. Разбалансированность рабочего места. Рабочим местом называют совокупность функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции должны быть обеспечены средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены.
7. Рассогласованность связей между рабочими местами в организации.
8. Сложность социальной и профессиональной адаптации руководителя к должности управленца.
9. Недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации.
Среди субъективных причинтаких конфликтов обычно выделяют управленческие и личностные.
1. Управленческие причины: неоптимальные и ошибочные решения; излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства; недостаточная профессиональная подготовка руководителей; низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звеньев; неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных; нарушения в системе стимулирования труда.
2. Личностные причины: низкая культура общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой; выбор начальником неэффективного стиля руководства; отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненным и наоборот; напряженные отношения между руководителями и подчиненными; психологические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка, акцентуации характера и т. д.).
Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия
Предупреждение конфликтов «по вертикали» (по А. И. Шипилову)
Психологический отбор специалистов в организацию |
Стимулирование мотивации к добросовестному труду
Справедливость и гласность в организации деятельности
Учет интересов всех лиц, чьи интересы затронуты управленческим решением
Своевременное информирование людей по важным для них вопросам
Снятие социально-психологической напряженности путем проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей
Организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество»
Оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей
Уменьшение зависимости работника от руководителя
Поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста
Справедливое распределение нагрузки между подчиненными
С
праведливая оценка результатов деятельности
Принятие
компетентных управленческих решении
Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель — подчиненный»
Практика показывает, что бесконфликтному взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют следующие условия: психологический отбор специалистов в организацию; стимулирование мотивации к добросовестному труду; справедливость и гласность в организации деятельности; учет интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение; своевременное информирование людей по важным для них вопросам; организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество»; оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей; поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста и др.
В целях правильного построения взаимоотношений с подчиненными, грамотной организации управленческой деятельности, а также предупреждения конфликтов «по вертикали»целесообразно руководствоваться следующими правилами:
□ ставьте подчиненным ясные, конкретные и выполнимые задачи. Не допускайте неопределенности, двусмысленности в содержании приказания. Задача должна соответствовать возможностям подчиненного;
□ обеспечьте выполнение задачи всем необходимым;
□ приказы, распоряжения, требовательность к подчиненному должны быть обоснованны в правовом отношении — не ущемляйте человеческое достоинство;
□ текущий контроль снижает вероятность возникновения конфликтов;
□ не спешите с однозначной негативной оценкой результатов деятельности подчиненного;
□ достигнутое подчиненным оценивайте исходя из начального положения дел и успехов других работников;
□ не стремитесь в короткий срок перевоспитать нерадивого подчиненного; проводя воспитательную работу с подчиненными, не рассчитывайте на немедленные положительные результаты;
□ критикуйте после того, как похвалите, оценивайте не личность, а поступок, результаты служебной деятельности, указывайте при этом возможные пути исправления ошибок и просчетов. Критическую оценку подчиненного не переносите на всю социальную группу, к которой он принадлежит;
□ избегайте жестких, категоричных и безапелляционных по форме оценок поведения и деятельности подчиненных. Резкая оценка настраивает на возможное противодействие;
□ не делайте подчиненных козлами отпущения своих управленческих ошибок;
□ будьте справедливы и честны по отношению к подчиненным;
□ всеми силами боритесь с проявлениями негативных эмоций в общении с подчиненными;
□ не превращайте подчиненных в громоотвод ваших конфликтных отношений с вышестоящим руководством;
□ реже наказывайте и чаще помогайте подчиненным исправлять ошибки. Это может дать хорошие результаты: меньше проступков — меньше конфликтов, меньше наказаний — меньше проблем;
□ уважайте права подчиненных.
Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия
Разрешение конфликтов «по вертикали»
Вышестоящее руководство
желательно
нежелательно
Руководитель
Объект конфликта (проблема)
Подчиненный
Рекомендации подчиненному по разрешению конфликтов с руководителем
Не спешите противодействовать руководителю в конфликте
Будучи правым, старайтесь не уступать в главном
Предлагайте несколько вариантов решения, не настаивайте на одном, принципиальном
Не переходите на оскорбления и резкие выражения
Используйте слабые места в позиции руководителя
Если вы правы, то обосновать свою позицию руководству лучше один на один
Будучи неправым, лучше уступить сразу в главном
Изучайте индивидуально-психологические особенности своих руководителей
Не предлагайте решений, диаметрально противоположных предложениям
руководителя
Чем ниже нравственные качества руководителя, тем сложнее решать конфликт с ним
Глава 16. Конфликты в диаде «руководитель — подчиненный»
Рекомендации руководителюпо конструктивному разрешению конфликтов с подчиненными:
□ учитывать заинтересованность подчиненного в том решении конфликта, которое предлагает руководитель. Изменить мотивацию поведения подчиненного можно различными способами — от разъяснения неправильности позиции до предложения определенных уступок;
□ аргументировать свои требования в конфликте, подкреплять их правовыми нормами;
