Практика психологического тренинга

Глава 2.1. Организация тренинговой работы

- реклама тренинга

- отбор участников и формирование группы

- режим работы тренинговой группы

- среда обитания участников тренинга

- оплата труда тренера

В тренинговой деятельности существует ряд вопросов, которые тренер должен решить задолго до начала работы с группой. Прежде всего ему предстоит обдумать следующие моменты:

- как провести рекламную акцию;

- каким образом лучше осуществить отбор участников и сформировать группу;

- какой режим работы больше соответствует целям данной группы;

- как лучше организовать среду обитания для участников тренинга;

- какая оплата труда тренера наиболее адекватна и как лучше организовать данный процесс.

Удачное планирование организаторской деятельности более чем наполовину предрешает успех всего мероприятия. Но именно этот аспект тренинговой работы вызывает наибольшие трудности у психологов. Оно и понятно: ведь здесь от специалиста требуются те деловые качества, которые отличают не столько эмпатичного психолога, сколько толкового менеджера. Вот и получается, что большинство психологов никогда не начинают тренинговую деятельность, т.к. пасуют именно перед чуждой им деятельностью, не зная, с чего начать.

А начать надо с рекламы. Существует множество видов рекламы тренингов: бегущая строка на телевидении, приглашения по радио и в Интернете, объявления-листовки и на больших плакатах, непосредственное обращение к потенциальным участникам по месту их работы или учебы, задействование коллег, занимающихся индивидуальной работой.

Если реклама не предполагает личного знакомства тренера с аудиторией, то основное внимание надо обратить на текст приглашения. Опыт подсказывает, что чем длиннее текст и чем больше в нем гладких отточенных фраз, тем меньше у него шансов задеть читающих данное объявление. Столь же мимо сознания пролетают объявления, изобилующие абстрактными формами и профессиональными терминами. Потенциальные участники тренинга не хотят «обрести ассертивное поведение», «повысить эффективность вербальных и невербальных способов коммуникации» и т.д. Очень интересный опыт получила моя подруга, в психологический центр которой за помощью обращались только психологи, в то время как население, необремененное данной областью знания, не было представлено там вообще. В процессе анализа феномена выяснилось, что всему виной название центра – «Инсайт»: оказывается, оно более всего ассоциируется со словом «инцест» и не рождает ни одной положительной мысли.

Но даже на хорошо продуманное объявление отзывается то количество будущих участников, которое вряд ли окупит средства, затраченные на рекламу.

Гораздо убедительнее действует предварительное знакомство аудитории с психологом. Это можно осуществить, договорившись о встрече с людьми по месту их работы или учебы; можно прийти на родительские собрания, в детские сады и школы, на занятия в техникумы и институты, на предприятия. При этом важно данную работу не передоверять менеджеру, т.к. эффект зависит от впечатления, произведенного психологом, и от его рассказа о себе и тренинге. Такая встреча обязательно принесет плоды.

Разговаривая с потенциальным клиентом, надо внимательно относиться к его сомнениям относительно включения в группу и подробно объяснять, как тренинг «работает», каковы его возможности. Также не надо стесняться убеждать людей (ведь выбор все равно за ними), т.к. практически всегда существует связь между чувствами человека по поводу его возможного участия в группе и характерным для него поведением в жизни: нежелание прийти на тренинг очень часто диктуется теми же аспектами, с которыми связана его основная проблема.

Случай из практики.

Алина Т. (32 года) обратилась к психологу по поводу сложных отношений с мужем. Ее речь изобиловала словами: «Он не хочет…», «Он не понимает…», «Он все равно ничего не будет делать…».

Психолог: «Алина, а ты разговаривала об этом с мужем?»

Алина: «А зачем? Он все равно меня не услышит.»

Предложение включиться в группу по повышению эффективности супружеских отношений она отвергла мгновенно: «Это невозможно, я не сумасшедшая, чтобы рассказывать чужим людям о своих проблемах.»

Психолог: «Почему?»

Алина: «Они все равно ничего не поймут, будут обсуждать меня.»

В результате долгого общения психологу удалось показать Алине, что и в ее неудачной супружеской жизни, и в нежелании идти на тренинг лежат корни одной проблемы – глубинного недоверия к людям.

Когда психолог проделает всю эту огромную работу по набору группы, запишет всех желающих и будет уверен, что группа точно состоится, надо быть готовым к следующей проблеме: около трети от тех, кто точно решился придти, на тренинг все-таки не придут. Оно и понятно: поход к психологу может нарушить привычную адаптацию к жизни, и такая возможность на бессознательном уровне вызывает прежде всего страх. К тому же существует масса способов потратить свои деньги на более безопасные мероприятия. Поэтому изначально надо набирать группу с учетом данных чувств людей: приглашать на треть больше, чем необходимо для работы.

Что же делать, если все-таки на заявленный тренинг вместо ожидаемых 10 – 12 человек придут всего трое? Мой опыт показывает, что надо проводить тренинг с тем количеством людей, которое пришло. Понятно, что это будет не столько групповая работа, сколько сеанс одновременного консультирования, но если это пройдет успешно, то в следующий раз они приведут еще троих и т.д. Ибо все-таки изо всех видов рекламы самая толковая – «сарафанное радио»: люди, получившие от Вас пользу, сумеют об этом рассказать другим так, как это не сделает ни одно объявление. А если группа откладывается до полного набора, то наиболее вероятен вариант, при котором потеряются и эти трое.

Наши рекомендации