Психологическая реабилитация

Психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из ведущих задач, решение которой предусмотрено, как известно, в реабилитационных центрах. Ее актуальность определяется тем, что в подавляю­щем большинстве случаев у детей наблюдаются разнообраз­ные нарушения и расстройства психологического характе­ра, дисгармонии в психическом развитии, которые суще­ственным образом затрудняют возможность их успешной социальной интеграции.

Под психологической реабилитацией понимается сис­тема специальных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление (формирование, развитие) различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяю­щих инвалиду успешно адаптироваться в среде и обще­стве, принимать и выполнять соответствующие соци­альные роли, достигать высокого уровня самореализации.

Предваряющим любые мероприятия по психологической реабилитации является этап психодиагностики, в ходе кото­рого за счет оценки особенностей актуального психического развития ребенка, прогноза возможностей его развития про­исходит определение не только показаний к психологической

реабилитации, но и формулируются цели реабилитационных мероприятий, выясняется их содержание, определяются оп­тимальные варианты методических приемов и средств реаби­литации. На основании ее результатов базируется составле­ние программы психологической реабилитации. При этом важную роль в обеспечении адекватности, перспективности, целевых установок психологической реабилитации играют соответствующая клинико-физиологическая информация, ха­рактеризующая динамику и прогноз течения заболевания, све­дения о социальном статусе ребенка и его семьи.

Таким образом, на диагностическом этапе сопоставления индивидуальной программы реабилитации определяются показания к психологической реабилитации, к которым в первую очередь относятся:

- нарушения в развитии психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, психомоторики и т.п.);

- патологические нарушения на уровне личности (неврозоподобные или психопатоподобные);

- расстройства эмоционально-мотивационной сферы (по­вышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость,тревожность и т.п.);

- общие нарушения интеллектуального, умственного разви­тия (умственная отсталость, задержка умственного развития);

- неадекватное отношение к заболеванию, физическому (внешнему) дефекту, обуславливающее нарушения поведения.

Ко второму классу показаний следует отнести те особен­ности психологического развития ребенка, которые не явля­ются патопсихологическими, но тем не менее, могут суще­ственно затруднять возможность его социальной интеграции. В их число входят:

- недостаточное усвоение навыков общения, низкий уро­вень коммуникативной активности;

- неадекватность уровня притязаний, самооценки, критики;

- узость круга интересов, недостаточность социальной опосредованности ценностных ориентации;

- чрезмерная психологическая зависимость от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.

Третий класс показаний определяется условиями социаль­ной среды, внутрисемейных отношений, непосредственным образом влияющих на особенности психического развития ребенка. К ним относятся:

- дисгармонии во внутрисемейных отношениях в целом, в диадах "ребенок - мать", "ребенок - отец", в частности;

- различного рода нервно-психические расстройства, вы­являемые у родителей;

- асоциальное поведение членов семьи;

- нерациональность доминирующих форм семейного вос­питания (типичным здесь является гиперопека);

- нерациональность отношения родителей к различным реабилитационным мероприятиям, неадекватность их оцен­ки жизненных перспектив ребенка.

Одной из важных задач, решаемых в ходе диагности­ческого этапа, является определение психологического реабилитационного потенциала, под которым понимает­ся уровень сохранности психологических способностей и задатков, механизмов психических функций, позволя­ющих при определенных условиях компенсировать или восстанавливать психологические нарушения.

При реализации мероприятий по психологической реаби­литации особая роль принадлежит контролю и подведению ее промежуточных итогов.

Завершающим этапом психологической реабилитации яв­ляется оценка ее эффективности и подведение общих итогов.

Собственно методический аппарат психологической реа­билитации включает в себя проведение мероприятий по пси­хологическому консультированию, психотерапии, психокор­рекции и психологическим тренингам. Так в отношении психологической консультации можно отметить, что как метод психологической реабилитации она является наиболее универсальной, может включать в себя элементы диагностики, психотерапии и психокоррекции, не имеет каких-либо противопоказаний и, напротив, показана практически во всех случаях. В принципе, психологическое консультирование необходимо проводить на начальном эта­пе диагностики заболевания ребенка. Сами дети в роли кон­сультируемых могут, как правило, выступать с 12-14 лет, до этого же консультируются родители.

