Эмоции - это переживание человеком своего отношения к миру, многообразным явлениям общественной и личной жизни
Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношений с окружающим.Они подчеркнуто субъективны, очень "предвзято" оценивают происходящее и доводят эту оценку до организма на языке переживаний и поэтому выполняют самые простые и жизненно важные функции, являясь своеобразным "предмышлением". Эмоции же не только активизируют мыслительные процессы, как осознанные, так и неосознанные. Они входят в их структуру и выполняют в некотором отношении эвристическую роль (интерес, любопытство).
- Эмоционально-психические состояния (радость, бодрость, усталость; аффекты, переживания, переоценка ценностей в состоянии стресса, фрустрации).
- Эмоционально-психические свойства личности (находчивость, наблюдательность, тип темпераменты).
- Мир эмоционального общения(доверие, любовь, привязанность, надежда).
2. Мотивационно-волевая сфера сознания:
Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы.
- Воля - универсальный регулятор сознательной деятельности, она нацелена на принятие решений.Подволейпонимаютсознательную целеустремленность человека на выполнение каких-либо действий. Воля - способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения.
Воля - это способ связи избирательно-ориентированной деятельности психики и практического поведения (действий, поступков) человека, индивида. Она есть важнейший составной элемент сознания.
- Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию.
- Потребность - определенная необходимость материальных или духовных благ.
- Интерес - форма проявления потребности, ее более или менее отчетливое осознание.
- Стимул (как отражение интереса) -определенное побуждение к действию.
- Цель -предвосхищение результата деятельности (на уровне мышления).
- Идеал -более или менее полный образ той цели, к которой человек стремился.
III. САМОСОЗНАНИЕ (Предметное сознание + Самосознание = «ДУХ»).
Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинаетсяс Сократа с его максимой: «Познай самого себя».
Вслед за нимПлатон, например, отмечал, что деятельность души есть не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой, размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.
В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание.
В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как субъекта практической и духовной деятельности.
Самосознаниев обыденном смысле (в обычной разговорной речи) –сознание своего собственного достоинства, убеждение в ценности своей собственной личности.
В психологии:это – переживание единства и специфичности «Я» как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта).
Причем, - согласно Канту, -самосознание и осознание внешнего мира согласуются: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня» Т.е. самосознание напрямую связано с дифференциацией «Я» и «Не-Я».
Самосознание человека — это не только и не столько переживание, сопровождающее познавательный акт, сколько результат познания реальных причин своих переживаний (Крапивенский).
В самосознании особо выделяются функции самооценки и самоконтроля.
«Самосознание,— отмечает А. Г. Спиркин,— не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо.
Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни.Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от не оправдавшихся гипотез и версий... Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки».
У разных людей — разная степень самосознания(да и у одного и того же человека — в разное время и в разных ситуациях): от самого общего, мимолетного контроля над потоком мысли, обращенной к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой.
Самосознание не является врожденным.
Во-первых,поскольку самосознание представляет собой высшее выражение сознания, для его возникновения и развитиятребуется предварительный и довольно высокий уровень самого сознания.
Во-вторых,Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человеканевозможно без социального фактора, без коммуникаций,без отграничения себя от других людей и в то же время —без соотнесения себя с ними, с их жизненными позициями,без оценки себя с позиций других людейи общества.
Иными словами, самосознание представляет собойпродукт социальности, т.е. развития человека в определенных общественно-исторических условиях, является результатом реальных взаимоотношений человека с себе подобными.Самосознание формируется под решающим воздействием общества, требующего от человека контроля за своими действиями и ответственности за свои поступки.(«табу» - запреты на общественно опасную деятельность, «ценностные предпочтения» в поведении людей).
Самосознание - присуще не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и их критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеалов.
Важнейшей формой бытия сознания является внеиндивидуальное общественное сознание - социальная "память" общества. Она зафиксирована вматериальной и духовной культуре, и др.
Общественное сознание существует надличностно—в системе материальной и духовной культуры, в языке, литературных текстах, хрониках, пословицах и поговорках, повседневных жизненных представлениях, морально-этических нормах (+модусах), в науке и философии, в творениях искусства, в формах политического, правового и нравственного сознания.
Индивидуальное сознание — духовный мир отдельного человека – имеет свой материальный носитель – головной мозг, а общественное — духовная жизнь общества, как результат и идеальная сторона исторического развития человечества локализовано как бы между организмом и внешним миром, — на границе этих двух сфер действительности,оно не имеет своего надличностного мозга.
Вместе с тем между индивидуальным и общественным сознанием нет и не может быть твердых границ.Напротив,между ними происходит постоянное взаимодействие. Реальное бытие индивидуального сознания постоянно соотносится с этим объективным миром, с миром духовной культуры, с общественным сознанием.