Сравнительная психология
- исследует филогенетические:
1. Филогенез психики. (греч. Племя, род) - развитие психики - от рыб до человека. По биологическому закону повторяется в онтогенезе психики. Онтогенез психики - (греч. Сущее, происхождение) - развитие психики индивида, начиная с пренатального (дородового) до смерти от старости.
Формы психической жизни.
Связь между психологией и техническими науками взаимная: с одной стороны, психологическая теория проверяется при конструировании и эксплуатации новых машин, с другой - изучение психических явлений открывает новые возможности для решения различных технических задач.
По мере развития той или иной науки и профессиональной деятельности появляется соответствующий вид прикладной психологии.
Методы психологии.
Метод исследования - это путь, который выбирает ученый для получения интересующей его информации. В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):
1 группа - организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный;
2. группа - эмпирические методы, включающие в себя наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); аналитические; биографический и др.
3. группа - количественный (статистический) и качественный (дифференциация материалов по группам, анализ) методы обработки данных.
4. группа - интерпретационные методы: генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п) и структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).
Сравнительный метод - это целенаправленное применение сравнений для достижения поставленной цели, задачи. Данный метод иногда называют сравнительным анализом, его используют для определения неизвестным путем сравнения с известным или уяснения качеств либо свойств явления посредством сопоставления с другими его качествами или свойствами другого явления.[7] Сравнительный метод применяется для одновременного (синхронного) или разновременного сравнения.
Лонгитюдный метод - длительное систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. С помощью лонгитюдного метода можно предсказать дальнейший ход психологического развития и установить генетические связи между жизненными фазами.
Комплексный метод способствует постоянному взаимодействию различных областей знаний, определяет взаимное проникновение и синтез наук. Например, в ряде наук о человеке видное место занимают психология, медицина, психиатрия и др. Комплексный метод исследования, комплексный подход к изучаемому объекту способствуют более глубокому и всестороннему изучению психики человека.
Метод наблюдения - систематическое целеустремленное накопление фактов о психических особенностях человека и коллектива. Научное наблюдение характеризуется переходом от простого описания наблюдаемого поведения к объяснению его психологической сущности. Основные виды наблюдения: включенное и невключенное; открытое и скрытое; полевое и лабораторное.
Включенное наблюдение предполагает, что экспериментатор сам на определенное время становится членом той общности или группы, которая стала объектом исследования.
Невключенное наблюдение - это наблюдение со стороны, когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемых событий.
В зависимости от позиций наблюдателя по отношению к наблюдаемым объектам и событиям выделяют наблюдение открытое и скрытое (инкогнито). При открытом наблюдении субъектам известно, что в определенных ситуациях они являются объектами специального наблюдения. При скрытом наблюдении субъекты этого не подозревают. В таких случаях нередко используются записывающие устройства, скрытые телекамеры, специальные комнаты со стенками Газелла (односторонней видимости). Скрытое наблюдение требует строгого соблюдения правовых, этических норм и принципов.
Полевое наблюдение предполагает изучение поведения в реальных ситуациях, лабораторное - в экспериментальной обстановке.
Результаты исследования фиксируются в протоколе, журнале наблюдения, карточке регистрации события. Исследование технических средств (кино-, фотоаппаратуры, видеокамеры, аудиозапись и др.) позволяет достаточно полно и объективно запечатлеть воспринятое.
Разновидностью метода наблюдения считается метод самонаблюдения. Объектом самонаблюдения являются психические состояния, действия самого субъекта. Информация о собственных переживаниях позволяет предсказать психическую деятельность другого лица в аналогичных условиях.
Очевидно, что психику как таковую непосредственно наблюдать нельзя. Только в деятельности и общении выражается личность человека, его психические особенности. Метод наблюдения способствует опосредованному познанию индивидуальных свойств психики через изучение поведения, когда по объективным, внешним показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику и т.д.) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.), о психическом состоянии человека, свойствах его личности, чертах характера. Метод наблюдения - составная часть других методов: эксперимента, беседы, опроса и т.д.
Один из традиционных методов психологии - эксперимент. Используются два основных его вида - естественный и лабораторный. При эксперименте исследователь не ожидает того момента, когда интересующая его сторона психики проявится в поведении индивида, а сам создает соответствующую ситуацию и строго учитываемые условия для ее проявления. При обычных, естественных обстоятельствах жизни и деятельности личности эксперимент именуется естественным. Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых искусственных условиях.
В психологии различают два подвида естественного эксперимента: констатирующий и преобразующий.
В первом случае исследователь ставит целью зафиксировать фактическое состояние того или иного проявления психики, черты личности или индивидуальных особенностей протекания психических процессов. Преобразующий (обучающий, воспитывающий) эксперимент связан не с контатацией, а с формированием и изменением психического состояния, качества.
Лабораторные эксперименты широко используются в исследованиях психических процессов, умений и навыков. Более ограниченное применение имеет лабораторный эксперимент при исследовании направленности личности, ее характера и других психических свойств.
