Теоретическое введение. Деятельность в психологии выступает в двух ипостасях:
Деятельность в психологии выступает в двух ипостасях:
1) деятельность как необходимое условие психического развития личности; деятельностный принцип психологии разработан отечественными психологами Выготским Л.С., Рубинштейном С.Л. и др. 2) деятельность изучается в качестве специального предмета изучения (Леонтьев А.Н. и др.); каждый психический познавательный процесс рассматривается как вид деятельности (перцептивная деятельность, мнемическая деятельность, мыслительная деятельность).
Деятельность – это внутренняя психическая и внешняя физическая активность человека, регулируемая сознательно поставленной целью.
Внутренняя психическая активность предполагает включение в ее состав мотивов, отбора и переработки информации, определение способов действия.
Внешняя физическая активность определяется в действиях и движениях, на основе которых формируются знания, умения и навыки. И внешняя, и внутренняя активность регулируется целью. Цель определяет все наши действия.
Структура деятельности включает в себя: наличие цели; наличие мотивов; наличие движений и действий; эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности.
Центральным компонентом структуры деятельности являются движения и действия. Движения – это моторная функция организма. Качественное отличие человеческого движения от движения животного заключается в том, что движение человека есть продукт его трудовой деятельности. В особенностях движения, сказывается культура общества, уровень его развития, а также психологические особенности личности, поэтому движение изучается психологией. В психологии выделяют безусловно - рефлекторные (врожденные) движения и условно - рефлекторные (приобретенные) движения. Среди условно приобретенных движений различают: рабочие движения, с помощью которых человек выполняет те или иные трудовые операции; речевые движения; семантические движения, что-либо обозначающие; локомоторные движения, возникающие при перемещении тела в пространстве.
Чтобы движения были достаточно совершенными, скоординированными необходимы сила, быстрота и ритмичность движений.
Совокупность некоторых движений, объединенных единой целью носит название действие. Действие включает в себя: моторный компонент, обеспечивающий функцию исполнения; центральный или мыслительный компонент, выполняющий функцию регулирования; сенсорный или чувственный компонент – функцию контроля.
Действия разделяют по направленности на предметные и действия, направленные на окружающих людей. Предметные действия - взять, переложить, отпустить. Действия, направленные на окружающих людей, соответствующие установленным нормам поведения, носят название поступков; противоречащие нормам поведения – проступков.
По степени осознанности действия бывают импульсивные, недостаточно осознанные, и волевые, предполагающие продуманность целей, возможные последствия.
Действия делят на внешние практические и внутренние умственные действия. Деление условно, так как при выполнении практической деятельности человек использует умственные действия и наоборот. Деление условно также и потому, что генетически все умственные действия возникли из практических. Согласно исследованиям Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н, умственные действия формируются вначале в практической деятельности, а затем переносятся во внутренний план.
Перевод внешних действий во внутренний план носит название интериоризация. Обратный процесс перевода внутренних действий во внешний план, в действия с предметами называется экстериоризацией.
На основе движений и действий формируются знания, умения, навыки.Знания представляют собой совокупность общечеловеческого опыта. Умения проявляются вслед за знаниями в простых и сложных элементах деятельности. Умение – способ успешного выполнения деятельности. Для формирования умения необходимо, чтобы ученик знал: что делать, каких результатов добиться и какими приемами для этого пользоваться. Навыки формируются на основе знаний и умений. Всякий навык есть умение, но не всякое умение есть навык. Навык – частично автоматизированный способ действия. Автоматизируются различные компоненты действия. Осознанными остаются цели действия и условия, в которых оно выполняется. Чем больше навыков, тем больше возникает возможности для осуществления творческой деятельности. Различают двигательные, сенсорные, умственные и другие навыки. Для выработки умений нужны упражнения с различным содержанием, а для навыков – однотипные упражнения. Положительное влияние ранее выработанного навыка на формирование нового навыка носит название переноса. Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми навыками носит название интерференции. В процессе обучения учитель должен осуществлять перенос, то есть говорить, чем данный навык схож с имеющимися навыками и предупреждать интерференцию.
Практическая работа
Задание 1. Прочитать два отрывка и ответить на вопросы: «В каком отрывке описаны движения? В каком – действия? Дайте качественную характеристику и движений, и действий. Используя предложенные отрывки, назовите общие и отличительные признаки движений и действий».
