Психология осмотра места происшествия

Осмотр места происшествия — это обнаружение и непосредствен­ное исследование материальных объектов, их признаков и взаимосвя­зей, имеющих существенное значение для расследования происше­ствия и находящихся в пространстве, в котором оно произошло или были обнаружены его следы.

Для раскрытия преступления существенными могут оказаться, на первый взгляд, малозначительные предметы

Место происшествия выступает для следователя как информаци­онный комплекс — овеществленный источник информации о механиз­ме события преступления, личности преступника и потерпевшего, ди­намике их взаимодействия и мотивах поведения.

В зависимости от характера вещественных доказательств, обнару­женных на месте происшествия, можно выделить четыре типа места происшествия, определяющие направленность и структуру познава­тельной деятельности:

1) преступление совершено в данной обстановке, на предметах ос­тавлены его явные следы;

2) преступление совершено в данной обстановке, но она не претер­пела в связи с этим явных изменений;

3) преступление совершено в другом месте, а на месте происшествия обнаружены лишь его следы;

4) следы преступления инсценированы (событие не могло произой­ти по данной искусственно созданной схеме).

Это обусловливает разные по эвристической сложности типы по­знавательно-поисковой деятельности.

В результате осмотра места происшествия следователь должен по­лучить информацию о личности преступника. Отдельные физические и личностные особенности преступника характеризуются:

1) следами, результатами, орудиями и способами его действия;

2) совокупностью объектов, вовлеченных в сферу события преступ­ления;

3) предметами, принадлежащими преступнику.

Информацией о мотивах преступления служат данные об исчезно­вении ценностей, следы взлома хранилищ, вывернутые карманы и т. п. Поза и состояние белья потерпевшей могут свидетельствовать о со­пряженности убийства с изнасилованием. Обнаружение трупа при отсутствии ограбления позволяет предположить об убийстве из хули­ганских побуждений или в драке

Заранее подготовленное орудие убийства, как правило, свидетель­ствует о преднамеренном убийстве. В преступном деянии проявляют­ся и черты характера преступника: дерзость, агрессивность, трусость, осмотрительность, осторожность и др.

Сложный случай осмотра места происшествия — ситуация позна­вательного диссонанса, когда явления конкурируют между собой. Обоснованно выдвинутая версия вдруг неожиданно опровергается противоречащим ей фактом. Во многих случаях это бывает связано с различными приемами сокрытия преступления.

В способе сокрытия преступления проявляются характер и способ­ности преступника, его навыки и привычки, его «творческие» возмож­ности — воображение, изобретательность. Немаловажное значение имеет и осведомленность преступника о значении для расследования тех или иных вещественных доказательств.

Психологическая особенность действий по сокрытию преступле­ния — совершение их, как правило, в условиях дефицита времени и повышенной психической напряженности, в результате чего эти дей­ствия отличаются неполнотой, небрежностью, алогичностью. Психология поведения преступника при инсценировке преступле­ния имеет характерную особенность: чрезмерную мобилизацию уси­лий. При инсценировке, например, кражи проявляется излишняя ее демонстрация — множество разбросанных в беспорядке вещей, по­врежденных без всякой надобности предметов и т. п.

При инсценировках, как правило, отсутствуют те следы, которые диктуются логикой имитируемого происшествия. Так, распиливание дужки замка на дверях магазина должно сопровождаться распылением опилок. Для разоблачения инсценировки преступления существенны не только отсутствие, но и наличие следов, которых по логике вещей не должно было быть.

При инсценировке преступник мыслит рефлексивно — он стремит­ся воздействовать на следователя, направить его по ложному пути. Но ложные действия преступника неизбежно противоречат общим свя­зям вещей. Эти противоречия и служат информативными обстоятель­ствами в процессе раскрытия преступления.

Но иногда рефлексивность мышления преступников поднимается до высокого уровня — до рефлексии второй степени. При этом пре­ступники учитывают даже рефлексивность самого следователя. Изве­стны случаи, когда преступники прибегают к инсценировке инсцени­ровки для наведения следователя на ложный след.

Осмотр места происшествия в большинстве случаев — осмотр места преступления определенного вида. В этом случае аналитическая дея­тельность следователя должна быть направлена на выявление тех следов преступления, которые характерны для конкретного вида преступле­ния. Здесь существенно знание следователем системы элементов кри­миналистической характеристики данного вида преступления.

Таким образом, исходная основа познавательной деятельности сле­дователя при осмотре — знание ключевых признаков данного вида преступления.

Наши рекомендации