К методу психической диагностики относятся тесты. Термин «тест» (от англ. Test - задача, проба) был введен в 1890 году в Англии. Метод получил широкое распространение в детской психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны серии тестов для определения одаренности детей, и в практике психотехники, начиная с 1910 г., когда в Германии начали использоваться тесты для профессионального отбора. Тесты включают стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений, и позволяют с известной степенью вероятности установить уровень интеллектуального развития индивида, наличие у него необходимых навыков.
Например, система тестов Бине -Симона дает возможность определить уровень умственного развития. Умственный возраст определяется по числу решенных задач в процентах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складываются и выводится средний показатель. Показатель ниже 70% свидетельствует об олигофрении.
Система тестов Векслера для детей и взрослых дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого. В систему входит 6 словестных тестов и 5 практических действий. Первые шесть заключаются в исследовании осведомленности, общей сообразительности, способности воспроизведения чисел, решения арифметических задач, установления сходства, определения 42 слов. Пять тестов действия представляют собой задачи на узнавание объектов с недостающими частями, установление последовательности картин, складывание рисунков и составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу, шифровку чисел согласно коду в течение 90 секунд. В результате тестирования составляется график и выводится натуральный коэффициент.
По методу Роршаха испытуемый должен найти смысл в своеобразно расположенных чернильных пятнах (на 10 карточках) Цель теста - проверка уровня психического развития обследуемого.
На каждой карточке изображено двухстороннее симметричное пятно. Пять карточек выполнены в серо-черных тонах, две содержат штрихи красного цвета, а в остальных трех сочетаются цвета пастельных тонов. Испытуемому показывают пятно и просят рассказать, что оно ему напоминает. На основании количественного и качественного анализа возникающих образов делаются выводы о личностных особенностях испытуемого.
Тест Розенцвейга (метод ассоциаций) предназначен для исследования реакций на фрустрацию. Варианты метода основаны на использовании рисунков с изображением наиболее типичных конфликтных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности человека. На каждом рисунке персонаж слева произносит обращение к персонажу справа слова, которые предполагают ответную реакцию. Испытуемого просят представить и как можно скорее вписать в пустой квадрат ответ персонажа справа. Анализ ответов позволяет судить о направленности личности испытуемого, возможных для него способах разрешения конфликтных ситуаций и т.д. Тест Розенцвейга помогает выявить три типа направленности агрессии субъекта: на себя, на окружающих, уход от решения ситуации или ее приукрашивание.
Тест Равена (школа прогрессивных матриц), созданный в 1936 г., предназначен для изучения способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. В процессе решения задач теста активизируется внимание, перцепция, мышление, выявляется аналитико-синтетический характер мышления. Тест Равена состоит из 60 таблиц, объединенных в 5 серий: А. Б. С. Д. Е. В каждой серии 12 таблиц, содержащих задания нарастающей трудности, они усложняются и от серии к серии.[8]
Применение тестов, построенных по принципу психологического моделирования и последующего психологического анализа, дает ценный материал для изучения возможностей личности. Однако к результатам тестирования необходимо относится критически, так как некоторые тестовые методики имеют определенные недостатки. Данные тестирования обязательно должны соотносится с результатами, полученными при помощи других методов (эксперимента, наблюдения и др.). Исследователю необходимо знать достоинства и недостатки теста, сферы его применения и ограничения.
В последние годы психологи стали активно применять метод анкетирования. Здесь основная сложность состоит в правильной формулировке вопросов, которая обеспечивала бы их понятность, однозначность, при этом не внушала конкретный ответ. Преимущество анкетирования состоит в возможности одновременно подвергнуть процедуре исследования любое количество лиц и сравнительно легко обработать данные. При составлении анкеты от исследователя требуется выполнение целого ряда определенных правил. Во-первых, набор вопросов должен быть логически связан с основной проблемой исследования и представлять собой организованную последовательность. Во-вторых, необходимы точность и ясность формулировок, а также соответствие текста уровню знаний респондента. В-третьих, постановка вопросов должна стимулировать искренность и правдивость ответов респондента. В-четвертых, в анкету включаются только наиболее существенные вопросы, ответы на которые исследователь не может получить иным путем. Одним из способов установления надежности результатов является повторное проведение анкетирования через определенный промежуток времени.
Социометрическое исследование - это измерение контактных взаимоотношений, личных симпатий и антипатий людей. Данный метод позволяет получать одномоментные «снимки» структурных неформальных отношений в группе (коллективе). Подготовка социометрических измерений включает в себя разработку анкеты-вопросника, с помощью которой выясняют коэффициент групповой сплоченности различных видов деятельности (труд, общественно полезная деятельность и др.) Выделяют формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) социометрические критерии, подразделяющиеся по направленности на односторонние положительные, односторонние отрицательные и комбинированные.
Интервью представляет собой метод получения необходимой информации при непосредственной целенаправленной беседе интервьюера с респондентом. В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь - интервьюер лишь фиксирует высказывания респондента, стараясь сохранить нейтральную позицию, и последнему часто трудно понять, разделяет исследователь его взгляды или нет.
