Коллективизм, гуманность
Вопросы для обсуждения:
Определение понятий коллективизм, гуманность.
Преодоление склонности к пассивному отношению к жизни.
Создание воспитательного коллектива.
Ход беседы (Доклад одного из учителей).
Эпиграф: Коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений. Коллектив учителей и коллектив детей - это не два коллектива, а один. Коллектив, и, кроме того, коллектив педагогический. А.С. Макаренко
Коллективизм - неотъемлемая часть и ведущее качество личности человека. И важнейшая задача школы воспитывать у вас, наших учеников, потребность и умение жить интересами общества.
Для каждого класса необходим такой воспитательный коллектив, который мог бы осуществлять главное свое назначение - обеспечивать рост и расцвет каждой личности. Личности, ведущей потребностью которой станет действенная забота о благе других людей.
Сущность коллективистских отношений заключается в заботе о близких и далеких людях, об улучшении окружающей действительности, в стремлении и способности, развивая себя, обогащая свои знания и умения, отдавать их на благо всех. И видеть в этом высший смысл своей жизни и решающее условие своего счастья.
Живое участие во всех делах своего класса, требовательность к своим друзьям, умение сочетать общественные и личные интересы, стремление высоко ставить честь своего товарищества - все это неотъемлемые свойства коллективизма.
Гуманность - заботливое отношение к младшим, уважение старших, добровольная помощь тем, кто в ней нуждается, любовь ко всему живому, непримиримость к антигуманным поступкам.
Старшее поколение кровно заинтересовано в передаче своего социального опыта, своих духовных и нравственных ценностей детям, молодежи. Но важно, чтобы этот опыт становился для вас, молодых, личностно значимым, превращаясь в ваши собственные убеждения, черты характера. Не менее важно, чтобы вы приобрели готовность и умение развивать и обогащать усвоенный опыт старших. И делать это можно лишь в процессе совместной, ежедневной, активной, конкретной, общественно необходимой деятельности. Только общее дело на пользу и радость другим людям создает и укрепляет единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором каждый получает возможность раскрыть и проявить лучшее в себе.
В чем причина таких разных, казалось бы, явлений, как равнодушие или избирательное ("занимаюсь только тем, что интересно") отношение к учебе и общественной работе, эгоизм и бездумное исполнительство ("поручат, зададут - сделаю"), разрыв между знаниями и действиями и деление ученического коллектива на "благополучных" (хорошо успевающих) и "неблагополучных" (трудных), на постоянный актив и столь же постоянный пассив?
Возможно, если в вашем коллективе наблюдаются такие проявления, стоит задуматься над тем, все ли правильно в отношениях между вами, не являются чисто формальными отношения, связывающие коллектив.
В общественной деятельности ведущую роль играет коллективная практическая забота об улучшении своей и окружающей среды. В процессе такой заботы идет незаметное воздействующее влияние на каждого ее участника ("Мы сделали что-то на радость и пользу людям, а оказалось, что и сами стали лучше"). Это воздействие усиливается открытой воспитательной (обучающей) заботой "надо дополнительно что-то узнать, чему-то научиться, чтобы как можно лучше спланировать, подготовить, провести новые, более сложные общественные дела".
Активность.
Вопросы для обсуждения:
Определение понятия активности.
Общественная активность - важнейшее качество человека.
Формы проявления общественной активности.
Ход беседы (доклад классного руководителя).
У человека активность - важнейшая черта: способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, играх и т.д.
Активность - участие в общественной жизни класса и школы, инициативность, организаторские способности, оптимизм, борьба с недостатками - своими личными и общечеловеческими.
Общественная активность - это такое нравственное качество, которое характеризуется положительным отношением школьника к своим общественным обязанностям, к любой необходимой для общества работе и выражается в проявлении самостоятельности, ответственности, инициативности и требовательности к себе при выполнении этой работы.
Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Активная жизненная позиция - это беззаветная преданность Родине, добросовестное отношение к труду, активность в общественной работе.
Активная жизненная позиция неразрывно связана с чувством ответственности за все, что происходит вокруг, чувством гражданской честности и гражданского мужества.
Факты нашей повседневной жизни свидетельствуют о том, что еще не все школьники вовлечены в активную общественную работу; некоторые из вас, особенно мальчики, играют в школьном коллективе пассивную роль, замыкаясь в своем маленьком мирке. Другие пытаются выделить себя самоуправством, недисциплинированностью. Третьи свою общественную активность проявляют не в общественных делах, не в школьном самоуправлении, а в самочинной дворовой или уличной компании, где господствуют "кулачное право", грубость и бессердечие.
Застенчивых, обособленных от коллектива ребят надо настойчивее, но в то же время с особым тактом, приглашать в театры, на экскурсии, диспуты, тематические классные вечера, а на самих вечерах уделять им особое внимание, вовлекая в игры, танцы. Важно подумать, в какое коллективное дело можно и нужно вовлечь таких ребят, чтобы данное поручение отвечало их возможностям, интересам.
"Самое страшное для человека - это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить свободно мимо зла и неправды".
Проявление общественной активности возможно лишь тогда, когда в коллективе класса сформирован здоровый морально-психологический климат, создана атмосфера высокой требовательности и взаимной ответственности за общие дела. Только в атмосфере товарищества, взаимопомощи и взаимной требовательности расширяются возможности проявления действенной общественной активности самой личности.
Что требуется для организации работы в классном коллективе таким образом, чтобы она способствовала формированию общественной активности?
Для этого необходимо: получая задание, четко определить его цель и уяснить, что конкретно требуется сделать; подумать и обсудить в коллективе, какими путями лучше достигнуть поставленную цель; разделить всю работу на этапы и установить последовательность их выполнения; правильно, с учетом интересов учащихся выбрать исполнителя и, если это требуется, подобрать ему помощников, учитывая, с одной стороны, особенности отношений между одноклассниками, а с другой - возможные воспитательские задачи; контролировать ход работы, вносить в нее, если нужно, изменения.