Методические рекомендации. Ястребова А.В., Бессонова Т.П
Ястребова А.В., Бессонова Т.П.
Я85 Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы
учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с: ил. {Коррещионная педагогика)
I8ВN 978-5-89415-591-3
В пособии представлена система коррекционных упражнений для успешного усвоения учащимися программного материала, в т.ч.: по восполнению пробелов в развитии психологических предпосылок к овладению чтением и письмом; нормализации звуковой стороны речи; формированию и совершенствованию лексико-грамматиче-ских средств языка; отработке полноценных навыков чтения и письма и совершенствованию связного высказывания.
Пособие адресовано учителям-логопедам общеобразовательных учреждений любого типа, педагогам, методистам, студентам дефектологических факультетов и факультетов начального обучения педвузов.
УДК 372.8(072) ББК 74.3
© Ястребова А.В., Бессонова Т.П., 2007
I8ВN 978-5-89415-591-3© АРКТИ, 2007
А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова
Обучаем
читать и писать без ошибок
Комплекс упражнений
для работы учителей-логопедов
с младшими школьниками
по предупреждению
и коррекции недостатков
чтения и письма
МОСКВА
Введение
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г. Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе, обучения. Современная дидактика конкретизирует понятие «развивающее обучение родному языку» как формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся, обеспечивающих освоение детьми не только учебных знаний, умений и навыков в области теории и практики родного языка, но и общеучебных, а также как одно из условий их социальной адаптации и культурологической включенности в современное общество.
В то же время методисты, педагоги и руководители образования с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку, растет уже второе поколение неграмотных детей. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего — публичным искажением русского языка в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Кроме того, изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития первичного или вторичного генеза, что, в свою очередь, обусловливает трудности в освоении программы школы I и II ступени.
В этой связи меняются роль и место логопеда в общеобразовательных учреждениях. Логопед все чаще выступает в роли эксперта причин неуспеваемости, прежде всего по родному языку, а также по другим предметам.
Во всех случаях коррекции дефектов речи логопед фактически работает с лингвистической структурой дефекта, которая должна быть отражена в логопедических заключениях.
Фонетический дефект— недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении следует отразить характер искажения звука (например: р — велярное, увулярное; с — межзубное, боковое; ш-ж — нижние, губные и т.д.). В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).Это означает, что имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребенка: дефекты произношения, трудности различения (дифференциации) оппозиционных звуков, разная степень недостаточной сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
Общее недоразвитие речи (ОНР).Лингвистическая структура данного дефекта свидетельствует о том, что у ребенка недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения оппозиционных звуков, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной. Такой уровень лингвистического недоразвития может наблюдаться при разных формах речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия).
В этих случаях логопедическое заключение должно включать как структуру дефекта, так и форму речевой патологии:
при синдроме бульварной дизартрии (диагноз врача); у ребенка с дизартрией (заключение логопеда); у ребенка с дизартрическим компонентом (заключение логопеда). |
ФФН,
ОНР (III уровень)
ОНР
(11-111 уровень)
при синдроме моторной или сенсорной формы алалии (заключение врача);
у ребенка с моторной или сенсорной формой алалии (заключение логопеда).
у ребенка с расщелиной твердого, мягкого нёба с сумбукозной щелью (оперированного или неоперированного). |
Дефекты произношения звуков ФФН, ОНР (III уровень)
Приведенные логопедические заключения характеризуют уровень сформированности устной речи.
Поскольку недостатки чтения и письма являются вторичными проявлениями определенного уровня недостаточной сформированности устной речи, логопедические заключения отражают причинно-следственную зависимость первичного и вторичного дефекта, а именно:
• недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР;
• недостатки чтения и письма, обусловленные ФФН;
• недостатки чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием. В случаях дизартрии, ринолалии, алалии логопедические заключения о недостатках чтения и письма при ФФН и ОНР дополняются также данными о форме речевой патологии.