Опрос - метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Различаются вопросы групповой (исследователь обращается ко всем или некоторым интересующим его лицам) и индивидуальный (исследователь работает с одним опрашиваемым) и заочный (когда такого контакта не происходит); устный (информация фиксируется исследователем) и письменный (отвечающий сам заполняет опросник).
Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Это сравнительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему. Беседа требует от проводящего ее особой гибкости, умения слушать и в то же время направлять ее по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, фиксировать внешние проявления (жесты, мимику, позы) внутренних состояний. Беседа выступает как научный метод познания лишь тогда, когда проводится с определенными целями и задачами, служит средством сбора первичной информации, помогает уточнить, расширить, проконтролировать данные, полученные другими способами.
Эффективность рассматриваемого метода достигается соблюдением требований целенаправленности, плановости, продуманности и подготовленности. Беседа предполагает три этапа: подготовка; проведение; анализ полученных данных и формулирование выводов. При подготовке к беседе необходимо: а) сформулировать цель исследования и разработать вопросы; б) определить последовательность их предъявления испытуемым; в) выбрать время и место проведения беседы; г) психологически подготовить к беседе испытуемых, снять настороженность; д) создать располагающие к откровенности условия для беседы; е) подготовить инстументарий для фиксирования информации.
Наряду с прямыми вопросами можно задавать косвенные и наводящие, но так, чтобы они не подсказывали ответов. Во время беседы необходимо постоянно наблюдать за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с ответами. Проведение беседы предполагает установление психологического контакта с респондентами, ознакомление их с целью проводимой беседы. Результаты беседы фиксируются и анализируются. Для фиксации в первую очередь используются записи исследователя (протокол, дневник, пометки и др.) Делается это очень осторожно, чтобы не вызвать отрицательной реакции испытуемого. Магнитофонная и видеозапись должны проводится только с согласия испытуемого. Анализ данных включает: а) сопостовление ответов, полученных на прямые и косвенные вопросы; б) сопоставление реакций обследуемых с ответами; в) формулирование выводов и рекомендаций.
Понятие «биографический метод» при изучении личности употребляется в трех значениях: 1) узкое - личность изучается по имеющимся биографическим данным; 2) расширенное, но уже конкретное - изучение истории развития личности с использованием субъективного и объективного анамнеза[9]; 3) наиболее широкое - изучение не конкретной личности, а личностного типа с помощью анализа и обобщения ряда биографий, подобранных по определенному признаку. Достоинство метода заключается в том, что личность изучается в целом, в динамике, с учетом влияния социальных факторов. Вместе с тем биографический метод имеет и некоторые недостатки: большие затраты времени на сбор и отработку материала, «защита» биографии ее автором, трудность соотнесения биографического материала с квалифицирующими данными других методов.
Разновидностью метода наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности. Результаты деятельности подразделяются на репродуктивные (изготовление известного объекта по образцам) и творческие, не имевшие аналогов (рационализаторские предложения, рассказы, стихи, письма и др.). На основе анализа продуктов деятельности можно сделать выводы о некоторых чертах характера обследуемого, его отношении к труду, учебе, коллективу, о потребностях, способностях, и т.д. Продукты деятельности можно подвергнуть количественному и качественному анализу. Метод может быть самостоятельным или вспомогательным и позволяет разобраться в особенностях личности.
Методы обработки данных бывают количественные ( статистические) и качественные (дифференциация материала по группам, анализ).
Статистические методы суть методов прикладной математической статистики, используемые в психологии в основном для обработки экспериментальных результатов по выборочным обследованиям и т.д.
Статистические методы оказались перспективными при решении таких задач психологической науки, как разработка научного обоснования новых методик экспертных исследований (психологических, психолого-психиатрических и др.). Особенно эти методы эффективны при обработке результатов тех психологических исследований, которые базируются на наблюдении психических явлений (процессов, состояний, свойств.). Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов и для применения в профессиональном обороте. Таким образом, основная цель применения статистических методов в психологии - повышение обоснованности выводов психологических исследований.
Метод дифференциации материала позволяет выявить психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Метод дифференциации явлений особенно активно стал использоваться в психологии после внедрения в практику психологических исследований математических, статистических и других методов.
Метод анализа результатов психологических исследований помогает путем расчленения целого на части провести обстоятельное изучение полученных данных.
К интерпретационным методам психологии относятся генетический, структурный и др.
Генетический метод (психотехника) позволяет определить происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснить роль генотипа и среды в их формировании. Наиболее информативным считается метод близнецов (Ф. Гальтон, 1876), позволяющий максимально уравнять воздействие среды. Генетический метод помогает установить определенную зависимость между степенью родства (по количеству общих генов) и показателями тестов интеллекта.
Структурный метод - это метод выбора и накопления исходной психологической информации, необходимой для построения структуры, определения ее путем развертывания и использования в практической деятельности. Структурный метод позволяет построить определенные структурные системы в психологии (например, создание психологической структуры личности, психологического портрета предполагаемого преступника и т.д.).
В работе изложены лишь некоторые методы общей психологии. Каждый вид специальной психологии, используя их, и разрабатывает свои методы исследования.