Библиографический список. 1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К
1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К. и др. Подготовка ребенка к школе. – М., 1991. – 160с.
2. Абульханова К.А. Стратегия жизни. – М.:Мысль,1991. – 301с.
3. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности: Монографическое исследование. – Новосибирск, 1999. – 408с.
4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К.С.Лебединской, Г.П.Бертынь, З.М.Дунаева и др.-М., 1982.-127с.
5. Аминев Г.А. Инструкция по интерпретации восьмицветового теста на основе математической обработки //Математические методы в инженерной психологии. – Уфа, 1982. – С.18-24.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.,1980.
7. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М, 1997.-222с.
8. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М., 1981.
9. Асмолов А.Г. Не пройденный путь: от культуры полезности – к культуре достоинства: социально-философские проблемы образования. – М., 1992.
10. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности: Дисс. в виде научн. докл. на ... д-ра психол. наук. – М.,1998.
11. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.-367с.
12. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.-216 с.
13. Балахонов А.В. Ошибки развития. – СПб., 2001. – 288с.
14. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. // Практическая детская психология.– М., 1993. – 90с.
15. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза: Дис. … канд. психол. наук. – Новосибирск, 1998.-367с.
16. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 1999.-148с.
17. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992.-400с.
18. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.-422с.
19. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995. – 326с.
20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 464 с.
21. Бодалян Л.О. Невропатология. – М., 1986.
22. Большунов А.Я., Большунова Н.Я. Условия формирования детского сообщества как базиса детской культуры и развития индивидуальности дошкольника // Личность и деятельность: Тезисы докладов Сибирской научной конференции. – Новосибирск, 1995. -С. 42 – 44.
23. Большунова Н. Я. Переживание как фактор структурирования и развития индивидуальности // Развитие личности в системе непрерывного образования. – Новосибирск, 1996. – С. 62 – 63.
24. Большунов А.Я., Лисин В.С., Тихоновский А.В. Станет ли в России жить хорошо? // Актуальные исследования. Вып. 1. – М., 1999. – 250с.
25. Большунова Н.Я. Развитие субъектности как ведущая задача организации образования дошкольников //Образование и наука на пороге третьего тысячелетия.– Новосибирск,1995. -С.77-78.
26. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие. – М., 1999. -56с.
27. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. – 1990. – № 6.
28. Братусь Б.С.. Аномалии личности. – М., 1998.
29. Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности. //Личность в системе общественных отношений. – М., 1983.- С.274-276.
30. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.- 140 с.
31. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. – М.,1990.-136с.
32. Винокуров Л.Н. Роль нервно-психических нарушений в возникновении неуспеваемости у младших школьников.: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 1973. – 20с.
33. Власова Т.А. Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения // Дети с временными задержками развития. – М., 1971. -С.7-14.
34. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология. – 1975. – № 6.-С.8-17.
35. Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Обобщенный доклад. -М., 1972.-56с.
36. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6-ти т. – М., 1981-1986.
37. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
38. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.,1999.-280с.
39. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка // Методическое пособие. – М., 1994. – Вып. 7. – 64 с.
40. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995.-240с.
41. Делова Т.Б. Некоторые нейродинамические предпосылки в коррекции нарушений поведения у детей // Дети с временными задержками развития. – М., 1971.-С.125 – 131.
42. Демьянов Ю.Г. Некоторые данные исследований памяти у детей с задержкой психического развития // Материалы III всесоюзного съезда Общества психологов СССР. – М., 1968. – Т. 3. – Вып. 1. – С.405-406.
43. Дети группы риска: Материалы международного семинара. -СПб., 1998. – 178с.
44. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.-256с.
45. Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А.Невского. – М., 1963.
46. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Сборник научных тезисов / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панька. – Минск, 1997.
47. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сбор. научн. трудов /Под ред. И.В.Давыдова. – М.: Изд-во. АПН СССР, 1987. – С.74-80.
48. Диагностика и коррекция ЗПР у детей /Под ред. Шевченко С.Г. М., 2001. – 224с.
49. Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы ее коррекции: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1980. – 23с.
50. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М.,1973.-150с.
51. Ерина С.И., Колесниченко Н.А. Тест «Рука»: Руководство. – Ярославль, 1994.-39с.
52. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М., 1998.-176с.
53. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психологического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология.- 1972. -№5.-С.29-35.
54. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.,1981. -271с.
55. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе:Рабочая книга родителей. – М., 1990. -55с.
56. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. – 111с.
57. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. /Под ред. Л.А.Анциферовой.- М, 1978.-368с.
58. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики: Избр. психологические труды: В 2 т. – М., 1986.
59. Захаров А.И. Влияние семейных факторов на снижение темпов психического развития детей. – Л., 1976. -С.37-43.
60. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982. –216с.
61. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки аномального развития личности. – М,. 1980. -360с.
62. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1976.-238с.
63. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. -348с.
64. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропософии. – М., 1996. -286с.
65. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982. – 224с.
66. Ильин Е.П. Мотивы и мотивации. СПб., 2000. – 563с.
67. Изгоев А.С. Объ интеллигентной молодежи // Сборник статей о русской интеллигенции (Репринтное воспроизведение издания 1909г.). – М.,1990. – С.15-29.
68. Каган В.Е. Ребенок и психологическое насилие // Бюллетень защиты прав ребенка. СПб., – 1994. – №1. – С.13-18.
69. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.-191с.
70. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
71. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск, 1969.-238с.
72. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. – М., 1997. -160с.
73. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990. – 119 с.
74. Коррекционная педагогика / Под ред. Пузанова Б.П. -М., 1998. – 141 с.
75. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на- Дону, 1997.
76. Лапшин В.А., Пузанова Б.П. Основы дефектологии. – М., 1991.-143с.
77. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., 1991. -97с.
78. Лебединская К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. – М.,1969. -156с.
79. Лебединская К.С., Райская М.М., Немировская С.В. и др. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков// Дефектология.- 1980.- №5.- С.3-14.
80. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М., 1985. -167с.
81. Лебединский В.В. Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии // Невропатология и психиатрия. – 1971. – № 6. с.41 -45.
82. Лебединский В.В., Кошелева А.Д. Формирование умственных действий как метод диагностики и коррекции задержки интеллектуального развития // Первая Всесоюзная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста. – М., 1974. – С.38-40.
83. Левис Ш. Стресс и ребенок. – СПб., 1996.-208с.
84. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Пер. с англ. – М., 1994.-360с.
85. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения В 2-х т. – М., 1983.
86. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.-39с.
87. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972 .-575с.
88. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. – Новосибирск, 2002. – 264с.
89. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.-144с.
90. Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. –Киев, 1983.-с.153
91. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. – Л., 1979.-335 с.
92. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития // Дефектология.- 1972. -№4. – С.10-16.
93. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
94. Маслоу А. Самоактуализация: Психология личности; Тексты. – М.,1982.
95. Маргарет Мид. Культура и мир детства. – М., 1985.-368с.
96. Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб., 1996.
97. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика) – М., 1993.-198с.
98. Марасанов М.Г. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. – Киев, 1994.
99. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. – 1998. – № 1. – С.44-53.
100. Методика психомоторной практики / Сост.Е.И.Карандашова / Под ред. Н.Я. Большуновой. -Бердск, 1998.-26с.
101. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое сопровождение, диагностика, коррекция. – М., 2001. – 192с.
102. МКБ-10: Международная классификация психических заболеваний и поведенческих расстройств. Указание по диагностике / Под ред. С.Ю.Циркина.-СПб., 1994.
103. Носков Г.Г. Тест символических заданий: Методическое руководство для практических психологов. – Новосибирск, 1996. –28с.
104. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании. – М., 2001. –448с.
105. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Репиной Т.А., Стеркиной Р.Н. – М., 1999. – 152с.
106. Певзнер М.С. Дети с временной задержкой общего развития // Принципы отбора детей во вспомогательные школы. – М.,1960.
107. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития // Дефекты с временными задержками развития. – М., 1971. – С.15 – 20.