Поскольку становление речевой функции тесно связано с формированием других высших психических функций, то у детей с первичной речевой патологией наблюдается ряд своеобразных психологических особенностей. Одна из самых характерных — неустойчивость произвольной деятельности. У разных детей это
проявляется по-своему, в самых различных формах, и охватывает достаточно широкий круг явлений. У части детей неустойчивость деятельности имеет достаточно широкий спектр ярко выраженных проявлений, что отрицательно сказывается на формировании полноценной учебной деятельности, при выполнении самых разнообразных форм и видов учебной работы, особенно при восприятии учебных заданий, инструкций. Как правило, такие дети не предпринимают достаточных усилий, чтобы осмыслить предложенное им задание. Это порой порождает их растерянность и нерешительность уже на самых начальных этапах работы, и они начинают обращаться за помощью к учителю и товарищам. Некоторые учащиеся крайне медленно ориентируются в заданиях, связанных, например, с построением элементарных геометрических фигур, определенные трудности испытывают при выполнении заданий, связанных с переключением внимания.
Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать возникающие у некоторых детей трудности осмысления вопросов учителя-логопеда, заданных в необычной для них форме, например: «Какое число больше 20 в 3 раза?»; «В каком числе содержится 3 раза по 20?»; «Чему равно произведение 3x20?». Разное предъявление одного и того же содержания вызывает у части из них недоумение, длительные паузы, растерянность.
Итак, что наиболее типично для детей с ОНР? Они долго не могут включиться в работу, с трудом переключаются, обнаруживают пониженный самоконтроль и проявляют некоторую неорганизованность. При этом нельзя забывать, что речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка. Речь полифункциональна. Она как средство общения выполняет коммуникативную и интеллектуальную функции.
Основополагающая цель данного пособия — реализация взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности. Такая взаимосвязь является основным методическим принципом коррекционного обучения детей с первичной речевой патологией, который определяет содержание и структуру пособия, характер заданий, виды упражнений и весь методический аппарат в целом. Одним из конкретных проявлений принципа взаимосвязи языкового образования и речевого развития детей является коммуникативная направленность обучения, которая обусловлена целью корригирования пробелов в их речевом развитии.
Такой подход существенно меняет методику коррекционного обучения, а следовательно, предъявляет новые требования к пособию. Уточняется и само понятие «коррекция речевого недоразвития»: оно не ограничивается восполнением пробелов в формировании средств языка (произношения, различения звуков, словарного запаса, грамматического строя), но и включает овладение полноценной речевой деятельностью, т.к. только в речи «живет» языковая система.
При этом особое внимание уделяется формированию, с одной стороны, умений и навыков повседневного общения (ориентировки в ситуации общения, вычленения коммуникативной задачи, учебной обстановки общения), с другой — умения слушать информационную речь, читать учебную книгу, четко формулировать и реализовывать учебные высказывания.
Система упражнений пособия направлена на овладение детьми разными видами речевой деятельности и на то, чтобы восполнение пробелов в развитии языковых средств становилось для них одновременно и процессом, целенаправленно развивающим их речевую деятельность, и предпосылкой к формированию полноценной речевой деятельности.
В основе методической концепции пособия лежат утвердившийся в дидактике и психологии деятельностный подход к обучению и теория развивающего обучения. Авторы пособия стремятся запрограммировать познавательную деятельность учащихся, управлять ею. С этой целью в пособие включены:
• система учебных задач;
• сведения операционного характера (о способах деятельности);
• материал для наблюдения за языковыми явлениями;
• специальные задания, развивающие лингвистическую зоркость, интерес к языку;
• разнообразные упражнения, поэтапно формирующие умения с учетом их структуры.
Пособие предусматривает овладение учащимися как специальными (языковыми, речевыми), так и общеучебными умениями, формируемыми не изолированно друг от друга, а в едином русле развития познавательной деятельности учащихся, которая организуется таким образом, чтобы усвоение элементов теории было непосредственно связано с их применением в речевой практике, т.е. формирование и совершенствование разных видов речевой деятельности:
• говорение — слушание;
• чтение — письмо (неразрывные пары);
• продуктивные — непродуктивные (рецептивные) виды речевой деятельности;
• виды общения: бытовое, повседневное учебное (на занятиях, в классе, на экзаменах и т.д.);
• отработка компонентов коммуникативной системы в процессе общения: КТО? (адресант) — КОМУ? (адресноориентированная речь) — ЧТО? (логическая и эмоциональная информация) — ЗАЧЕМ? (коммуникативная задача, коммуникативное намерение, способы выражения) — ГДЕ? (обстановка учебная, знакомая — незнакомая) — КОГДА? (время общения).
Кроме того, на логопедических занятиях должно быть выработано умение читать учебную книгу, а также отвечать на занятиях, уроках и экзаменах, т.е. сформировано полноценное речевое высказывание.