□ совершенствовать умение слушать подчиненных в конфликте как возможность получить необходимую информации. Отсутствие такого умения серьезно затрудняет разрешение конфликта;
□ изучать состояние и характер забот подчиненного, упорядочить его деятельность;
□ избегать отсутствия стремления идти на эскалацию конфликта с подчиненным, так как это ухудшает взаимоотношения в коллективе;
□ избегать повышения голоса в конфликтном диалоге с подчиненным, так как это не лучший аргумент. Грубость является признаком того, что руководитель не способен владеть ситуацией и собой;
□ повышать культуру общения. В частности, учитывать, что переход с «Вы» на «ты» является фактическим унижением подчиненного, дает ему моральное право ответить тем же;
□ стремиться к демонстрации спокойствия в осуществлении необходимых действий, опираться на должностной статус, что усиливает в глазах подчиненного справедливость требований начальника;
□ использовать поддержку вышестоящих руководителей и общественности. Важно, чтобы поддержка была направлена не на усиление давления на подчиненного, а на решение противоречия;
□ умело использовать должностное положение, не озлобляя подчиненного, не делая его неуступчивым, не затруднять этим разрешение конфликта;
□ не затягивать конфликт с подчиненным. Помимо потери рабочего времени длительность конфликта чревата взаимными обидами и потерей преимущества правого, возрастанием вероятности победы подчиненного и уменьшения такой вероятности для руководителя;
□ быть готовым при необходимости идти на компромисс, особенно в тех случаях, когда правота руководителя вовсе не очевидна или он предвидит нежелательные последствия как для себя, так и для других;
□ при осознании собственной неправоты в конфликте лучше его не затягивать и уступить подчиненному, найти мужество признаться в этом самому себе, а при необходимости — извиниться перед подчиненным;
□ учитывать то, что конфликтный руководитель — это не всегда плохой руководитель. Главное — быть справедливым, требовательным к себе и к подчиненным, решать проблемы, а не просто обострять отношения;
□ помнить о том, что конфликтный руководитель — всегда неудобный руководитель и упрочению авторитета руководителя будет способствовать его умение разрешать предконфликтные и конфликтные ситуации неконфликтными способами.
Глава 17. Конфликты между социальными группами Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ:
>конфликт интересов различных групп может вызвать межгрупповой конфликт;
>конфликт интересов, а также имевший место
в прошлом межгрупповой конфликт обусловливают восприятие угрозы отдельными членами группы со стороны другой группы;
>угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы;
>угроза обусловливает внутригрупповую солидарность;
>угроза обусловливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности;
>угроза увеличивает непроницаемость групповых границ;
>угроза уменьшает отклонение индивидов от групповых норм;
>угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности нарушивших верность своей группе;
>угроза приводит к необходимости наказания членов группы, отклоняющихся от групповых норм (реальная угроза увеличивает догматизм и этноцентризм);
>ошибочное восприятие членами группы угрозы со стороны внешней группы также обусловливает повышенную внутригрупповую солидарность
и враждебность в отношении внешней группы
л
S
ц
е
X
ш 2 он о
£
Глава 17. Конфликты между социальными группами
При рассмотрении механизмов возникновения межгрупповых конфликтов необходимо учитывать следующие обстоятельства:
□ в различных межгрупповых конфликтах может доминировать тот или иной механизм их возникновения;
□ межгрупповые механизмы более консервативны, чем психологические механизмы межличностного взаимодействия.
Среди основных механизмов возникновения межгрупповых конфликтов выделяют межгрупповую враждебность, объективный конфликт интересов, внутри-групповой фаворитизм.
Межгрупповая враждебностьвпервые описана З. Фрейдом, который опирался на работы Г. Лебона и У. Мак-Дугалла. Им постулирован факт универсальности межгрупповой враждебности в любом взаимодействии групп. Он определил функцию этой враждебности, объяснив ее как главное средство поддержания сплоченности группы.
Данный механизм получил развитие в работах Д. Долларда, Н. Миллера и Л. Бер-ковитца. Последний обосновал неизбежность переноса человеком агрессии на всех «других», «похожих» на тех, кто оказал на него фрустрирующее воздействие в прошлом, в процессе «социального научения».
Последователи теории «фрустрация — агрессия» показали возможность возникновения агрессии в том случае, когда человек непосредственно не испытывал фру-стрирующего воздействия, а лишь являлся его пассивным свидетелем.
Объективный конфликт интересов.Наиболее полно данный механизм описан в реалистической теории группового конфликта Д. Кэмпбеллом. Ее суть сводится к следующим позициям:
□ конфликт интересов, присущих различным группам, способен вызвать межгрупповой конфликт;
□ межгрупповой конфликт, имевший место в прошлом, обусловливает восприятие угрозы отдельными членами группы со стороны другой группы;
□ угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы и внутригрупповую солидарность;
□ угроза обусловливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности и непроницаемость групповых границ;
□ угроза уменьшает отклонение индивидов от групповых норм, приводит к необходимости наказания членов группы и увеличивает меру наказания.
Внутригрупповой фаворитизм.Ряд специалистов (К. Фергюссон, Х. Келли, Д. Рабби, М. Горвитц) показали, что межгрупповая конфликтность может наблюдаться только благодаря определенным познавательным процессам — внутригруп-повому фаворитизму. Данный феномен заключается в тенденции благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Он может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и при формировании мнений, суждений, оценок, относящихся к членам собственной и других групп. Эти эффекты могут действовать в различных ситуациях, на различных уровнях социального взаимодействия, как бы устанавливая «демаркационную линию» между людьми, которые по каким-либо критериям оцениваются как «свои», и теми, кто по данным критериям оценивается как «чужие».
Раздел 4. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия
Трудовые конфликты