108. Переслени Л.И., Шохин П.В. Особенности внимания и восприятия (у детей с задержкой психического развития) // Обучение детей с задержкой психического развития. – М., 1993.
109. Петровский В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. – 1975. – № 3. – С.26-38.
110. Проблемы психологической готовности ребенка к школе: Банк методик для обследования / Под ред. Н.Я. Большуновой; сост. Клинникова З.П. – Бердск, 1998. – 74с.
111. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М., 1993.
112. Психокоррекция: теория и практика /Под ред. Ю.С.Шевченко, О.Н.Усановой. – М., 1995.-222с.
113. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – 480с.
114. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общей ред. М.М.Семаго. – М., 1999.-136с.
115. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987. – 240с.
116. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. – М., 1997. – 336с.
117. Психология: Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – 496 с.
118. Подосинов В.Н. Суггестивный монолог матери как технология коррекции психического и личностного развития // Личность и деятельность: Тезисы докладов Сибирской научной конференции. – Новосибирск, 1995. – С.137.
119. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. / Сост. В.М. Астапова, Ю.М. Микадзе. – СПб., 2001. – 384с.
120. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на-Дону, 1994. – 240с.
121. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1995. – 529 с.
122. Романова Е.С., Потешкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1991. – 213с.
123. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.-720с.
124. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М., 1993. – 368 с.
125. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М., 1990.
126. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976.
127. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии /Сост. Н.В.Новотворцева. – Ярославль, 1999.-144с.
128. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе. – М., 2000. –216с.
129. Сосновский В.А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М., 1979. – 157 с.
130. Серикова В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. – Волгоград, 1994.
131. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. – 400с.
132. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000. – 208с.
133. Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие. – Астрахань, 1995.
134. Ульенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и коррекционно – педагогическая работа с ними: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 1983.
135. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия» НПЦ «Коррекция». – М., 1994. –74с.
136. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / Под ред. В.А.Петровского, А.М. Виноградовой.-М., 1993.-192с.
137. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994. – 192с.
138. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 367с.
139. Франк С.Л. Смыслы жизни // Вопросы психологии . – 1990. – № 6. – С. 68-132..
140. Хомская Е.Д. Исследование влияний речевых реакций на двигательные функции у детей с церебрастенией // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. – М., 1958. – С.131-249.
141. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993. – 480 с.
142. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей – М., 1993.-93с.
143. Цыпина Н.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с задержкой психического развития// Дефектология. – 1974. – № 1. -С.11 – 19.
144. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990. – 128 с.
145. Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1976.- № 4.- С. 20 – 28.
146. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.
147. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994. -239 с.
148. Эльконин Д.Б. Из научных дневников // Избран. психол. труды – М., 1989
149. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития. // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6 – 20.
150. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978. – 304 с.
151. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960. – 328 с.
152. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. – М., 1990. – 197с.
153. Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск, 1993. – 55 с.
154. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М., 1994. -336с.
155. Юркова И.А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма // Дети с временными задержками развития. – М., – 1971. -С. 25 – 31.
156. Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1985. – 575 с.
157. Яссман Л.В. Некоторые особенности овладения грамматическим строем речи детьми с задержкой психического развития: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1976 – 20 с.
158. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
159. Bender L. The Brain and child behavior. – Arch. Gen. Psychiat. – 1996. – Р.531-547.
160. Denhoff E. The natural life history of children with minimal brain dysfunction. – Ann. N.Y. Acad. Sci., 1973. – Р.188-205.
161. Efron R.E., Efron H.Y. Meassirement of attitudes towards the retarded and an application with educators // American journal of mental deficiency. 1967. Р. 100-107.
162. Gaddes W.H. learning disabilities and Brain function A:neuropsychological approach.- N.Y.etc. :Springer, 1980. -403p.
163. Ginott H. Teacher and Child. -N.-Y., 1972. –278p.
164. Gordon R. Dying and Creatin: A Scarch of Meaning. – N.-Y., 1978. –325p.
165. Hartocollos P. The syndrome of minimal brain disfunction in young adult patients. – Bull. Menninger Clin, 1968. Р. 102-114.
