Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности

Труд представляет собой сложную деятельность, осу­ществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Подготовка ребен­ка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влия­нием условий жизни и воспитания.

В дошкольном возрасте подготовка к труду осущест­вляется в нескольких направлениях. Прежде всего необходимо сформировать у ребенка психологические пред­посылки будущей трудовой деятельности. К ним относится формирование умения действовать целесообразно, в со­ответствии с обстоятельствами и требованиями других людей, развитие произвольных движений руки, согласую­щихся с некоторыми физическими и функциональными особенностями используемых предметов, развитие способ­ности заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения, фор­мирование различных двигательных навыков.

Уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладыва­ются основы согласованной работы руки и глаза, форми­руются результативные действия. По мере того, как ребе­нок овладевает речью, появляется возможность словесно регулировать его действия, он учится подчинять свое пове­дение элементарным требованиям окружающих.

К дошкольному возрасту дети овладевают относитель­но развитыми действиями, которые носят уже результа­тивный характер. Затем происходит переход от действий результативных к продуктивным. Целью действий ребенка становится не только использование готового предмета, но и преобразование его, развивается способность зара­нее представлять результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, стремиться к дости­жению определенного результата.

Трудовая деятельность, во-первых, предполагает нали­чие определенных практических умений (например, уме­ний пользоваться простейшими орудиями), а также зна­комство со свойствами некоторых материалов. Во-вторых, она требует развития интеллектуальных качеств, напри: мер способности планировать свои действия и предусмат­ривать их результаты. В-третьих, она предполагает опре­деленный уровень развития детской воли — устойчивого стремления к достижению поставленной цели, к получе­нию заранее представляемого продукта и умения подчи­нить свое поведение поставленным целям.

В продуктивной (изобразительной, конструктивной) деятельности происходит дальнейшее развитие произ­вольных действий, формирование разнообразных двига­тельных навыков. Самообслуживание, изобразительная деятельность, изготовление различных поделок из бумаги, бросового и природного материала предъявляют довольно высокие требования к целесообразному использованию предметов домашнего обихода и простейших инструмен­тов. Происходит формирование специфических человече­ских навыков, которые П. Я. Гальперин назвал «орудий­ными операциями». Формирование «орудийных операций», развитие умения подчинять движения руки логике движе­ния «орудия» имеет чрезвычайно важное значение для подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности.

Особое значение для становления трудовой деятель­ности имеет игра. В игре начинают складываться и впер­вые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспита­тельную и ориентировочную работу, формируют главную предпосылку к общественно полезному труду — опреде­ленное положительное отношение к трудовой деятель­ности людей. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить взаимоотношения, осваивает некоторые трудовые операции.

Известный советский психолог П. П. Блонский выде­лял специфические черты труда дошкольников. Он устано­вил, что в этом возрасте трудно провести границу между трудом и игрой, между ними нет большой разницы, так как высшая форма труда— творческий труд подобно игре заключает в себе элемент наслаждения процессом дея­тельности. Он предполагал, что, играя, ребенок проходит лучшую школу подготовки к творческому труду.

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми на бытовые или производственные темы, можно судить, как дети отно­сятся к труду, что они считают в нем главным,' какой ха­рактер взаимоотношений отражают. Игра как ведущая деятельность дошкольника позволяет не только выявить, но и формировать положительное отношение к труду, общественные мотивы, высокие нравственные взаимоотно­шения. Психологический анализ детских игр показывает, что ребенок усваивает особенности взаимоотношений, мо­тивы трудовой деятельности, качества трудящихся людей только тогда, когда они входят в содержание игры, а не навязываются со стороны.

Наши рекомендации