Требования к составлению отдельного блока мероприятий психологической подготовки спортсменов к соревнованию
Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные на обеспечение подготовки спортсменов с низкой оценкой подготовленности, затем уже изменить план для членов оставшихся подгрупп (или с высокой, или со средней оценкой), а в заключение организовать индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена). Таким образом, процесс конкретизации общего плана психологической подготовки можно представить в виде соотношения 1:3:6 — 24 (на первом этапе работы — общий план): 3 (на втором этапе — общие планы для подгрупп): 6 — 24 (на третьем этапе — конкретные индивидуальные планы для каждого спортсмена).
Целесообразно представить общий план психологической подготовки, который отвечает всем вышеуказанным требованиям и может служить образцом для организации самостоятельной работы тренера по планированию психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в любом виде спорта (см. табл. 21 и 22).
Примерный план психологической подготовки спортсменов к соревнованиям(по А. Ц. Пуни)
Раздел 1. Общая психологическая подготовка.
Цели:
1) психодиагностика, определяющая уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях;
2) развитие стремления к достижению наивысших спортивных результатов в условиях соревнования;
3) совершенствование качеств личности, важных для спортсмена;
4) формирование способности адаптироваться к условиям соревнований.
Таблица 21
№ п/п | Содержание подготовки | Задачи | Средства решения | Сроки выполнения |
1 | ||||
1 | Общая диагностика уровня подготовленности | Диагностика 1) волевых качеств; 2) помехоустойчивости; 3) морально-этических качеств; 4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта | Комплекс исследовательских мероприятий | |
2 | Морально-этическое воспитание | 1) воспитание идейной направленности; 2) развитие способности произвольно управлять поведением в условиях соревнований | 1) проведение бесед; 2) моделирование на тренировках соревновательных условий | |
3 | Волевая подготовка | Преодоление конкретных пробелов в развитии волевых качеств у каждого спортсмена | ||
4 | Подготовка к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера | Развитие 1) умения быстро овладевать собой в экстремальных условиях; 2) способностей трезво оценивать ситуацию и принимать рациональные решения | Теоретическое и практическое решение интеллектуальных задач по методике Е.Н. Гогунова | |
5 | Диагностика интеллектуальных качеств | Диагностика 1) аналитико-синтетических качеств; 2) уровня развития наблюдательности | Тест «Логичность», тест Векслера, тест с кольцами Ландольдта | |
6 | Совершенствование интеллектуальных качеств | Совершенствование 1) аналитико-синтетических умений; 2) наблюдательности | Разбор соревновательных ситуаций, логическое объяснение выполняемых действий, оценка и анализ выполнения другими спортсменами и собственного выполнения физических упражнений | |
7 | Диагностика умения настраиваться на выполнение соревновательных упражнений | Диагностика 1) уровня знаний и умения использовать приемы контрольно-ориентировочной деятельности; 2) уровня знаний и умения использовать приемы идеомоторной подготовки к выполнению упражнения; 3) уровня знаний и умения определять момент готовности к выполнению упражнения; 4) индивидуальных особенностей длительности сосредоточения перед началом выполнения упражнения | Опрос на предмет знаний о способах самонастройки на выполнение соревновательного упражнения, приемах идеомоторной тренировки, практическое выполнение настраивания на выполнение упражнения; а) с определением спортсменом момента готовности; б) в различные промежутки времени, с последующей оценкой качества действий спортсмена | |
8 | Совершенствование умений настраиваться на выполнение соревновательных упражнений | Совершенствование 1) приемов контрольно- ориентировочной деятельности; 2) приемов идеомоторной подготовки к выполнению упражнения; 3) умения определять момент готовности к началу действия. Закрепление индивидуальной длительности сосредоточения перед выполнением упражнения | Определение совместно со спортсменом контрольно-ориентировочных элементов деятельности, составление «модели соревновательного упражнения», практическое использование модели, отработка длительности сосредоточения, совершенствование «чувства готовности» | |
9 | Диагностика умений саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний | Диагностика 1) умений осуществлять самоконтроль за внешними проявлениями эмоциональной напряженности; 2) умений проводить саморегуляцию | Оценка уровня тревожности по шкале Спилберга, опросник «Стресс-симптом-тест», опросник НПТ Т.А. Немчина, методика Ю.А. Цагарелли | |
10 | Совершенствование приемов саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний | Совершенствование 1) самоконтроля за внешними проявлениями эмоциональной напряженности; 2) приемов произвольного расслабления мышц, регуляции дыхания, переключения внимания, мыслей, словесной саморегуляции | Беседы на тему «Внешние проявления эмоциональной напряженности», наблюдение за проявлениями напряженности у других спортсменов, спецкомплекс упражнений | |
11 | Диагностика умений проводить аутогенную тренировку | Диагностика 1) знаний об аутогенной тренировке; 2) умений осуществлять аутогенную тренировку | Опрос о существенности, значении аутогенной тренировки, об отношении к аутогенной тренировке, об использовании ее на практике | |
12 | Совершенствование умений проводить аутогенную тренировку | 1) закрепление знаний об аутогенной тренировке; 2) совершенствование приемов аутогенной тренировки | Комплекс гетеротренинга | |
13 | Диагностика умений организовывать сохранение и восстановление нервно-психической свежести | Диагностика 1) знаний о приемах сохранения и восстановления нервно-психической свежести; 2) умений практического использования этих знаний | Опрос о сущности, вариативности способов организации сохранения и восстановления нервно-психической свежести, тестирование по методике Ю.А. Цагарелли | |