166. Kirk S., Kirk W. Psycholinguists learning disabilities: Diagnosis and remediation. – Urdana etc.: Univ. of Illinois Pres, 1971. -198p.
167. Sawyers J.K., Rogers C.S. Helping young children develop ihzoygh play. – Washington D.S., 1994. – Р.60.
168. Sawyers J.K., Rogers C.S. Play in the lives of children. -Washington D.S., 1995. – P.135.
169. Spitz R.A. The Yes of Life. – N.Y., 1965. -266p.
170. Thomas M.R Comparing theories of child development. – Delmont, 1985. – 474p.
171. http:// www.pomorsu.ru/Scientifielife/libraru/Sbrnic1/Article25.htm/ Кристиан Флор. Забота о людях, страдающих задержкой психического развития, в аспекте процесса обучения.
172. [email protected] Бритта Алин, Курт Шриннхольм. Специальное образование в Швеции.
Публикации автора по теме исследования:
Научные статьи и тезисы докладов
1. Организация образования дошкольников в системе детский сад – школа // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Материалы Международного конгресса. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. –2с. (Соавт. Большунова Н.Я.).
2.Ранняя психокоррекция развития детей с задержкой психического развития // Личность и деятельность. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1996.- 3с. (Соавт. Балашова Н.Ф.).
3. Организация образования дошкольников в группах коррекции для детей с ЗПР // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: Материалы Международного конгресса. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. – 3с. (Соавт. Балашова Н.Ф.).
4.Родительская школа в детском саду // Психология активности личности. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1997. –5с.
5.Профилактика школьной дезадаптации в условиях задержанного психического развития // Психология активности личности. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1997. – 4с. (Соавт. Балашова Н.Ф.).
6.К вопросу о факторах возникновения ЗПР психогенной этиологии // Психология активности личности. Новосибирск: Изд. НГПУ, 1997. –5с.
7.Социальная поддержка детей с аномалиями развития // Развитие личности в системе непрерывного образования.– Новосибирск: Изд. НГПУ, 1997. – 2с. (Соавт. Т.А.Качан).
8.Синтез образования и медицины как условие формирования здорового образа жизни // Развитие личности в системе непрерывного образования. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 1997. – 3с. (Соавт. Т.В. Курдюкова, С.А.Молчанова).
9.Развитие мышления у дошкольников // Сборник научных статей. – Новосибирск, 1999. – 9с. (Соавт. Е.П.Варламова).
10.Формирование социальных эмоций и эмпатии у дошкольников // Сборник научных статей. – Новосибирск, 1999. – 8с. (Соавт. Е.Л.Колкунова).
11. Особенности детско-родительских отношений в сектантской семье// Практический психолог. М., 2000. – № 8-9. 12с. (соавт.Сапина Е.А.).
12. Особенности психического развития в дизонтогенезе // Сборник материалов Всероссийской конференции «Философия образования XXI век».- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. – 3с.
13. Развивающие возможности пространства в коррекционной работе с детьми // Сборник материалов Всероссийской конференции «Философия образования для XXI века». – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. – 6 с.
14. Вопросы гуманизации образования в подготовке специалистов-психологов // Сборник материалов научно-метод. конфер. Качество, технологии, экономика и законодательство в сфере образования: – Томск: Изд-во ТЭЮИ. 2002. – 8с.
15. Роль дидактической игры в развитии внимания дошкольника // Сборник Проблемы качества образования в ВУЗе: Сборник научных трудов.– Новосибирск: Изд-во НГИ, 2002. -8с. (Соав. Хитева А.В.).
16. Эмоциональная жизнь ребенка в условиях сектантской семьи // Мотивация и активность личности. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 14с.
17. Психологическая сущность агрессивности личности // Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании».– Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. – 9с. (Соав. К. Ю. Гуляева).
18. Коррекционные возможности средового пространства // Мотивация и активность личности. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 15 с.
19. Психологические методы коррекции состояния тревожности у педагогов // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003.–17с. (Соав. Воротникова Е.Ю.).