Использование психотерапевтических методов реабилита­ции показано при системных расстройствах на уровне лично­сти (неврозоподобных и психопатоподобных), различных пси­хосоматических дисфункциях, нарушениях поведения, эмоционально-мотивационных расстройствах. Их эффективное применение может быть затруднено в ситуациях выраженных интеллектуальных нарушений, на ранних этапах онтогенеза, когда ребенок еще не владеет необходимыми навыками обще­ния и поведения. Как показывает опыт, реальное вовлечение ребенка в психотерапевтический процесс наблюдается ори­ентировочно с 4-летнего возраста. Существует множество пси­хотерапевтических техник: рациональная психотерапия, психосинтез, гештальттерапия, позитивная пси­хотерапия, поведенческая психотерапия, арттерапия, эстетотерапия, нейролингвистическое программирование. В работе с детьми наиболее целесообразно использование игровых, эмоционально насыщенных форм психотерапии, а также арттерапии (музыкотерапии, танцтерапии и т.п.). Здесь же следу­ет отметить, что проведение семейной психотерапии возмож­но как с активным вовлечением в ее процесс только родите­лей, так и родителей совместно с детьми. Психотерапия мо­жет быть как индивидуальной, так и групповой.

Психокоррекция, в отличие от психотерапии, например, в большей мере ориентирована не на патопсихологические, а

на "нормальные", но недостаточно адекватные для успеш­ной самореализации психологические проявления индиви­да (см. выше показания к психологической реабилитации второго класса). Но при этом в ее ходе могут широко исполь­зоваться и собственно психотерапевтические приемы. Од­ним из существенных ограничений использования психокоррекционных методов является также возраст ребенка, а наи­более эффективно ее применение в игровой форме.

Психологический тренинг решает более локальные по срав­нению с другими методами психологической реабилитации задачи. В зависимости от характера нарушений выделяют тре­нинг психомоторных функций, тренинг памяти, внимания, тренинг реактивности, коммуникативный тренинг, аутотре­нинг и т.п. Психотренинговые занятия, как правило, предъяв­ляют незначительные требования к интеллектуальному и куль­турному цензу ребенка и могут быть использованы на относи­тельно более ранних этапах онтогенеза. В ряде случаев целе­сообразно обучение родителей приемам тренинговых упраж­нений в целях их проведения в домашних условиях.

Практически все мероприятия по психологической реа­билитации (за исключением консультаций) подразумевают цикличность, последовательность проведения занятий, уп­ражнений, сеансов. Их эффективность в ряде случаев требу­ет до нескольких месяцев целенаправленной работы. Усло­вия РЦ, как правило, соответствуют этому требованию, так, проведение мероприятий возможно в условиях дневного ста­ционара. Как показывает опыт, ряд реабилитационных ме­роприятий (тренинговых, коррекционных) может успешно проводиться специалистами центра на дому у ребенка.

Индивидуальные программы психологической реабили­тации могут подразумевать необходимость использования совокупности различных методов (терапевтических, коррек­ционных, тренинговых). Это обуславливает и необходимость определенной специализации психологов, психотерапевтов, ответственных за реализацию данных программ. При этом психодиагностическая работа также требует специальной подготовки. Все сказанное позволяет считать целесообраз­ным выделение в РЦ специального психологического отде­ления, сотрудники которого будут ориентированы на прове­дение определенного круга необходимых мероприятий.

Существенно важной является оценка эффективности пси­хологической реабилитации. Она может проводиться путем контрольных психодиагностических обследований или пси­ходиагностических оценок поведенческих реакций ребенка. В данном случае предпочтительным является вариант оценки эффективности психологической реабилитации исходя из сте­пени решения ее концептуальных, а не локальных задач, а именно исходя из успешности овладения ребенком различны­ми видами и формами деятельности, адекватности и успеш­ности включения его в различные области социальных отно­шений, которые соответствуют возрастным нормативам.

Такую оценку целесообразно проводить не чаще 1-2 раз в году, а в качестве ее параметров следует использовать не толь­ко конкретные психологические, а социальные и поведен­ческие показатели.

В заключение, вероятно, следует указать на специфичес­кую роль, особое место психологической реабилитации в об­щем комплексе реабилитационных мероприятий. Она обус­ловлена, во-первых, тем, что в качестве объекта реабилита­ции выступают не только ребенок-инвалид, но и его семья, ближайшее окружение. Во-вторых, во многих случаях резуль­таты психологической реабилитации прямо и непосредствен­но предопределяют успешность восстановительного лечения, общего и профессионального обучения, бытовой реабилита­ции, т.е. обеспечивают эффективность других реабилитаци­онных мероприятий. В-третьих, именно результаты психоло­гической реабилитации предопределяют тот или иной соци­альный эффект различных реабилитационных мероприятий

Педагогическая реабилитация

Педагогическая реабилитация, имея своей основной це­лью обучение, воспитание и развитие ребенка для подготов­ки к жизни в обществе и профессиональной деятельности, для детей с отклонениями в развитии предполагает решение общих и специфических задач специальными методами и средствами. Педагогическая реабилитация представляет собой восстановление, коррекцию и компенсацию утра­ченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания и развития.

