Фундаментальная ошибка атрибуции. Факторы точности межличностного познания

Фундаментальная ошибка атрибуции. Осуществляя познание других людей, мы пытаемся понять и объяснить их поведение. При этом в своей повседневной жизни мы, как правило, редко используем научно проверенную методологию. Так что чаще всего мы не ищем причины, а скорее приписываем их. В качестве одного из механизмов такового приписывания причин поведения другим и себе может обнаружить себя каузальная атрибуция. Этот феномен позволяет уяснить вопрос о том, как люди объясняют поведение другого человека, если не обладают достаточным объемом знаний о нем.

Существует два вида атрибуции:а) диспозиционная(когда причины событий усматриваются в самом человеке) и б) ситуационная (причины обнаруживаются в ситуации).

В чем же заключается фундаментальная ошибка атрибуции? При объяснении причин негативного поведения других мы отдаем предпочтение диспозиционной атрибуции, а при объяснении собственных неудач – ситуационной атрибуции. Эта ошибка носит непроизвольный , автоматический характер.

В чем причины подобной ошибки?

1. В процессе социализации человек приучается к принятию личной ответственности за обстоятельства своей жизни, что и побуждает согласно механизму проекции объяснять чужое поведение диспозиционными причинами.

2. Эффект «исполнителя-наблюдателя», согласно которому фокус внимания исполнителя и наблюдателя сосредоточивается на различных вещах:

· Когда мы выступаем в роли наблюдателей, то сосредоточиваем внимание на действиях исполнителя, а не на внешних условиях, т.е. особенностях ситуации. Об этих особенностях мы можем просто не знать, поскольку чаще всего видим лишь конкретного человека, совершающего определенные действия в данный момент.

· Однако если мы действуем сами, то заостряем свое внимание на условиях и особенностях ситуации, так как в данный момент они нас волнуют больше, чем диспозиционные факторы.

3. Использование диспозиционной атрибуции в качестве приема защиты собственного самоуважения. Если человек потерпел неудачу, то он старается объяснить её ситуационной атрибуцией: « Так сложились обстоятельства» или «Возникла безысходная ситуация». Любой благоприятный исход событий люди, как правило, объясняют как результат их собственных усилий, т.е. используют диспозиционную атрибуцию: «Это моя заслуга» или «Я приложил к этому усилия, волю, знания».

Чтобы понимать окружающих людей, избегая при этом фундаментальной ошибки атрибуции, необходимо при оценке их действий учитывать:

1) не только диспозиции, но и особенности ситуации, в которых они действуют;

2) то, как люди сами относятся к той ситуации, в которой они находятся, какие эмоции при этом переживают, воспринимают ли эту ситуацию в качестве стрессовой и т.п;

3) основную причину предрасположения в пользу собственного «Я» - в стремлении личности сохранить свое самоуважение.

Факторы точности межличностного познания:

· Рефлексия, позволяющая связать в единую систему социальные оценки и Я-концепцию. Способность к рефлексии позволяет посмотреть на другого не только с точки зрения своих ценностей и жизненной позиции, но и глазами ближайшего данному человеку социального окружения.

· Идентификация, осознание себя через другого (путем сравнения себя с ним) и другого через себя, т.е. стремление к отождествлению себя с другим, чтобы понять его смысловое поле, обеспечив тем самым процесс взаимопонимания; возможности идентификации ограничены, так как отождествить себя с большим количеством индивидуально-неповторимых особенностей человека представляет большую сложность.

· Общая направленность личности: эгоцентрическая (доминирование индивидуальной точки отсчета и собственной системы ценностей) и социальная (преобладание интересов и потребностей других). При эгоцентрической направленности, человек, как правило, имея мнение о другом, считает его истиной последней инстанции.

· Степень пластичности характера личности: при низком показателе данного качества человек с трудом меняет свои мнения и оценки о других, отличаясь жесткостью и прямолинейностью, так как не способен к многотональному и гибкому стилю межличностного познания.

· Психологическое мышление, представляющее собой анализ и обобщение добытой органами чувств информации с целью формирования образов других людей и самого себя. Ведущую роль здесь играет неразрывное единство двух мыслительных операций: разложение исходных образов людей на соответствующие части, нахождение в них главных и второстепенных свойств, а затем последующее их соединение путем синтеза в новое целостное образование (образ).

· Психологическая чувствительность – способность воспринимать минимальные изменения во внутреннем состоянии людей, с которыми мы общаемся.

· Наличие не только многоаспектности знания о другом человеке, но и адекватной иерархической структуры этого знания. Это объясняется тем, что для точности мало знать все нюансы в личностных особенностях другого. Многознание о другом ведет к точности только при условии, если мы способны выделить, какие свойства личности, черты характера, особенности мотивации являются главными для индивида, с которым мы общаемся, какие второстепенными, а какие вовсе не имеют к нему отношения. Если указанная способность отсутствует у познающего субъекта, то избыточная информация о другом приводит к снижению точности процесса межличностного познания.

· Внимательное наблюдение за поведением человека в тех ситуация, где он наиболее ярко и разносторонне проявляет себя как личность. Такие ситуации должны: а) содержать поведение человека, направленное на реализацию базовых потребностей и мотивов личности; б) быть связанными с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели.