20. Проблемы интрапсихической адаптации в условиях «социальной новизны» // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. – 6с. (Соав. Носков Г.Г., Соколоков Е.А.)
21. Интерактивные методы обучения специальной психологии и коррекционной педагогике. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003. – 13 с.
22. Нарушения эмоциональной сферы ребенка проживающего в сектантской семье // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. – 9с. (Соав. Сапина Е.А.)
23. Коррекция эмоциональной напряженности в педагогической деятельности // Проблемы качества образования в ВУЗе: Сборник статей. – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. –17с. (Соав. Мельников В.И., Воротникова Е.Ю.).
24. Специфика развития и пути помощи аутичным детям (Шеметова Ю.В). // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. –18с.
25. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в условиях детского дома // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. – 7с. (Соав. М. Молянова Т.Д.).
26. Подходы к интеграции и нормализации в современном специальном образовании // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. –16с.
Учебно-методические пособия, разработки и программы
1. Задержка психического развития и пути ее преодоления: Методическое пособие. – Бердск: Пеликан, 1996. -29с.
2.Модель взаимодействия психолога и логопеда в организации работы специализированных групп: Учебно-методическая разработка. – Бердск: Пеликан, 1996. – 15с. (Соавт. Балашова Н.Ф.).
3.Технология оптимизации детско-родительских отношений как средство преодоления проблем эмоционально-личностного развития ребенка: Методическое пособие.– Бердск: Пеликан, 1997.-37с.
4. Основы общей психологии: Учебно-методическая разработка. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. – 68с. (Соавт. Ковун Л.В).
5. Психологическая служба в НГИ: Методическая разработка. – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2002. – 43с.
6. Психология развития и возрастная психология: Рабочая программа с методическим обеспечением. Новосибирск: Изд-во НГИ, 2002. – 46с
7. Отклоняющееся поведение: Рабочая программа с методическим обеспечением. – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. – 29 с.
8. Специальная психология: Рабочая программа с методическим обеспечением. – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. -38 с.
9. Тревожность и стресс как проявление психической напряженности: Учеб.-методич. пособие. – Новосибирск: Изд. в НГИ, 2003. – 148с. (Соавт. Мельников В.И.).
· Психологические условия оптимизации психического развития в дизонтогенезе: Дис. … канд. психол. наук. – Новосибирск, 2000. – 258с.
· Психологические условия оптимизации психического развития в дизонтогенезе: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Новосибирск, 2000. – 22с.
Ранний детский аутизм
ВВЕДЕНИЕ. “НЕГОВОРЯЩИЕ” ДЕТИ – КТО ОНИ?
Фундаментальное свойство человека – стремление к общению с окружающим миром и себе подобными, к коммуникации и социализации. Зародыши социальности в норме можно увидеть уже у беспомощного младенца. Здоровый ребенок очень быстро начинает узнавать мать и выделять ее из окружения. При кормлении он приникает к материнской груди, принимая совсем не ту позу, которую можно видеть, например, когда посторонний человек кормит младенца из бутылочки.
Если грудной ребенок выворачивается при попытке матери взять его на руки, или лежит на руках у матери как неодушевленный предмет, или не смотрит ей в лицо, – это должно вызывать серьезные подозрения, касающиеся психического здоровья ребенка. Чаще всего подобная ранняя “асоциальность” наблюдается у детей, страдающих так называемым ранним детским аутизмом, или синдромом Каннера (по имени врача Лео Каннера, впервые подробно описавшего этот тип патологии в 1943 г.).
В жизни и врачебной практике ранний детский аутизм обычно обнаруживается в связи с тем, что у таких детей не развивается речь. Именно с жалобой “наш ребенок все еще не говорит” родители начинают обращаться к врачам. И таких детей становится все больше и больше. Мы действительно живем в эпоху нарастающего разнообразия расстройств коммуникации. Если прошлый век в азарте красноречия называли “веком шизофрении”, то век нынешний уже называют “веком аутизма”. Однако наши представления об аутизме базируются, в лучшем случае, на впечатлениях от героя Дастина Хофффмана в замечательном американском фильме “Человек дождя”. Фильм этот действительно правдив, но только изображено в нем совсем другое заболевание – шизофренический аутизм, т.е. одна из форм шизофрении, а вовсе не подлинный ранний детский аутизм, описанный Каннером (далее – РДА).
