H – критерий Крускала-Уоллиса

U – критерий Манна-Уитни

  1. Статистические гипотезы:

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.

  1. Вычислим эмпирическое значение критерия:
    1. проранжировать все значения испытуемых, как если бы они принадлежали одной выборке, всего должно получиться столько рангов, сколько элементов в двух выборках вместе;
    2. подсчитать сумму рангов в каждой из групп по отдельности, выполнить проверку ранжирования;
    3. определить большую из ранговых сумм H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru ;
    4. определить значение H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , где H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru – число испытуемых в выборке 1 и 2 соответственно, H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
  2. По заданному уровню значимости H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru и объемам выборок H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru и H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru определить критические значения H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .
  3. Правило вывода: если H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , то принимается гипотеза H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru ; если H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , то отвергается гипотеза H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

Пример. Были обследованы студенты физического и психологического факультетов по уровню невербального интеллекта. Можно ли утверждать, что одна из выборок превосходит другую по уровню невербального интеллекта?

Студенты-физики Студенты-психологи
 
 

Проранжируем выборки.

Студенты-физики Студенты-психологи
   
   
   
4,5 4,5
6,5 6,5
   
   
11,5 11,5
11,5    
11,5    
   
15,5 15,5
   
   
   
20,5    
20,5    
   
   
   
   
   
   

Общая сумма рангов: H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru . Расчетная сумма равна H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

Сформулируем гипотезы:

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Уровень признака в группе студентов-физиков не ниже уровня признака в группе студентов-психологов.

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Уровень признака в группе студентов-физиков ниже уровня признака в группе студентов-психологов.

Тогда H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

Вычислим эмпирическое значение критерия H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

Найдем критическое значение: H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

Так как H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , то принимается гипотеза H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru . Таким образом, группы студентов-физиков и студентов-психологов можно считать равными.

H – критерий Крускала-Уоллиса

  1. Статистические гипотезы:

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Между выборками существуют лишь случайные различия по уровню исследуемого признака.

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Между выборками существуют неслучайные различия по уровню исследуемого признака.

  1. Вычислим эмпирическое значение критерия:
    1. проранжировать все значения испытуемых, как если бы они принадлежали одной выборке, всего должно получиться столько рангов, сколько элементов во всех выборках вместе;
    2. подсчитать сумму рангов в каждой из групп по отдельности, выполнить проверку ранжирования;
    3. Определить значение H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , где H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru – общее число испытуемых, H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru – ранговые суммы в каждой группе, H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru – количество испытуемых в группе.
  2. По заданному уровню значимости H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru и числу степеней свободы H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , где H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru – число отдельных групп, определить критические значения H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .
  3. Правило вывода: если H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , то гипотеза H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru отвергается; если H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , то H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru принимается.

Пример. При проведении эксперимента по исследованию интеллектуальной настойчивости испытуемым предъявлялись неразрешимые анаграммы. Исследованию подвергались четыре группы испытуемых, каждой группе предъявлялись разные анаграммы. Необходимо проверить, что различие во времени решения анаграмм не связана с предложенной задачей.

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
   
   
     
     

Сформулируем гипотезы:

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : 4 группы испытуемых не различаются по длительности попыток их разрешения.

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : 4 группы испытуемых различаются по длительности попыток их разрешения.

Вычислим эмпирическое значение критерия.

Заполним таблицу для ранжирования

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4
Данные Ранг Данные Ранг Данные Ранг Данные Ранг
             
             
  3,5 3,5        
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
Сумма   38,5   82,5    

Сумма рангов равна H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , контрольная сумма H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru

Вычислим критическое значение H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

Поскольку H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , то принимается нулевая гипотеза. Таким образом, группы можно считать равными.

T-критерий Вилкоксона

  1. Статистические гипотезы:

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

  1. Вычислим эмпирическое значение критерия:
    1. исключить испытуемых с одинаковыми значениями;
    2. вычислить разность между индивидуальными значениями в втором и первом замерах («после» – «до»), определить, что будет считаться типичным сдвигом и сформулировать соответствующие гипотезы;
    3. найти абсолютные величины разностей;
    4. проранжировать абсолютные величины разностей, проверить правильность ранжирования;
    5. отметить ранги, соответствующие сдвигам в «нетипичном» направлении;
    6. подсчитать сумму таких рангов по формуле: H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , где H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru – ранговые значения сдвигов с более редким знаком;
  2. По данному объему выборки определим критические значения H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru с помощью специальных таблиц.
  3. Правило вывода: если H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , то гипотеза H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru отвергается; в противном случае – гипотеза H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru принимается.

Пример.В выборке курсантов измерялась способность к удержанию физического усилия до обращения к идеалу и после.

До обращения к идеалу После обращения к идеалу
Σ    

Вычислим разности значений и найдем их абсолютные величины. Результаты внесем в таблицу.

До обращения к идеалу После обращения к идеалу Разность Абсолютные значения разности Ранги
-39
-27
+3
-19
-38 9,5
-8
+4 2,5
-4 2,5
-38 9,5
+25
-18
Σ          

Сумма всех рангов равна 66. Контрольная сумма H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

Выделим нетипичные (положительные) сдвиги цветом. Сумма соответствующих рангов равна H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

Найдем критические значения при H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

Поскольку при H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru отвергаем гипотезу H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , а при H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru принимаем гипотезу H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , то однозначного ответа дать не возможно.

Рассмотрим уровень значимость H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru . Тогда отвергается гипотеза H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru . Изменения показателей в группе осуществляются в сторону уменьшения физического волевого усилия.

Критерий H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru Фридмана

  1. Статистические гипотезы:

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Между выборками существуют лишь случайные различия по уровню исследуемого признака.

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Между выборками существуют неслучайные различия по уровню исследуемого признака.

  1. Вычисление эмпирического значения критерия:
    1. проранжировать индивидуальные значения каждого испытуемого, полученные им в первом, втором и.д. измерениях;
    2. просуммировать ранги по измерениям, проверить правильность ранжирования;
    3. определить эмпирическое значение H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru , где H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru – число измерений, H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru – число испытуемых, H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru – сумма рангов по каждому из измерений.
  2. По заданному уровню значимости и числу степеней свободы H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru определить критическое значение H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .
  3. Правило вывода: если H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru гипотеза H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru отклоняется, если H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru гипотеза H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru принимается.

Пример. При исследовании интеллектуальной настойчивости измерялось время, которое испытуемые потратили на выполнение трех типов анаграмм.

Анаграмма 1 Анаграмма 2 Анаграмма 3

Сформулируем гипотезы:

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Различия во времени решения анаграмм являются случайными.

H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru : Различия во времени решения анаграмм являются неслучайными.

Построим расчетную таблицу

Анаграмма 1 Анаграмма 2 Анаграмма 3
Данные Ранг Данные Ранг Данные Ранг
     

Вычислим эмпирическое значение критерия H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

Критическое значение составляет H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru .

Поскольку H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru то принимается гипотеза H – критерий Крускала-Уоллиса - student2.ru . Группы можно считать различными.

Наши рекомендации