· Наблюдение за человеком с целью его оценки как личности должно иметь определенный план. Осуществляя наблюдение, необходимо, во-первых, обратить внимание на то, что и как говорит человек, как он выражает свои эмоции и в какой форме он реагирует на действия и поступки других людей. Во-вторых, надо учитывать мнение других людей об этом человеке, которое послужит хорошим дополнением к нашим собственным оценкам, снизит их субъективность.

· Способность отделять установки, оценки, убеждения, стереотипы относительно того или иного человека от реального процесса его познания. Именно наша склонность руководствоваться своими установками порождает преждевременные заключения о личности другого до того, как о нем будет получена исчерпывающая и достоверная информация.

· Изменчивость в восприятии и оценках людей, обнаруживающее себя в том, чтобы высказанное мнение о человеке (не висело над ним «как дамоклов меч»), а подвергалось определенным изменениям под влиянием новой, естественно, достоверной о нем информации.

· Избегая фундаментальной ошибки атрибуции, учитывать, что поведение человека обусловлено взаимодействием внутренних индивидуальных характеристик и внешних факторов (ситуаций). Уметь при этом отделять «власть ситуации» от «власти личностных особенностей».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. В каких ситуациях обнаруживает себя эффект ореола или хало-эффект?

2. Чем межличностное восприятие отличается от межличностного понимания?

3. Почему эмоциональная оценка другого имеет в основном место на первом этапе знакомства с ним?

4. Перечислите основные механизмы межличностного восприятия?

5. Чем стереотипизация отличается от идеализации?

6. Что общего в механизмах идеализации и упрощения?

7. Назовите эффекты межличностного восприятия.

8. Что лежит в основе возникновения негативного «ореола» как эффекта восприятия?

9. Обладает ли точностью первое впечатление о человеке? Обоснуйте свой ответ.

10. Как избежать действия эффекта «бумеранга»?

11. Что включает в себя рациональное понимание другого?

12. В чем различие между идентификацией и эмпатией?

13. Каково значение рефлексии в межличностном понимании?

14. Сформулируйте механизм каузальной атрибуции и его значение для процесса межличностного понимания?

15. Какие существуют виды каузальной атрибуции?

16. В чем состоит фундаментальная ошибка атрибуции?

17. Каковы причины этой ошибки и условия её избегания?

18. Какие существуют типы межличностного познания?

19. Перечислите и раскройте факторы, способствующие точности межличностного познания.

20. Какие факторы мешают правильно воспринимать и оценивать людей?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ 1

Какой образ возникает в вашем представлении, когда вы думаете о преподавателе высшей школы, российском бизнесмене, журналисте, бомже, шахтере, пенсионере. К какому типу межличностного познания вы себя относите и почему? Для этого: а) вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам: имеет ли место при воспоминании эмоциональное отношение к ним, а также эффекты первичности и новизны; б) оцените, насколько существующие в вашей памяти конкретные образы ваших знакомых совпадают со стереотипным представлением той группы, к которой они принадлежат. Использовали ли вы при этом суждения по аналогии?

ЗАДАНИЕ 2

Во власти какого механизма межличностного познания оказываются: а) провалившийся на экзамене студент и объясняющий свою неудачу сложными вопросами билета, отсутствием достаточного материала в учебнике, личностными особенностями преподавателя и т.п; б) студент, получивший отличную оценку на экзамене и объясняющий свой успех следствием своего неординарного ума, феноменальной памяти и другими личностными качествами. Объясните, почему имеют место подобные объяснения жизненных ситуаций и способствуют ли они действительному росту и развитию личности?

ЗАДАНИЕ 3

В деятельности некоторых руководителей имеет место неточности межличностного познания. К таким неточностям можно отнести: а) стремление завышать личностные качества тех подчиненных, которые поддерживают руководителя или высказывают суждения, сходные с его взглядами; б) перенесение общего позитивного впечатления о подчиненном (внешняя привлекательность, скромность, жизнерадостность и т.п.) на оценку его отдельных профессиональных качеств, на основании чего принимается решение о повышении в должности данного работника. Какие эффекты восприятия имеют место в данных ситуациях? Как избежать подобных неточностей в межличностном познании?

ЗАДАНИЕ 4

В своей будущей профессиональной деятельности многим из вас придется участвовать в практике отбора и расстановки кадров. Эффективному отбору на вакантные должности должно предшествовать изучение деловых и личностных качеств специалистов. И это не подлежит сомнению. Но возникает вопрос: способствует ли успехам в деятельности высокий уровень точности межличностного познания, которую вы достигнете в изучении специалистов. Если да, то почему, если нет, то также необходимо дать обоснование.

ЗАДАНИЕ 5

Рефлексия как механизм межличностного познания необходима руководителю, если он желает достичь высокого уровня удовлетворенности подчиненными своим руководством. Однако специальные исследования показали более сложную зависимость между уровнем рефлексивности и эффективностью управленческой деятельности. Лучшими оказались те руководители, для которых способность к самоанализу и восприятию внутреннего мира подчиненных оказалась на среднем уровне. Почему управленческая деятельность не требует высокого (как впрочем и очень низкого) уровня рефлексии?

Наши рекомендации