Принцип отбора материала в пособие можно определить как частотно-речевой: отобран основной материал программы обучения русскому языку из области фонетики (звук — буква, гласный — согласный, звонкий — глухой, мягкий — твердый, ударение и т.д.), лексики (родственные слова, антонимы, синонимы, многозначность слова), морфемики (словообразование, словоизменение), грамматики (связь слов в словосочетаниях и предложениях, предложения: простое, распространенное, сложное), который используется детьми 6-10 лет в процессе речевого общения в устной и письменной форме.
Наряду с лингвистическими в пособие включены элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура текста, типы речи (доказательство, рассуждение и т.д.).
Пособие предусматривает также использование метода практического перспективного ознакомления с элементами теории языка на речевой основе: например, с особенностями сложносочиненных и сложноподчиненных предложений дети знакомятся в процессе употребления своих предложений в структуре текста, т.е. в процессе речевого общения. Потребность узнать точное лексическое значение слова или его синоним возникает, в частности, при подготовке к изложению и сочинению, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в самостоятельных работах.
В целях формирования культуры устной речи на протяжении всех этапов коррекционного обучения осуществляется работа над нормами литературного языка орфоэпическими, грамматическими, включая интонацию), а также правилами словоупотребления.
Таким образом, в пособии отражены актуальные проблемы методики пропедевтической подготовки (формирование предпосылок) к полноценному усвоению программного материала, которые решаются в контексте восполнения пробелов в речевом развитии ребенка.
В связи с этим считаем необходимым напомнить основные аспекты обучения родному языку. В настоящее время определены основные структурные компоненты языкового образования как процесса учебно-познавательной деятельности ребенка:
1) языковая система — совокупность знаний в виде понятий, сведений, правил, представленных в учебных и школьных программах, а также формируемые на основе знаний языковые умения: фонетические, словообразовательные, грамматические (морфологические, синтаксические), лексико-стилистические;
2) речевая деятельность школьника как реализация языка, включающая в себя процессы чтения, письма, слушания, говорения. Данный компонент включает практические речеведческие знания и формируемые на их основе речевые умения разной степени сложности, в частности умения воспринимать и создавать текст (на репродуктивном и продуктивном уровне), а также навыки правильного, сознательного, выразительного чтения, орфоэпические навыки и умения, связанные с соблюдением норм литературного языка;
3) речевые произведения (микротексты), которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала и представляют собой тексты — образцы определенного типа и стиля речи;
4) способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых, орфографических, общепознавательных умений и в целом — развитие школьника как личности;
5) культура речевого поведения (культура общения).
Таким образом, современные технологии коррекционного обучения детей с патологией речи первичного генеза следует реализовывать во взаимосвязи с формированием базовых предпосылок психической деятельности ребенка исовременных подходов к обучению родному языку.
Пособие представляет собой систему логопедической работы по восполнению пробелов в развитии речевой деятельности (устной и письменной) детей с первичной речевой патологией, а также психологических предпосылок к активному осуществлению речемыслительной и учебной деятельности.
В пособии 5 разделов.
В 1-м разделе представлено большое количество разнообразных заданий, направленных на восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.
Главной целью 2-го раздела (I этап коррекционной работы) является нормализация звуковой стороны речи.
Основная цель 3-го раздела (II этап коррекционной работы) — восполнение пробелов и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря детей; свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического строя их речи).
Упражнения, представленные в 4-м разделе, направлены на отработку навыков чтения, письма и могут быть использованы на разных этапах коррекционного обучения.
Цель 5-го раздела — формирование умений и навыков устного связного высказывания (устного дискурса) и на их основе — предпосылок к развитию умений и навыков составления развернутых письменных текстов (письменная речевая деятельность).
Материал пособия распределен на три уровня сложности как по содержанию, так и подходам к его реализации. В зависимости от тяжести речевого дефекта и возраста детей в группе логопед, по своему усмотрению, может использовать материал как из одного уровня, так и из разных. При необходимости (например, для более прочного закрепления материала) логопед может предлагать детям дополнительные задания.
В зависимости от уровня овладения детьми техникой чтения задания к упражнениям читают либо дети, либо логопед, либо упражнение выполняется на слух. При этом особое значение придается таким формам работы и специальным коррекционным заданиям, которые, восполняя пробелы в развитии всех средств языка, одновременно способствуют формированию коммуникативных умений и навыков: коллективная работа; работа в паре; взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания; обращение к товарищу с вопросом или каким-либо заданием и др.
