Система управления организацией
Под организацией (предприятием, фирмой, учреждением и т. д.) понимается объединение двух человек или большего количества людей, взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели.
Если в социальной системе возникают отношения по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ, то такие системы называются социально-экономическими. Примером сложной социально- экономической системы является предприятие (организация), функционирующее во внешней среде.
Внешняя среда предприятия. Любое предприятие функционирует во внешней среде, которую можно разделить на экономическую, технологическую, социальную, политическую, этическую.
Экономическая внешняя среда включает: наличие потенциальных покупателей и их потребностей; сложившийсяуровень цен на продукцию предприятия; возможность получения инвестиций; наличие рабочей силы нужной квалификации и производительности в том регионе, где находится предприятие; правительственную финансовую и налоговую политику; поведение конкурентов.
Технологическая внешняя среда представляет собой существующие в обществе знания в отношении изделий, их дизайна и технологии изготовления. При этом под изделиями понимаются также информация и услуги. Значение этой среды огромно не только при изготовлении изделий, но и при различных управленческих инновациях (нововведениях).
Политическая внешняя среда включает: существующую внешне- и внутриполитическую ситуацию в тех государствах, на территории которых предприятие производит и реализует свою продукцию; существующее в этих странах законодательство, разрешающее или запрещающее определенные виды производств и реализацию определенных видов товаров.
Социальная внешняя среда включает: развитость социальной инфраструктуры в тех регионах, где предприятие работает и сбывает свою продукцию; господствующие в этих регионах обычаи и верования; уровень образования населения.
Этическая внешняя среда включает нормы личностного и межличностного поведения людей в таких регионах.
Цели предприятия. Основным связующим звеном предприятия с внешней средой являются его цели, которые следует разделить на две группы [10]. В первую входят цели, достижение которых позволяет изменить внешнюю среду, и такие цели можно назвать внешними.
Во вторую группу входят цели, достижение которых позволяет развиваться самому предприятию. Достижение и тех и других целей взаимосвязано, т. е. невозможно пытаться достичь какой-либо внутренней цели без достижения внешней и наоборот.
Например, выпуская и продавая качественные парфюмерные изделия, предприятие не только получает прибыль, что позволяет расширять производство, создавать новые рабочие места и повышать жизненный уровень своих работников, но и изменяет этическую, социальную и, в конечном 66 счете, экономическую внешнюю среду. Необходимость обновлять ассортимент своей продукции приводит к изменениям в технологической среде, а необходимость использования и производстве различных компонентов, изготовляемых за рубежом, заставляет влиять на политическую внешнюю среду. И наоборот, например, изменение внешнеполитической ситуации может негативно или позитивно сказаться на прибылях предприятия за счет сужения или расширения рынков сбыта.
Среди множества внешних целей можно выделить одну главную, которая остается неизменной в течение всего времени существования предприятия и называется его миссией. Под миссией предприятия понимается общая, глобальная цель, определяющая смысл существования предприятия.
Основной внутренней целью предприятия является получение прибыли за счет удовлетворения потребностей в условиях конкуренции, которая может быть двух основных видов: ценовая и качества продукции.
Помимо миссии предприятия и получения прибыли выделяют стратегические, тактические и оперативные цели предприятия.
Следует иметь в виду, что достижение какой-либо тактической цели может способствовать достижению нескольких стратегических целей, то же справедливо и для соотношения тактических и оперативных целей.
Стратегическая цель по своей сути является обоснованным представлением о будущем предприятия в целом или в каком-либо виде его деятельности. Будущее здесь представляется как пятилетний, иногда десятилетний период. Примерами стратегических целей могут быть проникновение на |,;исой-либо рынок; расширение доли традиционного рынка; уход с какого-либо рынка по экономическим или этическим причинам; освоение и выпуск принципиально нового для предприятия изделия; рост уставного фонда предприятия на определенную величину к определенной дате.
При рассмотрении стратегических и тактических целей следует учитывать их динамичный характер. Это проявляет- ( I I и том, что с течением времени у предприятия формируют- • ;i новые стратегические цели, а старые стратегические цели по мере их достижения переходят в разряд тактических, а затем и оперативных. На основании стратегической цели формируется стратегия, т. е. представление о том, что необходимо изменить на предприятии для достижения главной (стратегической) цели.
В современном менеджменте выделяют четыре вида стратегий: роста; ограниченного роста; сокращения; диверсификации.
Стратегия роста представляет собой стремление к постоянному и значительному увеличению значений показателей, отражающих уровень развития предприятия. Такая стратегия может применяться в том случае, если предприятие работает в быстро развивающейся отрасли, способно предложить потребителям принципиально новое изделие (наиболее наглядный пример — выпуск персональных компьютеров). При выборе данной стратегии следует иметь в виду, что быстрый краткосрочный рост требует затем постоянных усилий и вложения средств для поддержания завоеванных позиций. Если у предприятия нет таких средств, то краткосрочный рост может смениться долгосрочным разорением
Стратегия ограниченного роста представляет собой постоянное незначительное увеличение показателей деятельности предприятия, позволяющее ему сохранить свои позиции на существующих рынках сбыта. Этой стратегии придерживается большинство предприятий, удовлетворенных своим положением и работающих в стабильных отраслях. Такая стратегия представляет собой наиболее легкий и удобный способ достижения целей и наименее рискованный вид деятельности.
Выбор стратегии сокращения означает, что предприятие в своих целях устанавливает показатели своего развития ниже существующих. В рамках этой стратегии возможны два варианта:
1. Исключение всего лишнего, когда предприятие прекращает свою деятельность в каких-либо сферах, считая их малоприбыльными;
2. Ликвидация, представляющая собой распродажу активов предприятия из-за неуплаты задолженности или возникновения более прибыльных сфер деятельности. Диверсификация является смешением стратегий, когда ( ипрачивание активности в одной отрасли сопровождается ростом или ограниченным ростом в другой. Таким образом, управление выражается в форме организации управления, которая состоит из организационной структуры управления, управленческого персонала и обеспечивающих подсистем (информационной, технической, математической). Поскольку система управления является сложной, то необходимо говорить о ее динамике, которая выражается в процессе управления, процессе принятия управленческих решений, управленческих инновациях.