Психологическая структура личности
Понятие «личность» употребляется с целью выделения человека как общественного, социального существа. В Древней Греции оно обозначало маску (русское «личина»), которую надевал актер в театре. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции или роли: например, личность судьи. Позднее под личностью стали подразумевать роль, которую играет тот или иной человек в обществе.
В социологии, психологии и других общественных науках личность определяется как устойчивая система социально значимых черт (качеств), характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.[10]
Индивид (неделимое) - это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.
Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность», ибо последняя характеризуется как своеобразие и неповторимость личности индивида. Человеческая индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, способностях, интересах и других свойствах личности.
Личность как объект исторического процесса испытывает воздействие многих экономических, политических, правовых, моральных и других факторов. В свойствах личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека. В то же время личность обладает признаками индивидуальности, зависящими от биологических, врожденных свойств нервной системы и психики. К последним относятся типологические свойства высшей нервной деятельности и обусловленные ими особенности психических процессов и состояний.
В рассматриваемом нами аспекте личность - это носитель психических свойств, присущих дееспособному члену общества, который осознает свою роль в нем. Таким образом, личность есть индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт, которые определяют своеобразное для данного человека мышление и поведение.
Чтобы узнать человека, нужно разобраться в том, что он успел сделать как член общества. Но еще важнее понять, к чему и во имя чего он стремится, чего, по его мнению, он еще не успел добиться и каким образом намерен достигнуть поставленной цели.
Психологическая структура личности образуется под воздействием следующих четырех «подструктур», или сторон, личности: а) социально обусловленных свойств личности; б) индивидуально приобретенного опыта (знания, навыки, умения, привычки, уровень личной психологической культуры); в) индивидуальных особенностей отдельных психологических процессов (форм отражения); г) биологически обусловленных свойств личности (темперамент, инстинкты, органические, патологические изменения, свойства).
1. Понятие «социально обусловленные свойства личности» включает в себя различные толкования термина «направленность». Одни ученые считают направленность свойством личности и ставят ее в один ряд с характером, темпераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирующих мотивов.
На наш взгляд, направленность личности обусловлена интересами, склонностями, идеалами, убеждениями индивида, в которых выражается его мировоззрение. Направленность включает в себя потребностно-мотивационную сферу, систему отношений.
Направленность характеризуют качества и формы.
К качествам относятся уровень как общественная значимость направленности человека (высокий уровень направленности называется идейностью); широта, т.е. круг интересов (но она не должна превращаться в дилетантство, разбросанность, когда человек начинает считать себя всезнайкой; среди прочих должен быть центральный интерес, направленный на профессиональную деятельность); интенсивность - эмоциональная окраска направленности, которая может выражаться в большом диапазоне - от смутных, нечетких влечений через осознание желаний и активные стремления до полной убежденности; действенность, определяющая активность личности в реализации целей.
Центральным звеном в структуре качества направленности личности являются потребности. Потребность - это отражение в мозге человека нужды, которую он испытывает в каком-то объекте. Эта нужда может проявляться не только в состоянии, когда человеку не хватает чего-то очень важного для его жизнедеятельности, но и в стремлении избавится от всего мешающего. Потребности бывают органические ( пища, воздух, вода, тепло), материальные (одежда, жилье), духовные (познания, моральные ценности, творчество), социальные (межличностное общение).
Формы направленности личности включают в себя: влечение т.е. смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие и возникшее вследствии той или иной неосознаваемой потребности; желание - направленность, при которой человек осознает то, чего добивается (при достаточно сильном волевом начале желание становится стремлением); интерес - осознанная форма направленности на предмет обусловленная стремлением к его познанию (интерес порождает любознательность, стимулирует внимание, позволяет сосредоточить внимание мысли на определенном объекте); идеал - форма направленности, воплощенная в конкретном образе, с которым человек хочет иметь сходство (идеалом может быть как реальная, так и идеальная, созданная воображением личность, определенный образ жизни, поведение того или иного человека или группы людей, отдельная черта характера; под влиянием антиобщественного мировозрения в сознании субъекта может сформироваться отрицательный идеал); склонность - волевое и заинтересованное стремление к определенной деятельности; мировоззрение - система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях природы и общества. Многие поступки человека определяются его мировоззренческой ориентацией. Зная мировоззренческую основу личности, можно заранее предвидеть, как поступит данный индивид в той или иной ситуации. В психологической структуре мировоззрения обычно выделяют миросприятие, мироощущение, миропредставление, миропонимание, мирооценку, мироотношение. Первые три компонента объединяются в миросозерцание (пассивное мировоззрение). Последние три подготавливают переход миросозерцания в убеждение. Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Важнейшим структурным элементом личности выступают способности как индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности (учеба, занятия спортом, работа и др.).
2. Индивидуально-проблемный опыт включает в себя знания, навыки, умения, привычки, уровень личной культуры и другие качества личности.
