Надсознательные» процессы
Третий класс неосознаваемых процессов образуют «надсознательные» процессы - процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.
С этим явлением сталкиваемся, когда пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему - долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет - и вдруг, неожиданно, как-то само собой, а иногда используя какой-то незначительный повод, приходим к решению данной проблемы - становится все ясно, мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Это уже не просто взгляд на решение какой-то проблемы, это качественно новый взгляд, который может изменить всю нашу жизнь.
Таким образом, то, что вошло в наше сознание, является действительно интегральным продуктом, хотя у нас не осталось четкого представления, почему мы пришли к такому решению проблемы. Мы знаем только то, о чем мы думали или переживали в каждый конкретный момент или определенный промежуток времени. Сам же процесс выработки решения для нас самих остался неосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е. способом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания.
Основные характеристики данного процесса:
Во-первых, субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательный процесс. В отличие от надсознательных процессов сознательные процессы характеризуются наличием четкой цели, к которой должны привести выполняемые нами действия.
Во-вторых, не известно, в какой момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они, как правило, завершаются внезапно, неожиданно для нас. Сознательные действия, наоборот, предполагают контроль за приближением к конечной цели и знание момента, в который они должны быть прекращены.
Сознательные и надсознательные процессы постоянно соседствуют друг с другом. Например:
ü Любовь. Вы знаете, что любите этого человека, но почему вы его любите? Что побуждает вас любить именно этого человека, а не другого? Тем более что весьма часто ваш избранник не является лучшим из числа ваших знакомых. Это можно объяснить лишь работой определенных механизмов, которые мы назвали надсознательными процессами.
ü Выбор профессии. Априори считается, что выбор профессии есть осознанный шаг. Это так, но как четко в вашем сознании отражаются причины сделанного вами выбора? Очень часто на вопрос о причинах выбора той или иной профессии мы отвечаем, что она нам нравится, или более всего подходит, или позволяет заработать на жизнь, но при этом мы часто имеем лишь смутное представление о профессии. Мы не знаем (или не стремимсяузнать) условия и особенности труда. Очень часто мы действуем под давлением мнения своих родителей, друзей, жизненных условий и т.п., но не отдаем себе в этом отчета. Наш выбор, или, точнее, процесс, определивший наше решение, не всегда осознается нами.
Поэтому надсознательные процессы играют весьма значимую роль в жизни людей. К рассматриваемому классу процессов следуетотнести:
ü процессы творческого мышления,
ü процессы переживания значимых жизненных событий,
ü кризисы чувств,
ü личностные кризисы и др.
Кроме рассмотрения проблемы надсознательных процессов необходимо остановиться на пояснении самого термина «надсознательные процессы».
Одним из первых психологов, обративших внимание на эти процессы, был У. Джеймс. Собранные им факты были изложены в книге «Многообразие религиозного опыта». Позднее на эту темы были опубликованы работы 3. Фрейда, Э. Линдемана и др.
Наблюдаемые процессы У. Джеймс называл бессознательными. Позднее, после появлениятеории психоанализа, этот термин приобрел слишком специальный смысл, и те процессы, которые рассматриваются в качестве надсознательных, имеют качественное отличие от процессов, рассматриваемых в рамках теории Фрейда.
Термин «надсознательные процессы» широко использует в своих работах профессор Московского университета Ю.Б. Гиппенрейтер. По ее мнению, этот термин наиболее полно отражает смысл процессов, которые по своему содержанию и масштабам крупнее всего того, что может вместить сознание. Эти процессы лишь частично представлены в сознании, тогда как основное действие разворачивается за пределами сознания.
Если схематично представить соотношение надсознательных процессов и сознания (рис. 6.2), в центре - сознание, остальные процессы будут располагаться вокруг него. Внизу будут располагаться неосознаваемые механизмы сознательных действий (I). По своей сути это технические исполнители сознательных актов. Большинство из них образовалось в результате передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.
На уровне сознания можно поместить неосознаваемые побудители сознательных действий (II). Они, вероятно, имеют для человека такое же значение, как и сознательные побудители, но в отличие от последних неосознаваемые побудители сознательных действий вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и периодически прорываются в сознание в особой символической форме.
Процессы «надсознания» (III) по праву должны занимать вершину иерархической пирамиды соотношения психических процессов. Они развертываются в форме работы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства.
Существует еще одна проблема - проблема познания неосознаваемых психических процессов. Как изучить неосознаваемые процессы, если они не осознаются???
НО!!!! Следует отметить, что неосознаваемое в различных формах проявляется в сознании:
ü иллюзии восприятия,
ü ошибки установки,
ü фрейдовские феномены,
ü интегральный результат надсознательных процессов.
ü сведения о неосознаваемых процессах можно получить при анализе динамики формирования навыков,
ü при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов (эксперименты А.Р. Лурии).
Следовательно, при изучении неосознаваемых процессов мы оперируем теми же исходными данными: фактами сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное использование позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного».
Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на «сознательное» и «бессознательное». Сфера бессознательного имеет свою сложную и, вероятно, иерархическую структуру.
[1] Структура и содержание концепции Л. С. Выготского рассматривается но лекции Ю. Б. Гиппенрейтер из книги «Введение в общую психологию».