Подход к изучению образа себя и сверстника с позиций концепции общения
Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом, который можно рассматривать как его продукт. Поскольку личность выступает в качестве специфического объекта коммуникативной деятельности, специфическим продуктом общения следует, прежде всего, считать образ другого человека, образ себя, а также взаимоотношения, возникающие между партнерами в результате многократно повторяющихся коммуникативных актов. Нам представляется перспективным подход к разработке проблемы образа себя и образа другого человека с позиций концепции общения (М. И. Лисина, 1986).
Согласно этой концепции, в структуре образа, возникающего в результате общения, выделяются две основные части — когнитивная и аффективная (знания и отношения). В аффективной составляющей образа акцентировано отношение человека к себе, а в когнитивном компоненте — представление или знание о себе. В образе самого себя в. неразрывной связи представлены и знание о себе, и отношение к себе. Образ самого себя трактуется как целостный аффективно-когнитивный комплекс, два аспекта которого могут быть выделены лишь условно, для научного анализа. Аффективная составляющая образа, абстрагированная от знания, в онтогенезе выступает как самооценка ребенка, а когнитивная — как представление ребенка о себе.
Самооценка понимается нами уже, чем это принято в психологической литературе (Е. И. Савонько", 1970; Р. Б. Стеркина, 1977), поскольку она как бы отделяется от когнитивного компонента — знания ребенка о себе. Общая самооценка связывается с целостным отношением ребенка к себе как любимому, значимому для окружающих (или наоборот) существу. Важнейшие характеристики самооценки не столько количественные (как она высока), сколько качественные с точки зрения ее состава и окраски (положительная — отрицательная, полная — неполная). Конкретная самооценка отражает отношение ребенка к успешности своего отдельного, частного действия; выделяются также абсолютная и относительная самооценки. Абсолютная самооценка — отношение ребенка к себе
вне сопоставления с другими, его переживание по поводу того, любим, он вообще (или кем-то определенным) или не любим. Относительная самооценка означает отношение ребенка к себе, но уже в сопоставлении с другими людьми (Так же я хорош, так же меня любят, как другого ребенка?).
Кроме того, самооценка часто характеризуется с точки зрения ее адекватности и реалистичности (Л. И. Божович, Л. В. Благона-дежина, 1972; Р. Б. Стеркина, 1977). Мерой адекватности при этом выступает ее соответствие объективной ценности индивида. Однако каждая человеческая личность уникальна, и, следовательно, соразмерная ей общая самооценка — величина бесконечно большая. В этом смысле завышенная общая самооценка невозможна, а заниженная — должна характеризоваться не количественно, а качественно. Самооценка не выбирается ребенком произвольно, а определяется обстоятельствами его жизни, т. е. она всегда объективно обусловлена и адекватна породившим ее обстоятельствам (М. И. Лисина, 1978).
Представление ребенка о себе может быть более или менее точным, так как в основе его построения лежат конкретные факты, либо верно отражаемые индивидом, либо искажаемые им — занижаемые (заниженные представления) или завышаемые (завышенные представления). Представление о себе, как и любое другое, берет начало в восприятии, а затем полученный образ перерабатывается в памяти (Л. А. Венгер, 1969), обобщается, обогащаясь элементами когнитивных процессов более высокого порядка (В. Я. Ляудис, 1976).(Образ самого себя начинает складываться у ребенка сразу после рождения. Определяющим фактором развития образа себя выступает опыт, как самостоятельной деятельности, так и общения ребенка с другими людьми. Каждый из этих факторов вносит специфический вклад в построение образа. Когнитивная часть образа развивается в основном в результате самостоятельной деятельности ребенка, аффективная — благодаря опыту общения, но в последнем закладываются также и важные когнитивные элементы образа.
Экспериментальное изучение генезиса образа самого себя с позиций концепции общения позволило М. И. Лисиной наметить новую плоскость структурного анализа этого сложного психического образования. М. И. Лисина выделяет, с одной стороны, частные, конкретные знания, представления субъекта о своих возможностях и способностях, составляющие как бы его периферию (то, что принадлежит), а с другой—центральное ядерное образование, через которое преломляются все частные представления субъекта о себе (то, кому это принадлежит). В центральном ядерном образовании содержится непосредственное переживание себя как субъекта, личности, в нем берет начало общая самооценка. Ядро образа обеспечивает человеку переживание постоянства, тождества и преемственности самому себе. Периферия образа — ближе или дальше
6В* 167
отстоящие от центра участки, куда приходят новые конкретные сведения человека о себе.
По-видимому, представления о себе — эта когнитивная основа образа — приобретают аффективную окраску именно благодаря тому, что они преломляются через центральное ядерное образование, вследствие чего и переживаются субъектом' как принадлежащие именно ему. Между периферией и центром образа существует связь, посредством которой состояние ядра определяет аффективную окраску периферии (может искажать представление о себе), а изменения на периферии ведут к перестройке в центре.
Под воздействием периферии общая самооценка, возникающая как ядерная структура, постоянно модифицируется, увеличивается по полноте, меняет свою эмоциональную окрашенность. Сложная архитектоника образа самого себя обусловливает его динамизм и постоянное развитие. Взаимодействие центра и периферии обеспечивает разрешение возникающих противоречий между новыми знаниями о себе и прежним отношением к себе и диалектическое ' рождение нового качества образа себя.
Кроме того, выделение в структуре образа себя центра и периферии позволяет качественно охарактеризовать его содержание в генетическом аспекте как развитие субъектной и объектной составляющих образа. Субъектная составляющая понимается как непосредственное переживание собственной самости, целостности, активности, а объектная — как знание о своих частных возможностях, способностях и умениях. В генетическом аспекте развитие ядерного образования можно представить как становление субъектности, а формирование периферии — как постепенное накопление представлений ребенка о себе как объекте, отражение своих свойств и качеств, того, что он знает и умеет. Различные части образа складываются неравномерно! Это зависит от того, что именно ребенок осуществляет в своей жизненной практике и насколько его действия становятся материалом для общения с другими людьми. Генезис образа самого себя состоит в постоянной перестройке образа с изменением расстановки внутри него главных акцентов, взаимовлиянии центра и периферии, перемещении объектных качеств в ядро, а субъектных — в периферию, а также в постепенном осознании и вербализации представлений о себе.
Субъектно-объектное содержание имеет и образ другого человека, в частности сверстника. В общении с ровесником ребенок может относиться к нему как субъекту, личности, обладающей такой же ценностной значимостью, свободой воли, активностью, инициативой, ориентируясь, прежде всего на ядерное образование другого. А может выделять в нем преимущественно объектные качества и свойства (имеющие отношение к периферии образа сверстника): нарядную одежду, способность бегать, и т. д. Образ сверстника претерпевает изменения по мере взросления ребенка, развиваясь за счет взаимовлияния ядерных и периферических структур.