Основные свойства восприятия
Восприятие не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Поэтому его основное свойство – предметность. Предметность выражается в отнесении сведений, полученных от предметов внешнего мира, к определенному классу, узнаем их. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Образы восприятия - это целостные, как правило, законченные и предметно оформленные образы, а не наборы отдельных свойств и признаков. Предметы имеют не просто цвет, форму, размер и т.п., но и вполне определенное функциональное значение в нашей жизни и деятельности. Предметность восприятия - не врожденное качество. Открытие субъектом предметного мира обеспечивается с помощью определенной системы действий. Решающую роль при этом играют осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом.
Целостность восприятия. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующие на органы чувств, восприятие есть его целостный образ, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Воспринимаем, например, целостную музыкальную мелодию, а не последовательный набор нот, пауз, звуков. Целостность восприятия выражается и в том, что образ воспринимаемых предметов может быть полностью не дан в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого их набора. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета не воспринимаются человеком непосредственно в данный момент времени. Так мы воспринимаем не отдельные обрезки прямых линий или определенную совокупность штрихов, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник. Незавершенность рисунка восполняется нашим опытом, знаниями:
Рис. 11. Целостность восприятия.
Осмысленность (категориальность) восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют конкретное смысловое значение. У человека восприятие теснейшим образом связано с мышлением, пониманием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?». Осмысленность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом - понятием, относим к определенной группе, классу предметов, и ищем и видим признаки, свойственные всем предметам данного класса, в незнакомых предметах пытаемся уловить сходство со знакомыми. Швейцарским психологом Г. Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...). Его опыты доказали, что только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.
Рис. 12. Стимульный материал теста Роршаха.
Восприятие взаимосвязано с речью. Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к конкретной категории. На рисунке 8 показан типичный пример узнавания на основе словесной опоры. С первого взгляда в наборе пятен можно не опознать что-либо определенное. Но стоит только сказать, что это собака, как все они сразу объединяются в определенную фигуру. Слово как бы восполняет то, что отсутствует в рисунке.
Рис. 13. Силуэтный рисунок.
Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их одновременно воспринимать. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия, которая зависит от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, с одной стороны, а с другой, обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр.
Восприятие обладает свойством константности,т.е. относительного постоянства воспринимаемой формы, цвета, размера (удаленности) предмета независимо от значительных изменений объективных условий перцепции. Дело в том, что в ходе жизни человек приобретает способности корректировать, исправлять ошибки и искажения восприятия, вызванные своеобразием ситуации процесса восприятия в целом, т.е. многообразными изменениями обстоятельств, условий восприятия одних и тех же объектов. Например, при одновременном зрительном восприятии самолета и мухи они могут оставить на сетчатке глаза одинаковый по величине физиологический след (сетчаточный образ), но самолет воспринимается большим, а муха – маленькой.
Люди, воспринимаемые нами (визуально) с расстоянии 1 и 50 м, не кажутся великанами и карликами, а воспринимаются в некотором постоянстве привычных человеческих размеров. Та же константность проявляется и в восприятии цвета. Например, белое остается белым и в солнечном свете, и в сумерках, хотя физические характеристики отражаемого предметом света очень существенно меняются. Константна для нас и форма известных предметов. Константно воспринимаются и лица знакомых людей, несмотря на некоторые изменения освещения или ракурсов наблюдения. Благодаря константности восприятия человек живет в мире относительно постоянных вещей, а не в мире беспрерывно меняющихся и не связанных между собой свойств, а значит, может с уверенностью ориентироваться в предметном мире.
Механизм константности - не врожденный, а приобретенный. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий.
Однако в некоторых условиях механизм нарушается:
1) в случае резкой смены условий обитания человека: люди, постоянно живущие в густом лесу и не видевшие ранее предметы на большом расстоянии, при большой удаленности воспринимают их как маленькие;
2) при попадании в непривычные условия: из окна верхнего этажа высотного дома объекты на земле кажутся слишком маленькими, тогда как строители, работающие на лесах, видят их без искажения;
3) люди, потерявшие зрение в детстве и прозревшие после операции во взрослом возрасте, промахиваются мимо предметов, затрудняются отличить шар от круга и т.д.;
4) в раннем онтогенезе. Пример: сын просит отца: «Папа, достань мне звезду».
Структурность восприятия,восприятие не является простой суммой ощущений, не определяется просто набором раздражителей. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Показательными с этой точки зрения являются «двойственные изображения».
Рис. 14. «Вазы и лица», «Лицо и дерево», «Сосчитайте, сколько кубиков».
Структурность восприятия (в основном зрительная) была предметом изучения в гештальтпсихологии. Главный интерес сводился к выяснению, как из отдельных частей, деталей предметов складывается целостный образ. Так, М. Вертгеймер выделил факторы, влияющие на организацию этих образов и облегчающие выделение фигуры из фона. К таким факторам относятся:
1. Сходство. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, размеру, текстуре и т.п.
Рис.15.
2. Близость. В фигуру объединяются элементы, близко расположенные.
Рис.16.
3. «Общая судьба». Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру (фактор можно подтвердить опытом с точками, нанесенными на два стекла).
4. «Вхождение без остатка».
Рис. 17.
«Хорошая линия». Фактор определяет избирательность восприятия двух и более пересекающихся или касающихся линий (рис. а, как правило, воспринимается прямая и изогнутая, хотя их можно воспринять как две изогнутые, показанные на рисунках б и в)
Рис. 18.
6. Замкнутость. Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые: на рисунке 13– квадраты и окружности.
Рис. 19.
7. Установка или поведение наблюдателя.
8. Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (напр.: собакаестмясо или кошкаловитмышей).
Каждая часть образа восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.