Авторы полагают, что знания и профессионализм логопеда помогут ему творчески использовать материал данного пособия.
Условные обозначения1
*
гласный звук
согласный звук
звонкий согласный звук
мягкий согласный звук
предложение
слоги
пропущенные звуки (буквы)
карточка для индивидуальной работы
запись на доске или плакате
слова, предложения для справки
1 При выполнении задания дети обозначают в схеме слова звуки цветами, указанными в квадратиках.
Раздел 1
ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К ПОЛНОЦЕННОМУ ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ
Методические рекомендации
Поскольку письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности — многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный (моторный), то к моменту обучения в школе у ребенка должны быть сформированы (как необходимые предпосылки к обучению) речевые и неречевые функции, а именно: речевые — слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез; сформированность лексико-грамматических средств языка; неречевые, среди которых особое значение имеют зрительный анализ и синтез, пространственные представления, а также пальцевый праксис, сукцессивные процессы. Установлено, что у детей с ОНР в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:
• неустойчивое внимание;
• недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;
• недостаточное развитие способности к переключению;
• недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала);
• недостаточная сформированность словесно-логического мышления;
• пониженная познавательная активность в области языковых явлений;
• неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы. Недостаточная сформированность перечисленных особенностей позволяет
считать, что у данной категории детей имеет место низкий уровень произвольной деятельности в целом.
Все это свидетельствует о недостаточной сформированности психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость специального периода формирования и совершенствования у таких детей основных психологических (неречевых) предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.
С этой целью на первоначальном этапе (10-20 занятий — в зависимости от тяжести дефекта) используются специфические задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики. Количество представленных упражнений в зависимости от уровня развития неречевых процессов может быть увеличено.
Упражнения
Первый уровень
1. Соедини точки в разных направлениях (сверху — вниз, снизу — вверх, слева — направо, справа — налево). Рассказывай, как ты это делаешь.
2. Подумай, какую часть фигурки надо дорисовать. Дорисуй фигурки. Рассказывай, что ты делаешь.
На какие буквы похожи элементы орнамента? |
3. Обведи орнамент, не отрывая руки. Рассказывай, что ты делаешь.
4, Рассмотри и назови геометрические фигуры.
Назови геометрические фигуры, которые заштрихованы сверху вниз; с наклоном вправо; с наклоном влево.
Заштрихуй оставшиеся фигуры по образцу. Назови геометрические фигуры, которые ты заштриховал одинаково. Рассказывай, как ты это делаешь.
5. Рассмотри рисунки внутри геометрических фигур: прямоугольника, круга и квадрата.
Назови предметы, расположенные в каждой фигуре слева.
Под каким предметом расположен пенал? Над каким — книга, дом?.. И т.д.
6. Рассмотри рисунок.
Что ты видишь справа вверху? {Троллейбус, машину.)
В какую сторону они направляются? {В левую.)
Где на рисунке расположены светофоры? (Справа и слева.)
Куда направляются мама с дочкой? {Направо.)
Где нарисовал художник человека с портфелем? (Справа внизу.)
7. Рассмотри рисунки. Ответь на вопросы, используя слова: слева, справа, под, -.ад, между, перед.
Что ты видишь слева?
Где инструменты? Где обувь?
Где буквы? Где цифры?
Где треугольник? Квадрат?
Где расположена груша; яблоко; банан; клубника; вишня?
Где расположены в прямоугольнике: буква; цифра; слово?
8. Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено: |
Посмотри ещё раз внимательно на рисунки и скажи: какие буквы «спрятались» в изображённых предметах?
9. Построй цепочку.
а) Выложи из палочек или спичек буквы:
ЛàАàИàНàПàТàГàСàБàВàЕàЭàЖàКàХ
По мере выполнения задания рассказывай, как одна буква превращается в другую.
б) Преврати: Л - И; И - Ш; А - Д; Г - Б; З - В.
Рассказывай, как ты это делаешь.
10. Угадай буквы.
б) Узнай и назови заштрихованные буквы. |
11. Посмотри внимательно и скажи, что изображено: |
а) Назови или запиши перечёркнутые буквы.
Подумай, что случилось с буквами. Угадай буквы и запиши их правильно. Назови записанные буквы.