Знания представляют собой систему идеально воспроизведенных в языковой форме закономерных связей практически преобразуемого объективного мира, подразделяемую на две подсистемы: а) общетеоретические (общие) знания; б) прикладные знания. Являясь частью целостной системы знаний, каждая из них в то же время становится системой для своих подсистем (науки, техники, искусства, ремесла), которые в свою очередь выступают как системы по отношению к другим подсистемам. Систему научных знаний составляют общественные, технические и математические знания. Общественные научные знания классифицируются на общетеоретические (общие) и прикладные (специальные).
К общкетеоретическим знаниям относятся философия, логика, этика, психология, бухгалтерский учет, статистика, науки юридической надстройки (гражданское право, уголовное право, трудовое право и др.).
Прикладные знания образуются в стыковой области, например, между правоведением и другими отраслями науки (судебная бухгалтерия, правовая статистика, правовая психология, судебная этика и др.).
Систему естественных научных знаний составляют общетеоретические (биология, ботаника, физика, химия, медицина, физиология человека и пр.) знания.
Определенные систему и подсистемы имеют знания в области техники (производственной и непроизводственной), искусства (литературы, живописи, скульптуры и т.д.), ремесла (мелкого ручного производства промышленных изделий с применением простых орудий), прикладных видов деятельности: фототехники, радиотехники, электротехники, криминалистической техники (судебной фотографии, судебной баллистики и др.), судебной радиологии, судебной микробиологии и пр.
Математические научные знания - это математика, кибернетика, теория операций, семиотика, математическая логика, теория программирования, информатика, математическая статистика, теория игр и т.п.
К специальным знаниям можно отнести прикладную кибернетику, правовую информатику, правовую кибернетику и др.
Понятие «специальные познания» появилось в юриспруденции, когда для завершения вопросов, касающихся собирания, исследования и оценки доказательств, стали приглашать лиц, обладающих знаниями в области науки, техники, искусства, ремесла.
Специальные знания включают в себя профессиональный опыт, навыки, умения.
Навыками называют действия, которые доведены до совершенства, и выполняются быстро, экономично и правильно (например, специалист-криминалист имеет достаточно хорошие навыки владения фото-, кино-, видеоаппаратурой, измерительными и поисковыми приборами).
Образование навыков связано с постоянными упражнениями в определенного рода деятельности. Навыки классифицируются по профессиональным признакам: школьные, студенческие, спортивные, трудовые и т.д., а также по степени усвоения: сформировавшиеся или нет, простые и сложные, разрозненные и комплексные, стандартные и гибкие, продолжительные и непродолжительные. Навыки образуются неравномерно. Скорость распадения и образования навыков зависит от степени их сложности, от возраста исполнителя и состояния его нервной системы (усталость или работоспособность), сознательности и мотивов поведения.
Умения - это способность человека эффективно, быстро и качественно выполнять работу в новых, порой экстремальных условиях. Формирование умений начинается с «проб и ошибок», продолжается недостаточно умелой деятельностью и выработкой общих умений с переходом к высокоразвитому и высокомотивированному умению. Завершается формирование умений профессиональным мастерством с надежным творческим использованием способностей человека продуктивно, качественно и своевременно выполнять свою работу в новых условиях.
Совокупность общеобразовательных, правовых, специальных знаний, навыков, умений в сфере юриспруденции определяется общим понятием «профессиональные познания юриста».
Общими познаниями юриста считаются знания в области гражданского, уголовного, административного, процессуального права и других правовых наук. К специальным относятся познания в области криминалистики, судебной бухгалтерии, правовой статистики, правовой психологии, правовой информатики и др.
Привычкой называется навык, сформированный на фоне положительных эмоций. Привычка - это действие, выполнение которого стало потребностью человека. Большое значение имеют профессиональные привычки, облегчающие трудовую деятельность, например привычка к строгой дисциплине. Но существуют и патологические привычки, являющиеся по сути заболеваниями (например, алкоголизм, наркомания и др.). Таким образом, привычки бывают полезными , неуместными и вредными, угрожающими безопасности человека.
Личная культура это система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, приобретенных в процессе воспитания и образования. Понятие «личная культура» ассоциируется с разными творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искуства, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом, владением языками и т.д.
Уровень культуры личности определяется степенью развитости ее индивидуальных способностей, приобщенностью к культурному наследию, социализированностью.
3. Индивидуальные особенности отдельных психических процессов определяются формами психического отражения - единства процессуального и содержательного в психике: памяти, эмоций, мышления, чувств и воли. Это частнопсихологические категории, обобщаемые формой психического отражения как общепсихологической категорией их первого уровня. Та или иная форма психического отражения возникает под влиянием соответствующей потребности, организуется вниманием и объективизируется психомоторикой. Все они входят в общепсихологическую категорию второго уровня - психическое явление.[11]
Психомоторика занимается изучением объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных, импульсивных реакциях и актах.
Сенсомоторная реакция является основным видом психомоторики и подразделяется на простую (время реакции) и реакцию выбора (время и точность реакции). Существует и особое, еще мало изученное проявление сенсомоторной реакции - импринтинг (запечатление). Термин введен в 40-х гг. 20 в. австрийским биологом К. Лоренцем, открывшим процессуальное в некоторых психических явлениях, ранее считавшихся ннстинктами: приобретенное вскоре после рождения рассматривается как заимствование из поведения родителей и сверстников.