В процессе образования детей с ограниченными возмож­ностями кроме общих целей обучения и воспитания реша­ются также задачи коррекции и компенсации нарушенных функций. Цель педагогической реабилитационной работы заключается в нормализации, исправлении (доразвитии) пси­хических и физических функций ребенка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду и включает коррекционное обучение, воспитание и развитие.

Коррекционное обучение предполагает усвоение социаль­ного опыта специальными методами, учитывающими недо­статки психического и физического развития ребенка. Кор­рекционное воспитание - это воспитание типологических

свойств и качеств личности, инвариантных предметной спе­цифике деятельности (познавательной, трудовой, эстетичес­кой и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционным развитием достигается исправление (преодо­ление) недостатков развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Компенсация дефекта педагогическими мерами реализу­ется с помощью специальных пособий, дидактического ма­териала, специальных приборов.

Учитывая сложность и разнообразие задач и средств пе­дагогической реабилитации, а также их зависимость от ха­рактера патологии, специфики отклонения в развитии, про­цесс педагогической реабилитации предваряется этапом ди­агностики и разработки педагогического аспекта комплекс­ной программы реабилитации.

В процессе диагностики решаются следующие задачи:

- выявляется уровень знаний об окружающем мире и ориентированность в пространстве и времени, уровень знаний и навыков по программному материалу (русский язык, математика, другие предметы), степень обучаемости, отношение к обучению, дефекты речи, социальная и бытовая адаптация и установки;

- производится психологическое обследование (выявля­ются особенности восприятия, памяти, мышления, эмоцио­нально-волевой сферы, поведения;

- собираются сведения о родителях, семье ребенка, усло­виях воспитания.

На основании этого комплексного обследования реша­ется вопрос о необходимом комплексе мер реабилитации, сроках контроля. Принимается решение о необходимости направления ребенка в то или иное специализированное учебно-воспитательное учреждение и о мерах, осуществляемых в условиях реабилитационного центра в зависимости от направлений осуществляемой здесь педагогической деятельности.

Как правило, в реабилитационных центрах находятся дети, воспитывающиеся в детских садах, обучающиеся в школах общего типа и на дому. Также в реабилитационных центрах могут организовываться специализированные груп­пы детского сада, школа или филиал школы со специализи­рованными классами с учетом особенностей контингента детей-инвалидов.

Организуются логопедические занятия, различные разви­вающие кружки по интересам и по трудовому воспитанию (кружковая работа может быть организована по единой сис­теме), занятия с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогом по раз­витию зрительных, слуховых функций, интеллекта, социаль­но-трудовой интеграции, внешкольная работа (клубы, экс­курсии, летний отдых, праздники). Система кружковой ра­боты должна иметь коррекционную направленность: разви­тие моторики, слуха, зрения, речи, социально-бытовая адап­тация, профессиональная ориентация.

В реабилитационном центре могут быть организованы следующие кружки: рисования, лепки, музыкально-хоровой, рукоделия, шитья, изготовления художественных изделий (из кожи, бересты, соломки, дерева, керамики), ткацкий, вычис­лительной техники (в настоящее время имеется много инте­ресных и эффективных коррекционных компьютерных про­грамм для развития речи, слуха, зрения, интеллекта). Систе­ма кружковой работы может быть построена поэтапно в со­ответствии с программой трудового обучения для общеоб­разовательных коррекционных учебно-воспитательных уч­реждений (детских садов и школ).

1 этап (3-10 лет) - обучение ручному труду и элементарным трудовым навыкам, самообслуживанию.

2 этап (10-14 лет) - общетрудовая подготовка.

3 этап (14-17 лет) - предпрофессиональная и профессиональная подготовка.

При разработке содержания кружковой работы могут быть использованы разделы указанных программ трудового обучения.