12. Посмотри внимательно и скажи, какие буквы записаны в таблице.
Назови буквы, которые повторяются чаще других. Запиши те буквы, которые не повторяются. Назови записанные буквы.
13. Посмотри внимательно и скажи, какие буквы записаны в первой строчке. Гласные и согласные, печатные.) Какие — во второй строчке? {Гласные и согласные, письменные, заглавные.)
Назови буквы первой строчки и запиши их в алфавитном порядке.
14. Рассмотри внимательно буквы:
ЛБДАМЖЪЬЧНАСТУФХЦЧШЩЭЮЯН
Представь себе, что это алфавит. Правильно ли он составлен? Почему неправильно? Скажи, каких букв нет?
Какие повторяются, а какие — не повторяются?
Какие буквы надо поменять местами? Запиши эти буквы в алфавитном
порядке.
15.
а) Рассмотри внимательно квадрат.
Что записано в квадрате? Какие буквы записаны в квадрате? Назови букву в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; в середине квадрата; в левом верхнем углу; в правом нижнем углу.
б) Рассмотри табличку. |
Что записано на ней? Какие буквы записаны вверху? Где расположены остальные буквы?
Как называются буквы верхнего рада; нижнего ряда?
Какие буквы расположены под буквами Т, К, Н; над буквами и, о, э; за буквами П, С, у, ы; перед буквами С, Л, а, э; между буквами Т, С, а, ы?
16.
а) Рассмотри рисунки. Назови изображённые фигуры и предметы.
Продолжи ряды рисунков и объясни, почему ты это сделал именно так.
б) Рассмотри таблички и скажи, что на них изображено:
Назови гласные, согласные; прочитай слоги.
Продолжи рады гласных, согласных и слогов и объясни, почему ты это делал именно так.
Где расположена табличка с гласными; согласными; слогами? Ответь, употребляя слова: справа, слева, посередине.
17. Рассмотри внимательно таблички и скажи, что на них изображено.
Скажи, что в каждой табличке лишнее, и объясни, почему. 18. Рассмотри рисунок.
Гласные и согласные буквы «спрятались» в воздушные шарики: посмотри внимательно и скажи, каких букв больше. Как ты догадался?
19.
а) Рассмотри рисунок.
Какие буквы изображены на рисунке? Сколько гласных букв, сколько — согласных?
В течение одной минуты рассмотри каждый прямоугольник отдельно. Каких буквбольше в первом прямоугольнике, а каких — во втором?
20. Чётко прочитай:
улитка, дорога лужок, | сад, тишь, ручей, жасмин, шест, икра, горох, ободок, коровник, декабрь, ворох, травинка, посёлок, фарфор, берег, небеса, алмазы. |
Что ты прочитал? Прочитай слова в алфавитном порядке. Докажи, что ты правильно расположил слова.
21. Чётко прочитай:
чашка - кружка ночь - день лето - весна | тарелка чернота полдень | - блюдце - белизна - полночь | утро мороз грязь - | - вечер - оттепель - чистота |
Что ты прочитал? Прочитай слова парами и скажи, какое из них стоит в словаре раньше. Обоснуй свой ответ.
22. В течение 5 минут подбери на любые 15 букв алфавита по одному слову. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
23. Чётко прочитай:
У меня испортился будильник. Каков мастер, такова и работа. Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. | |
Что ты прочитал? Посмотри внимательно и скажи, каких букв алфавита нет в этих предложениях?
Второй уровень
1. Соедини точки по образцу. Назови фигуры, которые получились.
2. Обведи орнамент, не отрывая руки. Рассказывай, как ты это делаешь.
Скажи: на какие буквы похожи элементы орнамента?
3. Заштрихуй фигурки так, как на рисунке. Не ошибись! Будь внимателен!
Скажи: на какие буквы похожа штриховка?
4.Рассмотри рисунки. Назови изображённые предметы.
Заштрихуй предметы на рисунках по-разному: горизонтальными линиями; вертикальными; с наклоном вправо; с наклоном влево. Расскажи, как ты выполнял задание: какие фигуры ты заштриховал одинаково; какие — горизонтальными линиями; какие — с наклоном вправо?
5. Рассмотри рисунок. Назови геометрические фигуры.
Расскажи, где расположены геометрические фигуры по отношению к овалу, употребляя слова: вверху, внизу; справа; слева.
