Взаимодействие как организация совместной деятельности
Общепсихологическая теория деятельности, признанная в отечественной психологии, располагает принципами и для социально-психологического исследования.
По Л. И. Уманскому, е процессе совместной деятельности возможны три формы взаимодействия:
1) каждый участник независимо от других делает свою часть общей работы — совместно-индивидуальная деятельность;
2) общая задача выполняется последовательно каждым участником — совместно-последовательная деятельность;
3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными — совместно-взаимодействующая деятельность.
При организации совместной деятельности важно, чтобы субъекты по-настоящему сотрудничали. Для этого они должны знать права и обязанности друг друга, при этом знание, имеющееся у одного участника, не должно сильно отличаться от знаний других участников деятельности. В результате взаимодействия возникают отношения подчинения — сопротивления, солидарности — противодействия и другие, определяющиеся волевыми качествами субъектов, их статусами, авторитетом, социальными ролями и тому подобное, что и характеризует место личности в организационной структуре совместной деятельности.
По Н. Н. Обозову, эти межличностные отношения своей эмоциональной основой «окрашивают» взаимодействие, но даже при негативной окраске взаимодействие осуществляется.
Организуя взаимодействие, важно учитывать то, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность. Это возможно при наличии взаимопонимания между субъектами, что во многом определяется имеющейся у человека системой ценностей, считает А.У. Хараш.
Системы ценностных ориентации формируются на личностном уровне. Центральным мотивом являются либо интересы социальной общности, бескорыстия, не предполагающие реального вознаграждения — альтруизм, либо индивидуальные интересы безотносительно к интересам других — эгоизм, либо соблюдается баланс интересов индивидуальных и общественных.
Рассмотрение альтруизма и эгоизма как противоположных ценностей не всегда оправдан, так как в реальных жизненных ситуациях альтруизм одного может приводить к развитию эгоизма у другого.
Функционально-ролевые взаимосвязи в совместной деятельности определяют выбор форм общения. Например, руководитель согласно своей функциональной роли чаще прибегает к приказам, просьбам, санкциям.
Каждая общность людей имеет свои средства воздействия в различных формах коллективной деятельности, в которых отражаются социально-психологические особенности образа жизни: обычаи, традиции, обряды, ритуалы, праздники, песни, танцы, художественная литература и т, д.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
Социальная перцепция — это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.
Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.
Процесс социальной перцепции включает две стороны:
- субъективную (субъект восприятия — человек, который воспринимает)
- объективную (объект восприятия — человек, которого воспринимают).
В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.
Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентации воспринимающего и других факторов.
В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:
1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;
2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;
3) свою группу;
4) чужую группу.
Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:
1) восприятие группой своего собственного члена;
2) восприятия группой представителя другой группы;
3) восприятие группой самой себя;
4) восприятие группой в целом другой группы.
В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.