а) «Он (О.Ренуар) постоянно говорил о руках. По ним надо судить о новом знакомце: «Ты видел этого человека…, пока он открывал пачку сигарет? Несомненно, хам…. А та женщина, которая поправляла прядь волос движение указательного пальца… наверняка, славная особа».
б) « …В пекарном деле, очень нужны умелые руки пекаря. Основными орудиями труда при ручных операциях являются специальные лопата и нож. Люлька с полуфабрикатами … приближается к пекарю. Он кладет лопату на стол, берет с люльки конвейера лист с заготовками, ловким движением опрокидывает его над лопатой, и все заготовки оказываются на лопате. Быстро и точно пекарь подрезает ножом будущие изделия, берет лопату за рукоятку и поворачивает к печи».
Задание 2. В нашей стране с 1975 года выходит серия сборников «Человек и профессия» (под ред. Е.А.Климова). Описание каждой из профессий включает: перечень необходимых профессиональных действий, характеристику требований профессии к личностным свойствам токаря, монтажника, паспортистки, пекаря, инженера, декоратора и т.д.; характеристику условий труда.
Почему описание деятельности людей разных профессий дается именно по этим параметрам?
Задание 3. Экспериментальное исследование центральной природы регуляции навыка.
Ход эксперимента. Предлагается написать произвольно взятое слово или предложение, держа ручку: а) в правой руке, б) в правом кулаке, в) в левой руке, г) в левом кулаке, д) между ладонями, е) зажав ручку в локтевом сгибе. Возможны и иные варианты. Использовать печатные буквы не рекомендуется, поскольку это затрудняет последующий анализ.
Анализ результатов. Сравниваются особенности почерка, основные элементы букв. Делается вывод о том, что во всех случаях написание букв сходно. Хотя навык письма был выработан для правой руки, модель действия сохраняется независимо от того, какая группа мышц, включена в исполнение?
Задание 4. Экспериментальное исследование влияния упражнений на выработку навыка. Интерференция навыков.
Ход эксперимента. Испытуемые записывают образцы букв, с которыми предстоит работать: а, о, в, и, е, э, к, п, р, у, ц, ъ, ю, я – всего 16 букв. Затем предлагается написать букву и рядом с ней ее зеркальное изображение до завершения ряда, до я. Буквы следует писать так, чтобы они максимально походили на свое прямое изображение, сохраняя правила прописи.
По завершении ряда подсчитываются ошибки: неверно или плохо записанная буква, исправление (не более 16 ошибок). Затем вся процедура повторяется до тех пор, пока задание не будет выполняться без ошибок или ошибки. Обычно проводится 5-6 проб.
Анализ результатов. На основе полученных данных строят график, характеризующий процесс выработки навыков. На оси абсцисс отмечают попытки, на оси ординат – количество ошибок. Анализируя кривые выработки навыка, обращают внимание на этапы, которые имеют место при формировании любых видов навыков, а также на перенос и интерференцию.
Задание 5. Экспериментальное исследование формирования умственных навыков.
Ход эксперимента. В первой серии эксперимента предлагается решение примеров на основе приема вычитания числа из суммы:
157 + 99 =256 (157 + 100)-1=256 160+93=253 (160 + 100) - 7 = 253
480 + 98 =578 (480 + 100)-2=578 360+89=449 (360 + 90 ) - 1 = 449
262 + 99 =361 (262 + 100)-1=361 265+85=350 (265 + 90 ) - 5 = 350
879 + 89 =968 (879 + 90)-1=968 550+94=644 (550 + 100) – 6 =644
Фиксируется время решения каждого примера и ошибки. На основе этих данных прослеживается процесс выработки вычислительного навыка. Сразу после решения этих примеров предлагается решать примеры на основе прибавления числа к разности:
237 – 97 = 140 (237 – 100) + 3 =140 725 – 95 = 630 (725 – 100) + 5 =630
400 - 98 = 302 (400 - 100) + 2 =302 264 - 77= 207 (284 - 80) +3 =207
596 - 87 = 509 (596 - 90) + 3 =509 440 – 59 =381 (440 - 60) +1 =381
572 - 66 = 506 (572 - 70) + 4 =506 720 - 38 =682 (720 - 40) +2 =682
Аналогично предыдущей серии фиксируется время решения каждого примера и ошибки. Сравнение результатов
Решения примеров двух серий может стать основой для характеристики интерференции навыков.