6. Рассмотри рисунок. |
В каких больших геометрических фигурах расположены маленькие? Расскажи, где расположена в большой фигуре каждая маленькая.
7. Нарисуй над треугольником — квадрат, круг; слева от прямоугольника — треугольник; справа — круг; между кругом и треугольником — квадрат.
Расскажи, какие задания ты выполнял.
8. Ребёнку предъявляют контурные рисунки разного вида: 5—6 звездочек; 5—6 листочков (с деревьев); 5—6 домиков; 5—6 бабочек.
В каждом ряду рисунков — 2—3 одинаковых.
Рассмотри рисунки. Назови изображённые на них предметы. Найди на каждом рисунке одинаковые предметы и объясни свой выбор.
Заштрихуй: 2 звездочки — горизонтальными линиями (слева направо); 2 листочка — вертикальными (снизу вверх); 2 домика — штриховкой с наклоном вправо; 2 бабочки — штриховкой с наклоном влево.
Расскажи, какое задание ты выполнял.
9. Рассмотри рисунок и назови изображённые предметы и фигуры. В какой геометрической фигуре они расположены?
Каких фигур больше? Меньше?
В каком углу их больше? Меньше?
Где предметов больше? {Справа, слева, внизу, вверху, в правом верхнем углу и т.д.) Где — меньше?
10. Рассмотри рисунок. Какие предметы изображены на рисунке? |
Сколько на рисунке грибков; листочков; звездочек? Подумай и соедини предметы с кружочками (по числу данных предметов). Расскажи, что ты сделал.
11. Рассмотри рисунки слева и справа. Скажи, чем они похожи и чем различаются.
Назови геометрические фигуры на рисунке слева. Сколько на этом рисунке кругов,треугольников, квадратов? Найди одинаковые фигуры и соедини их; объясни, почему ты их так соединил. (Они одинаковые.)
Назови геометрические фигуры на рисунке справа. Скажи, сколько кругов на этом рисунке. Найди одинаковые круги. Соедини их и объясни, чем они похожи.
12. Логопед предъявляет ребёнку предметные картинки: 2—3 предмета, похожих на букву Л (циркуль, шалаш, крыша домика...); 2—3 предмета, похожих за букву Д (домик, жёрдочка для птицы в клетке...); 2—3 предмета, похожих на букву О (лупа, дупло, колесо...); 2-3 предмета, похожих на букву Ф (сахарница с ручками, головка Чебурашки, сито с ручками...); 2—3 предмета, похожих на букву3 (змея, скрипка, голова барана с рогами в виде буквы 3...).
Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено. Посмотри ещё раз внимательнона рисунки и скажи, какие буквы «спрятались» в изображённых предметах.
13.
а) Посмотри внимательно на пары букв, назови их и скажи, чем они различаются по написанию:
Р—Ь; Ь—В; И—Ш; И — П.
б) Посмотри внимательно на буквы.
П, Б, Д, О, К, Щ, Ю, Я, X 3, С.
Выбери из данных букв те, которые ты можешь превратить в другие. Расскажи, как ты это сделаешь.
14. Подумай, сколько букв спряталось в каждом знаке (символе):
Назови их и запиши.
15. Посмотри внимательно и скажи, что изображено:
Все ли буквы записаны правильно? Назови и запиши только те из них, которые записаны правильно. Расскажи, почему ты их выбрал.
16.
Назови и зачеркни буквы, которые повторяются. Из букв, которые не повторяются, составь слово и запиши его. Подчеркни согласные буквы. |
а) Рассмотри внимательно рисунок. В какой геометрической фигуре записаны буквы? Какие буквы записаны? (Гласные и согласные; заглавные и маленькие; печатные и письменные.)
В каких геометрических фигурах записаны буквы? Чем отличаются буквы в круге слева от букв в круге справа? Какие буквы надо добавить в 1-й круг, затем — во 2-й, чтобы получился алфавит? Назови весь алфавит.
17. Логопед предъявляет ребёнку рисунок прямоугольника.
Впиши буквы: А — в нижний правый угол; О — в верхний правый угол;
У — в верхний левый угол; Н — в середину фигуры; Ы — в нижний левый угол.
Какие буквы ты записал? (Как их называют?) Повтори, где расположеныбуквы А, У, Ы, О, Н. В какую геометрическую фигуру ты вписывал буквы?
18. Предъявляется прямоугольник, разделенный на четыре части (по вертикальной и горизонтальной осям).