Впрочем, “неговорящими” являются не только аутичные дети, т.е. дети с сидромом Каннера, но и дети с системным недоразвитием “речевых” зон мозга; дети, глухие от рождения или очень рано оглохшие; перенесшие детский церебральный паралич и т.п. Увы, современное общество в избытке обеспечивает нас “неговорящими” детьми. Причины этого многообразны. В частности, развитие медицины и педагогической практики позволяет не только выжить, но и социализироваться детям с такими тяжелыми патологиями речи, которые в прежние времена оставили бы их не только вне “большого” социума, но и просто на обочине жизни.
Однако попытки понимания недугов оказываются довольно скудны даже в богатом постиндустриальном обществе, поскольку редко основаны на серьезных научных разработках – мешает характерный для постиндустриального общества чисто инструментальный, поверхностно-прагматический подход по схеме: воздействие на следствие без углубления в причины. В перспективе он губителен и для практики – ведь “неговорящие” дети не говорят по совершенно разным причинам. Но вот что именно вызывает “подлинный” РДА, описанный Каннером, науке до сих пор неизвестно. А между тем вопрос этот представляет не чисто медицинский и даже не чисто практический интерес – ответ на него, если он когда-нибудь будет получен, окажет, видимо, немалое влияние на все наше представление о самих себе как разумных существах, о том, откуда берется и что собой представляет наш разум и его главные орудия – язык и речь. Впрочем, упомянутый вопрос, даже в его нынешнем виде, без ответа, способен поколебать многие наши, казалось бы, сами собой разумеющиеся представления о человеке.
Отметим, что синдром Каннера в популяции встречается достаточно редко. Аутичные дети и взрослые, постоянно описываемые в литературе, а иногда и описывающие себя сами, – это в абсолютном большинстве случаев лица с так называемым вторичным аутизмом, у которых нежелание коммуникации и отгороженность от социума оказываются следствием ранней шизофрении. Соответственно, при всей замкнутости, отгороженности, холодности и неконтактности, аутичные дети с ранней шизофренией не являются “неговорящими” в буквальном смысле слова – они могут говорить, но не хотят этого, или говорят стереотипными фразами, как это делает герой Дастина Хоффмана.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Описание заболевания
Ранний детский аутизм — клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основными признаками являются:
1. Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
2. Стереотипность поведения;
3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
4. Нарушения речевого развития;
5. Раннее проявление – до 30-го месяца жизни.
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.
Встречаемость заболевания
Клиническая, патологическая единица РДА признается специалистами большинства стран. Несмотря на это во взглядах на генез и прогноз РДА нет устоявшихся мнений. Подходы к определению РДА претерпевают изменения, практически, на протяжении всех 50 лет, прошедших со времени его описания Kanner L. в 1943 году.
По данным психиатров Германии, США, Японии частота встречаемости РДА исчисляется от 4 до 1 больного на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек 4-5 : 1. У детей с РДА коэффициент интеллигентности более чем в двух третях случаев ниже 70.
История вопроса
Понимание современных подходов к определению РДА вряд ли возможно без краткого экскурса в историю вопроса об аутизме в детстве. Можно назвать 4 основных этапа в становлении этой проблемы.
Первый, донозологический период конца 19 – начала 20 веков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству.
Второй, так называемый доканнеровский период, приходящийся на 20 – 40 годы нашего столетия, отличает постановка вопросов о возможности выявления у детей шизоидии (Сухарева Г.Е., 1927, Симеон Т.П., 1929 г. и др.), а также о сущности “пустого” аутизма по Lulz J. (1937 г.).
Третий, каннеровский период (1943 – 1970 гг.) ознаменован выходом в свет кардинальных работ по аутизму, как самого L. Kanner (1943), так и Н. Asperger (1944 г.), а позднее и бесконечного множества других специалистов. В своей первой работе L. Kanner охарактеризовал РДА, как особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого “шизофренического” спектра.
