Конфликт как межличностное взаимодействие

В современной психологии существует подход к изучению конфликта как межличностного взаимодействия и общения. Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Конфликт, в этом случае, определяется как форма межличностного взаимодействия, как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый противоречивыми мотивами совместной деятельности (А. В. Петровский).

Обзор психологических подходов к объяснению феномена межличностного общения показывает, что, к сожалению, в настоящее время не существует достаточно полной и конструктивной психологической концепции общения. Каждая теория стремиться к более или менее конкретному и однозначному определению сущности общения. В результате исследуются отдельные виды, формы, стороны общения и абстрагируются другие, такие же реальные в своих проявлениях. По сути, общение является одновременно и деятельностью, и взаимодействием, и интеграцией, и обменом.

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния. Функции общения многообразны: оно является решающим условием становлением каждого человека как личности, осуществления личностных целей и удовлетворения важнейших потребностей. Оно составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.

Общение можно рассматривать как основу конфликтного взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Оно предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.д. Оно также предполагает влияние общающихся людей друг на друга. Влияние в межличностном общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей.

Исследование проблемы межличностного конфликтного взаимодействия проецирует на себя все теоретические и методологические «неточности» и «огрехи» психологических подходов к изучению общения. В настоящий момент не существует ни универсального психологического определения межличностного конфликта, ни типологии конфликтов. В литературе выделяют следующие типы межличностных конфликтов:

Ценностные конфликты – ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Конфликт ценностей возникает тогда, когда ценностные различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же начинают «посягать» на ценности друг друга.

Конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие интересы участников (их цели, планы, устремления, мотивы и т.д.), которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу.

Конфликты, возникающие из-за нарушения норм и правил взаимодействия. Нормы и правила совместного взаимодействия являются его неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляции этого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь скрытый характер или быть результатом особых договоренностей, но в любом случае их нарушение может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия.

Таким образом, характер конфликтного межличностного взаимодействия определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения – конкретными обстоятельствами их взаимодействия.

В современной психологии выделяют целый спектр разнообразных видов межличностного воздействия. Вот только некоторые из них:

1. Убеждение – сознательное воздействие на другого человека, имеющее своей целью изменения его суждения, отношения и т.д.

2. Самопродвижение – открытое предъявление другому «свидетельств» своей компетентности и квалификации.

3. Внушение – сознательное, неаргументированное воздействие на индивида, имеющие своей целью изменение его психического состояния.

4. Заражение – передача своего состояния или отношения другому человеку, который каким-то образом (пока не нашедшим полного объяснения) перенимает это состояние или отношение.

5. Пробуждение импульса к подражанию – способность вызывать у индивида стремление быть «подобным себе».

6. Формирование благосклонности – развитие у партнера положительного отношения к себе.

7. Просьба – вежливое обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

8. Принуждение – требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами.

9. Деструктивная критика – высказывание пренебрежительных или грубо агрессивных суждений о личности человека, о его делах и поступках.

10. Игнорирование – умышленное невнимание по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям.

11. Манипуляция – скрытое от партнера по общению побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Практические занятия

Наши рекомендации