Направленность активности учебной группы
Направленность - это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей учебной группы (класса), вокруг которых объединяется большинство её членов. К направленности относится также готовность учебной группы оказывать помощь другим группам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всего класса (в противном случае классу присущ “групповой эгоизм”). Этот показатель оценивает предметы, явления, отношения, которые являются наиболее ценными для учебной группы. Следует помнить, что оценивается учебная группа в целом, а не особенности направленности личности каждого ученика и не их простая арифметическая сумма.
1.Группа активна, полна творческой энергии. | 1.Группа инертна, пассивна. | |||||
2.Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии). | 2.Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.д. | |||||
З.В своих делах группа ставит перед собой общественно полез-ные цели. | 3.Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели. | |||||
4. Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого члена в отдельности (например, в группе не просто объединились члены, каждый из которых хочет добиться хорошего результата, - у группы общая цель: добиться общего хорошего результата). | 4.В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпа-дающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми. | |||||
5.В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. | 5.Популярные члены группы - эгоисты, работающие лишь для себя. | |||||
6.Члены группы стремятся пос-тоянно общаться друг с другом. | 6.У членов группы нет стре-мления постоянно общаться друг с другом. | |||||
7.Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами. | 7.У группы наблюдается стрем-ление обособиться, изолироваться от других групп. | |||||
8.Группу отличают устойчивые интересы. | 8.Группу отличает быстрая смена интересов. | |||||
9.Группа постоянно осущест-вляет свои интересы на деле. | 9.Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осу-ществить на деле. | |||||
10.Актив, ядро группы ведет группу на общественно полезные дела. | 10.Актив ведет группу на антиобщественные дела. | |||||
11.В группе существует справед-ливое отношение ко всем членам группы, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого. | 11.Группа заметно разделяется на “привилегированных” и “пренеб-регаемых”, пренебрежительно от-носятся к слабым. |
Организованность
Организованность - способность учебной группы к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела. Согласованность в мнениях и действиях, готовность каждого спортсмена взять на себя инициативу и повышенную ответственность. Правильная ориентировка каждого ученика в жизнедеятельности класса связана с ощущением своего места в ней и осознанием того, какие обязанности по отношению к поведению из этого вытекают.
1.В группе разумно, доброжела-тельно решаются вопросы взаимопомощи. | 1.При решении групповой задачи необходимость взаимоподчи-нения вызывает противодействие и даже конфликты. | |||||
2.Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности. | 2.Группа не может самостоя-телъно, без помощи старших ре-шить вопрос о выборе органи-заторов или проводит выборы несерьезно, по принципу “кого-нибудь, только не меня”. | |||||
3.Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом. | 3.Большинство членов группы ориентируются на “себя” и делают то, что им удобно и выгодно. | |||||
4.Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия ещё больше сплачивают группу. | 4.В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распадения. | |||||
5.Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы. | 5.Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели. | |||||
6.Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами. | 6.Группа стремится изолиро-ваться от других групп, противодействует контактам с ними. | |||||
7.Группа доброжелательно, участ-ливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и “прижиться”, влиться в свою среду. | 7.Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду своей группы. | |||||
8.Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия. | 8.Группа способна к согласо-ванию своих действий. | |||||
9.Группа представляет устой-чивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) актив-но взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегруп-повое единство. | 9.Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом. | |||||
10.Члены группы активно стремятся сохранить группу, как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования. | 10.Члены группы относятся безразлично к сохранению группы. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему. | |||||
11.Группа имеет хороших, спо-собных организаторов, явля-ющихся ее авторитетными и пол-номочными представителями. | 11.Группа не имеет хороших, способных организаторов. |