Тема 1. Семья в истории человеческого общества
УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
(курс лекций)
Екатеринбург 2004
Психология семьи. Курс лекций./авт.-сост. Токарева Ю.А., Уральский гуманитарный институт., Екатеринбург, 2004. 100 с.
Рецензент:
К.пс.н. Сорокина И.С.
Ответственный редактор:
К.пс.н. Курманова Н.С.
Введение
Психология семьи – сложное, противоречивое, многофункциональное образование, определяемое влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (Дружинин В.Н. , Овчарова Р.В., Шнейдер Л.Б., Мухина В.С., Эйдемиллер Э.Г., Ковалев С.В., Кон И.С., Кэмбелл Р., Майерс Р, Фромм Э, Адлер А., Фрейд З., Джемс У. и др.) доказали, что семья играет важную роль в формировании и разного рода преобразовании личности не только ребенка, но и взрослых её членов. Актуальность рассматриваемой проблемы – психологии семьи очевидна. Психологи всего мира озабочены рядом важнейших семейных проблем, которые негативно отражаются на каждой конкретной личности. Причинами для беспокойства служат гражданские браки (не зарегистрированное сожительство), браки между подростками, супружеская неверность, «война» между представителями разных полов, главенствующая роль матери, слабость отцов, снижение родительского авторитета, эмоционально травмированные дети, тенденция к делинквентности и многие другие. Всем этим проблемам сопутствует растущее разочарование в традиционных ценностях брака и семьи.
Существующая нестабильность брачных уз обусловлена общей нестабильностью семьи как системы. Поскольку все сферы жизни человека - семья, общество, культура - находятся в состоянии движения, брачные отношения неизбежно отражают общие тенденции к переменам и нестабильности. Данный факт обнажает необходимость в подготовке психологов, которые могут помочь семье успешно справляться с возникающими проблемами как внутри семейной системы, так и с проблемами, создающимися в обществе и сказывающиеся как на семье в целом, так и на отдельных её членах , посредством раскрытия когнитивных, эмоциональных и поведенческих резервов семьи.
Предлагаемый кур лекций предназначен в помощь студентам, изучающим психологию семьи, психологическое консультирование, семейное консультирование, возрастное консультирование, психотерапию, практическим психологам, а также лицам, заинтересованным в гармонизации семейных отношений.
В содержание курса лекций включены не только теоретические и прикладные аспекты психологии семьи, а также рассмотрены вопросы изучения (диагностики) семьи, уделено внимание моделям работы психолога с семьей, подробно описаны отдельные методы диагностики и принципы коррекции. В пособии использована литература указанная после содержания темы.
Тема 1. Семья в истории человеческого общества.
На протяжении развития общества содержательные характеристики понятия «семья» постоянно изменялись и включали в себя различные социально-нравственные аспекты, допущения исходя из социально-политической и экономической специфики общества, его уклада и направленности.
Традиционно социальное сознание выдаёт представление о семье как набор простых закономерностей, очевидностей, их суть состоит в следующем:
· на современном этапе семья стала меньше (имеется в виду число членов семьи);
· современная семья менее стабильна;
· в семьях нет устойчивого лидера, как раньше (им был мужчина);
· раньше семья была более дружная, солидарная.
Впервые систематическое изучение психологии семьи и брака было предпринято в конце 20-нечале 30-х годов 20 века в США. Бурный рост исследований привел к тому, что в 60-70-х гг. начал активно дискутироваться вопрос о возможности выделения исследований брака и семьи в отдельную науку. Однако в связи с тем, что данный объект в каждой из наук рассматривается со своей специфической точки зрения, этот вопрос остался открытым. Психологические исследования семьи и брака включают: изучение факторов, влияющих на качество брака, цикл развития семьи, ролевую структуру семьи, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей и т.д.
В отдельную область исследования выделено изучение процесса и эффективности семейного и брачного консультирования. Данные, которыми располагает психология семьи и брака, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ и рекомендаций, направленных на помощь семье. Они служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьёй, осуществляющих коррекционное воздействие как на семью в целом, так и на отдельных её членов.
Для того чтобы понять происхождение и развитие данных позиций обратимся к исходным составляющим, а именно к существующим базовым направлениям в области изучения психологии семьи и брака отечественными и зарубежными учеными и школами.