В последующие годы РДА рассматривался как конституциональное особое состояние – В. Rimland (1964 г.), Башина В.М. (1974 г.); как аутистическое, постприступное, после приступа шизофрении – Вроно М.Ш., Башина В.М., (1975 г.), и др. Такие клиницисты, как Arn van Krevelen, 1952, Мнухин С.С. с соавторами, 1967 г. и мн. др., выдвинули концепцию органического происхождения РДА, согласно которой имело место частичное или полное фенокопирование синдрома РДА. Наконец, ряд исследователей отстаивали полиэтиологичность РДА, связывая его происхождение с органическими, реактивными причинами, последствиями нарушения симбиоза между матерью и ребенком, – нарушениями адаптационных механизмов у незрелой личности (Mahler М., 1952 г.; Nissen G., 1971 г.; Rutter M., 1982 г. и мн. др). В эти же годы были выявлены аутистические симптомы в клинике больных фенилпировиноградной олигофрении, при X-ломкой хромосоме, синдроме Ретта и др.
Наконец, четвертый: послеканнеровский период (1980 – 1990 годы) характеризуется отходом от позиций самого L. Kanner во взглядах на РДА. РДА стал рассматриваться, как неспецифический синдром разного происхождения.
В России первое описание органического аутизма было представлено в 1967 г. С.С. Мнухиным с соавторами; описание РДА типа Каннера в 1970 – 1974 г. Г.Н. Пивоваровой и В.М Башиной, и 1982 г. В.Б. Каганом; РДА в круге постприступной шизофрении в 1975 году М.Ш.Вроно, В.М.Башиной и другими.
На основании изучения характера преморбида у больных ранней детской шизофренией и начальных этапов личностного развития детей с РДА, была установлена личностная патология стигматизированного (шизотипического), искаженного (шизоидного), задержанного и типа раннего детского аутизма Каннера-типов. Ученые показали, что наиважнейшей особенностью РДА Каннера являлся особый асинхронный тип задержки развития. Признаки асинхронин развития проявлялись в нарушении иерархии психического, речевого, моторного, эмоционального созревания, нарушении физиологического феномена вытеснения примитивных функций сложными, как это характерно для нормального развития детей, т.е. в синдроме “переслаивания” примитивных функций сложными (Башина В.М., 1974 г., 1979 г., 1989 г.).
Классификация РДА
Таким образом, к настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма: классическом аутизме Каннера и варианте аутизма, в который входят аутистические состояния разного генеза. Для того чтобы соотнести разные концептуальные подходы в определении аутизма представим ряд последних классификаций РДА [3].
КЛАССИФИКАЦИЯ РДА (РАМН, 1987 г.)
1.РАЗНОВИДНОСТИ РДА:
1.1. синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА);
1.2. аутистическая психопатия Аспергера;
1.3. эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении аутизм);
1.4. резидуально-органический вариант аутизма;
1.5. аутизм при хромосомных аберрациях;
1.6. аутизм при синдроме Ретта;
1.7. аутизм неясного генеза.
2. ЭТИОЛОГИЯ РДА:
2.1. эндогенно-наследственная (конституциональная, процессуальная), шизоидная, шизофреническая,
2.2. экзогенно-органическая,
2.3. в связи с хромосомным аберрациями,
2.4. психогенная,
2.5. неясная.
3. ПАТОГЕНЕЗ РДА:
3.1. наследственно-конституциональный дизонтогенез,
3.2. наследственно-процессуальный дизонтогенез,
3.3. приобретенный-постнатальный дизонтогенез.
Как видно, в представленной классификации рассмотрены все виды раннего детского аутизма – конституционального, процессуального и органического, в связи с хромосомными аберрациями, психогениями и неуточненного генеза.
Данная классификация РДА разработана в России в НЦПЗ РЛМН (1987 г.).
КЛАССИФИКАЦИЯ АУТИЗМА (Франция, 1987 г.)
1. РАЗНОВИДНОСТИ РДА