Идеомоторные реакции - это форма психомоторики, в которой выполняемые движения непосредственно и непроизвольно вызваны ярким представлением (наглядно-образные знания) об их выполнении.
Эмоционально-моторные и импульсивные реакции (устойчивые, неустойчивые) проявляются в деформации действий, порой нелепых и непроизвольно совершаемых под влиянием сильных эмоций.
4. К врожденным, или биологическим, свойствам личности относятся присущие человеку типологические свойства высшей нарвной деятельности и обусловленные ими особенности психических процессов.
Для выяснения сущности взаимодействия социального и биологического в человеке определяющее значение имеет психологический метод. Дарвинизм выделил решающие факторы биологической эволюции организмов: наследственность, изменчивость и естественный отбор; подчеркнул неразрывную связь человека с животным миром, доказал, что человек произошел от одного из видов животных. Биологическое (от греч. bios - жизнь и logos - слово, учение, понятие) направление в изучении свойств личности возникло во второй половине 19 века под влиянием дарвиновской теории биологической эволюции.
Биологическое в психике - это все общее (но не обязательно тождественное) по гомологии у человека и животных. Гомология в психологии - частное явление, связанное с поведением человека и объясняющееся общей наследственностью или исторической преесмственностью.
В современной психологии заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основных структуры, сфомированные под воздействием двух факторов: биологического и социального. В действительности сущность личности человека составляет совокупность всех общественных отношений[12] в то же время, будучи социальным существом, человек сохраняет отпечаток своей биологической организации, следовательно, в структуре личности человека, безусловно, необходимо учитывать биологический и социальный факторы. Всякое их противопоставление не способствует объективному исследованию личности. Взаимодействие социального и биологического в человеке основано на том принципе, что более простая форма движения материи (биологическая) явилась основной для возникновения более сложной (общественной)
Биологическое в человеке выступает своеобразной материальной основой для его социальной сущности и потому чрезвычайно важно. «Основным парадоксом социального и биологического в человеке является кажущаяся несовместимость устойчивости генофонда человечества за время его истории с колоссальным прогрессом общественных отношений, развитием сознания, интеллекта, чувственно-эмоциональной сферы».[13]
При анализе индивидуализированного взаимодействия биологического и социального большое значение имеет учет влияния врожденных особенностей личности (например, темперамента). Б.М. Теплов выдвинул идею о наличии ряда элементарных наследственно обусловленных свойств нервной системы (СНС) которые определяют поведение человека.[14] Согласно теории СНС основные свойства нервной системы, разнообразное сочетание процессов возбуждения и торможения составляют основу поведенческих реакций с их индивидуальными различиями. Таким образом, биологическое служит предпосылкой для познания законов природы и общества. Личность же формируется прежде всего под воздействием социальных факторов.
Конечно, психологические явления (процессы, свойства, состояния) значительно влияют на сенсорную и нейродинамическую сферы человека, однако их сущность - направленность, содержание - имеет социальное происхождение.
Типологические особенности личности проявляются в динамике психической деятельности: интенсивности, устойчивости психических процессов, в скорости их возникновения.
Устойчивость свойств личности есть продолжительное отсутствие каких-либо значительных изменений личностных качеств (наиболее устойчивыми свойствами является характер, темперамент, способности и др.).
Единство личности считается основным элементом психологического принципа «единство сознания, личности и деятельности» (сознание - личностно и деятельно; личность - сознательна и деятельна; деятельность сознательна и личностна).
Активность личности - это способность человека проявлять идейную принципиальность, последовательность в отстаивании своих взглядов и убеждений, четко придерживаться принципа неразрывности слова и дела. Активность личности наиболее отчетливо проявляется в характере.
Основу типологических различий составляют три главных свойства нервных процессов; их сила, подвижность, уравновешенность.
Сила нервных процессов - одно из основных свойств нервной системы,[15]отражающее предел работоспособности клеток головного мозга. Академик И.И. Павлов утверждал, что сила нервной системы является основным параметром классификации типов высшей нервной деятельности.
Еще одно важнейшее свойство нервной системы - подвижность, которая характеризуется способностью быстро реагировать на изменения в окружающей среде.
Уравновешенность нервных процессов - это самостоятельное соотношение между показателями возбуждения и торможения. В этом же смысле возможно применение нового термина - «баланс нервных процессов».
С процессом возбуждения неразрывно связан противоположный процесс - торможение, которое приводит к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. Торможение классифицируется на внешнее, или безусловное, и внутреннее (условное). Безусловное торможение есть разновидность коркового торможения и включает в себя: а) индивидуальное (внешнее) торможение, обеспечивающее ориентировочную реакцию на неожиданные раздражения. б) запредельное (охранительное) торможение, которое возникает при действии стимулов, возбуждающих соответствующие корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, и обеспечивает тем самым реальную возможность сохранения или восстановления последней.