Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности
Труд представляет собой сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.
В дошкольном возрасте подготовка к труду осуществляется в нескольких направлениях. Прежде всего необходимо сформировать у ребенка психологические предпосылки будущей трудовой деятельности. К ним относится формирование умения действовать целесообразно, в соответствии с обстоятельствами и требованиями других людей, развитие произвольных движений руки, согласующихся с некоторыми физическими и функциональными особенностями используемых предметов, развитие способности заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения, формирование различных двигательных навыков.
Уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза, формируются результативные действия. По мере того, как ребенок овладевает речью, появляется возможность словесно регулировать его действия, он учится подчинять свое поведение элементарным требованиям окружающих.
К дошкольному возрасту дети овладевают относительно развитыми действиями, которые носят уже результативный характер. Затем происходит переход от действий результативных к продуктивным. Целью действий ребенка становится не только использование готового предмета, но и преобразование его, развивается способность заранее представлять результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, стремиться к достижению определенного результата.
Трудовая деятельность, во-первых, предполагает наличие определенных практических умений (например, умений пользоваться простейшими орудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов. Во-вторых, она требует развития интеллектуальных качеств, напри: мер способности планировать свои действия и предусматривать их результаты. В-третьих, она предполагает определенный уровень развития детской воли — устойчивого стремления к достижению поставленной цели, к получению заранее представляемого продукта и умения подчинить свое поведение поставленным целям.
В продуктивной (изобразительной, конструктивной) деятельности происходит дальнейшее развитие произвольных действий, формирование разнообразных двигательных навыков. Самообслуживание, изобразительная деятельность, изготовление различных поделок из бумаги, бросового и природного материала предъявляют довольно высокие требования к целесообразному использованию предметов домашнего обихода и простейших инструментов. Происходит формирование специфических человеческих навыков, которые П. Я. Гальперин назвал «орудийными операциями». Формирование «орудийных операций», развитие умения подчинять движения руки логике движения «орудия» имеет чрезвычайно важное значение для подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности.
Особое значение для становления трудовой деятельности имеет игра. В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и ориентировочную работу, формируют главную предпосылку к общественно полезному труду — определенное положительное отношение к трудовой деятельности людей. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить взаимоотношения, осваивает некоторые трудовые операции.
Известный советский психолог П. П. Блонский выделял специфические черты труда дошкольников. Он установил, что в этом возрасте трудно провести границу между трудом и игрой, между ними нет большой разницы, так как высшая форма труда— творческий труд подобно игре заключает в себе элемент наслаждения процессом деятельности. Он предполагал, что, играя, ребенок проходит лучшую школу подготовки к творческому труду.
Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми на бытовые или производственные темы, можно судить, как дети относятся к труду, что они считают в нем главным,' какой характер взаимоотношений отражают. Игра как ведущая деятельность дошкольника позволяет не только выявить, но и формировать положительное отношение к труду, общественные мотивы, высокие нравственные взаимоотношения. Психологический анализ детских игр показывает, что ребенок усваивает особенности взаимоотношений, мотивы трудовой деятельности, качества трудящихся людей только тогда, когда они входят в содержание игры, а не навязываются со стороны.