Многофакторные личностные опросники Р.Кеттелла
Черты личности – это любые, сравнительно постоянные характеристики личности, которые проявляются в поведении. Для изучения черт личности применяются личностные опросники (опросники черт личности).
Опросник «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF) был разработан Р.Кеттеллом на основе факторного анализа. Опросник имеет 2 формы: А и В, причём А считается стандартной. Форма А состоит из 187 пунктов, отражающих разные жизненные ситуации. Жизненные ситуации, которые отражены в опроснике, связаны с общением, эмоциональным реагированием, волевыми и интеллектуальными проявлениями. 16 факторов опросника обозначены буквами латинского алфавита: А, В, С, Е и т.д., и представлены на положительном и отрицательном полюсах. Также факторы имеют бытовые и технические названия (примеры привести). Бытовые названия содержат общедоступные определения и ориентированы на непрофессионалов. Технические названия предназначены для специалистов. Каждый фактор включает 10 или 13 пунктов (вопросов). По тексту опросника, где представлена формулировка заданий, факторы по названиям не выделяются, а также не видно какое из заданий к какому фактору относится. Количество заданий по каждому фактору можно посмотреть в ключе. После знакомства с инструкцией обследуемый в бланке ответов на каждый вопрос отвечает одним из вариантов: а, в, с. Обработка результатов. Подсчитывается сумма «сырых» баллов по ключу, который находится в бланке ответов (по Батаршеву). Сумма «сырых» баллов переводится по возрастным таблицам от 16 до 70 лет в стены (10-балльная шкала). Есть таблицы для мужчин и женщин. При анализе данных стены распределяются по биполярной шкале. Положительный полюс шкалы имеет от 5,5 до 10 б., а отрицательный – от 1 до 5,5. На основании данных по 16 факторам строится профиль личности. При интепретации уделяется внимание «пикам» профиля, т.е. наиболее низким и высоким значениям факторов. Здесь важно иметь в виду, что нет хороших или плохих показателей. Каждый выявленный фактор имеет свои достоинства и недостатки. В задачу специалиста входит – дать правильные, адекватные рекомендации обследуемомуПомимо данных по каждому фактору, анализируется совокупность факторов по блокам: интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1; эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q1, Q4; коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, E, Q2, N, L. Ещё кроме первичных 16 факторов можно получить данные по 4 факторам второго порядка (тревожность, экстраверсия-интроверсия, чувствительность, конформность).
Автор опросника сообщает хорошие психометрические показатели. Вместе с тем, подход Р. Кеттелла был подвергнут критике за эмпиризм, за пренебрежение теорией, за малый объём и нерепрезентативность выборки стандартизации, за малую ретестовую надежность. Впоследствии Р. Кеттелл разработал и другие формы опросника, н-р, C, D, E и др. Они предназначены для обследования лиц с различным образовательным уровнем, для детей и подростков. Показатели в них по ретестовой надежности выше, чем в ранних редакциях. Также опросники позволяют оценивать стиль ответов (н-р, попытки представить себя неверно). К 1970 году были разработаны автором уже 6 параллельных форм опросника.
В отечественной практике чаще применяется опросник из 187 вопросов (версия А) (адаптация В.И. Похилько, А.С. Соловейчик, А.Г. Шмелёв; 90-е годы 20 века) и опросник из 105 вопросов (версия С) (адаптация: Э. М. Александровская, И. Н. Гильяшева). Также известны варианты опросника в адаптации Чугуновой, Капустиной, Мургулец (ЛГУ). В 1990г. В.М. Русалов, О.В. Гусева предложили сокращённый вариант опросника: 8 PF- 70 в. Шмелёв и Похилько разработали один из первых электронных вариантов опросника. Недостатки в отечественных опросниках — те же, что и в оригинальных версиях. Работа по адаптации и сбору нормативных данных по опросникам продолжается.
20. Методы и методики изучения тревожности.
Диагн-ика тревож-ти может проводиться с пом. наблюдения, опросного метода, проективных техник. Для диаг-ки тревож-ти у детей 8-12 л. использ-ся «Шкала явной тревож-ти» (Кастанеда, Палермо, А.М. Прихожан.). Предназ-на для выявл-ия тревож-ти как относит-но устойч-го образ-ния. Психологи отмечают высокую надёж-сть и валидность шкалы. Шкала содержит 53 пункта, 42 из кот-ых оценивают проявления тревож-х реакций у детей и 11 пунктов относ-ся к контрольной шкале. Ребёнок читает утверждения и на каждый из них отвечает «верно» или «неверно». Подсчитыв-ся данные по контроль-й шкале «соц. желательность». Критичес-е значение – 9. Этот результат свидетель-ет о том, что ответы недостоверны. Меньшие баллы по этой шкале позволяют далее подсчитать оценки по шкале «тревож-сть». При этом учитыв-ся только ответ «верно». За совпадение с ключом – 1б. Полученные баллы суммир-тся. Первичные «сырые» оценки переводятся в шкальные по таблице половозраст-х групп. Оценка и интерпретация результ-ов относит-но ур-ня тревож-ти производится на осн-ии шкальной оценки.
Для исслед-ия тревожн-ти у взрос-х примен-ся «Шкала самооценки тревож-ти» (Спилбергер). Цель м-дики: выявление ур-ня ситуативной и личн-ой тревож-ти. Бланк вкл. 2 инструкции и 40 вопр., 20 из кот-ых предназ-ны для оценки ур-ня ситуатив-й тревож-ти и 20 для оценки личн-ой тревож-ти. Исслед-ие может провод-ся индивид-но и в гр-пе. На каждый вопрос испытуемый отвечает одним из 4 вариантов ответа: нет, это не так; пожалуй так; верно; совершенно верно или никогда, почти никогда, часто, почти всегда. Обраб-ка результ-ов производ-ся по ключу, кот-ый представлен в виде таблицы. Интерпретация: низ. тревож-ть – до 30 б.; умеренная – 31-44 б.; высокая – 45 и бол. баллов. Высокая ситуативная тревож-ть - нарушения внимания. Очень высокая личн-ая тревож-ть – наличие невротичес-го конфликта с эмоциональ-ми срывами и с психосоматич. заболев-ми. Высокая тревож-ть - склонность к появлению состояния тревоги у чел-ка.