14 | Совершенствование способов сохранения и восстановления нервно-психической свежести | Совершенствование 1) приемов словесного самовоздействия; 2) приемов отвлечения и переключения; 3) специальных приемов аутогенной тренировки в сочетании с физическими упражнениями | Комплекс специальных упражнений, сеансы специального гетеротренинга | |
15 | Общая диагностика уровня подготовленности | Диагностика 1) волевых качеств; 2) помехоустойчивости; 3) морально-этических качеств; 4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта | Комплекс исследовательских мероприятий |
Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
Таблица 22
№ п/п | Содержание подготовки | Задачи | Средства решения | Сроки выполнения |
1 | Создание трезвой уверенности в своих силах, активного стремления до конца бороться за достижение лучшего результата | 1) сбор и анализ информации об условиях предстоящего соревнования и о противниках; 2) уточнение данных о собственной подготовленности, состоянии и возможностях; 3) определение и формулировка цели; 4) определение значимости соревнования | Комплекс специальных мероприятий | |
2 | Совершенствование способности управлять своими действиями, чувствами и мыслями в соответствии с предлагаемыми условиями соревнования | 1) вероятностное программирование деятельности; 2) специальная подготовка к встрече с неожиданными препятствиями в ходе соревнования; 3) закрепление способов настроить участников перед выполнением соревновательных упражнений | Интеллектуальное, экспериментальное представление будущих действий (вариативное), идеомоторная подготовка. моделирование будущих условий соревнования, аутогенная тренировка, выполнение соревновательных упражнений с обязательным использованием настройки | |
3 | Создание и сохранение оптимального возбуждения перед соревнованием и входе него | 1) ограждение от всевозможного влияния, способного повысить меру значимости участия в соревновании; 2) определение наиболее приемлемых по условиям данного соревнования способов регулирования неблагоприятных внутренних состоянии, сохранения нервно- психической свежести; 3) определение целесообразных форм, времени и места секундирования | Комплекс специальных восстановительных мероприятий | |
4 | Восстановление психического состояния после соревнования | 1) восстановление психического состояния после однократного (день соревнования) участия в соревновании; 2) восстановление психического состояния после соревнования | Комплекс специальных восстановительных мероприятий |
В приведенном примере практически не говорится о сроках выполнения и средствах решения задач психологической подготовки, так как их нельзя обобщить (они зависят от планов и программ по другим видам подготовки спортсменов, календаря соревнований и других особенностей спортивной деятельности).
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое состояние психической готовности спортсмена к соревнованиям?
2. Каковы внешние признаки предсоревновательных эмоциональных состояний?
3. По каким внешним признакам можно определить оптимальное предсоревновательное состояние?
4. Укажите признаки лучшего предстартового состояния.
5. Перечислите признаки худшего предстартового состояния.
6. Что влияет на предсоревновательное психическое состояние спортсмена?
7. Что такое секундирование? Какова основная задача сеанса секундирования?
8. Перечислите этапы психотренинга для адаптации спортсмена к соревновательной ситуации.
9. Что такое саморегуляция и самовоспитание?
10. Какие способы саморегуляции вы знаете?
11. В чем сходство и различие самовнушения и самоубеждения?
12. Зачем нужен общий план психологической подготовки спортсменов к соревнованиям?
13. Какие требования к составлению общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованиям вы можете назвать?
14. В чем заключается конкретизация общего плана психологической подготовки спортсменов и для чего она нужна?
15. Какие этапы конкретизации общего плана для психологической подготовки спортсменов к соревнованиям следует использовать?
16. Почему план психологической подготовки спортсмена к соревнованиям нельзя представить в виде одного раздела? Почему он включает в себя именно два раздела и в чем особенности каждого из них?
Рекомендуемая литература
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — М.; Харьков; Минск, 1999.
Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.
Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. — М., 1971.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.
Гуревич К.М., Борисова Е.М. и др. Психологическая диагностика: Учеб. пособие. — М., 1997.
Келлер B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. — М., 1977.
Кретти Дж. Психология в современном спорте. — М., 1978.
Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. — М., 1995.
Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. — М., 1984.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М., 1986.
Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. — М., 1979.
Прогнозирование в спорте / В.И.Баландин, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко. — М., 1986.
Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В. М. Мельникова. — М., 1987.
Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пуни. — М., 1979.
Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М., 1969.
Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1983.
Он же. Спортсмен прогнозирует решение. — М., 1971.
Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. — М., 1984.
Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. — М., 1987.
Основы психодиагностики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под общ. ред. А.Г.Шмелева. — М.; Ростов н/Д, 1996.