Для детей с отклонениями в развитии при реабилитаци­онном центре было бы целесообразно организовать цикл занятий социально-психологической направленности, спо­собствующих их социальной адаптации и интеграции в об­щество. Этот цикл предполагает решение следующих задач:

- содействие самопознанию, саморегуляции личности;

- формирование образа собственного "Я", формирование адекватной самооценки и обучение саморегуляции;

- обогащение содержания и форм обучения;

- ориентировка в основных видах социальной активности, формирование социальной культуры;

- формирование здорового образа жизни, обучение навы­кам доврачебной помощи.

Уровень реализации этих задач меняется в зависимости от возраста и контингента. Цикл проводится совместными усили­ями педагогов, психологов, врачей, социальных работников.

При организации групп детского сада и школы педагоги­ческая деятельность организуется в соответствии с действу­ющими программами обучения и воспитания. Внеклассная и внешкольная работа организуется в соответствии с изло­женными выше положениями.

Определение эффективности реабилитационных педаго­гических мероприятий оценивается следующим образом. Результаты обучения, воспитания и развития оцениваются путем выявления уровня усвоения каждым ребенком содер­жания программ обучения и воспитания (в случае организа­ции групп детского сада и школы) для определения возмож­ности наиболее рационального дальнейшего продвижения в изучении программного материала или по результатам реализациипедагогического аспекта программы реабилитации.

В дошкольном воспитании оценка уровня усвоения про­граммы оценивается по трем уровням: выше нормы, норма и ниже нормы. Оценка производится три раза в год: в начале года, в середине (в целях корректировки индивидуальных программ воспитания) и в конце года для подведения итого­вых результатов за год и решения вопроса о возможности перевода в другую группу или учебно-воспитательное учреж­дение (общее или специализированное) для более эффектив­ной реабилитации, для направления в школу.

Оценка результатов осуществляется в процессе учета ус­певаемости (текущей, итоговой, на экзаменах) в баллах (от­метки от 5 до 1). Отметки отражают уровень усвоения про­граммы, предполагающей обучение, воспитание, коррекцию, посредством определения качества знаний, умений, навыков, сформированность качеств и черт личности, норм поведе­ния учащихся в соответствии с нормативами, установленны­ми образовательным стандартом.

Результаты воспитательной и внешкольной работы оцени­ваются по соответствию реабилитационной программе сте­пени достижения намеченных результатов по трем уровням и могут быть выражены в баллах: 5 - выше нормы, 3 - норма, 1 -ниже нормы. Эффективность результатов обучения и педаго­гической коррекции определяется уровнем усвоения про­граммного материала по сравнению с нормативами (заложен­ными в программу), который выражается в условных баллах: "5" - полное глубокое усвоение программного материала, вклю­чая дополнительный материал; «4» - полное усвоение про­граммного материала с незначительными пробелами в допол­нительном материале; "3" - усвоение программы на минималь­ном уровне; "2" - существенные пробелы в усвоении програм­мы; "1" - программа не усвоена.

Суммарный результат определяется по среднему баллу. При среднем балле ниже трех необходим кардинальный пе­ресмотр индивидуальной программы реабилитации. Средний балл выше 4,5 свидетельствует о высокой эффективнос­ти реабилитации.

На основании оценки эффективности реабилитационных педагогических мероприятий принимается решение о корректировке программы (в случае неэффективного ее выпол­нения) или продолжении ее реализации. По завершении каж­дого этапа программы конкретизируется, пополняется реаль­ным и мерами и сроками следующий этап. Все решения окорректировке и дальнейшей разработке педагогического аспекта программы реабилитации принимаются в коорди­нации с другими специалистами центра.

Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полной реализации реабилитационного потенциала, интеграции ре­бенка в общество и вносит ощутимый вклад в повышение эффективности комплексной реабилитации. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологичес­ких нарушений) педагогическими методами коррекционной педагогики. Также именно в процессе обучения и воспита­ния происходят социализация, накопление жизненного опы­та, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточ­ности. При тяжелом течении болезни методы лечебной пе­дагогики позволяют отвлечь ребенка от болезни.

Оптимальные результаты воспитания и обучения влияют на результативность других аспектов реабилитации: на вос­становление и компенсацию утраченных функций, их кор­рекцию (медицинский аспект), на развитие интеллекта и кор­рекцию психологических нарушений (психологический ас­пект), на решение проблем социального характера. И не слу­чайно ни одно реабилитационное учреждение не обходится без педагогической службы. И чем лучше и шире организо­вана эта служба, тем эффективнее осуществляются реаби­литация и интеграция ребенка в общество.

Наши рекомендации