ТЕМА 10. Психологическое консультирование семьи с детьми дошкольного возраста

Психологические особенности семьи с детьми дошкольного возраста. Основные задачи развития семьи. Развитие ребенка дошкольного возраста.

Консультирование родителей по вопросам воспитания детей и детским проблемам: основные особенности и направления. Типичные родительские ожидания от консультанта и процесса консультирования. Родительский конфликт. Родительская некомпетентность. Типичные жалобы родителей. Психологическая помощь семье в соответствии с областью локализации проблемы: область детско-родительских отношений, область индивидуальных особенностей ребенка, область супружеских отношений. Симптоматическое поведение ребенка и его функции. Цели и структура заключительной беседы консультанта с родителями по итогам проведенного обследования ребенка.

ТЕМА 11. Психологическое консультирование семьи с детьми младшего школьного возраста

Психологические особенности семьи с детьми младшего школьного возраста. Задачи развития семьи. Возрастные особенности младших школьников. Трудности, связанные с поступлением ребенка в школу (школьные фобии, «тревога расставания»).

Консультирование детей и родителей с помощью серийных рисунков и рассказов. Типичные жалобы родителей при обращении в психологическую консультацию: плохая школьная успеваемость, «особые» индивидуально-личностные качества ребенка, особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми (учителями, родителями). Психологическая помощь семье детьми младшего школьного возраста в соответствии с областью локализации проблемы: область детско-родительских отношений, область индивидуальных особенностей ребенка, область супружеских отношений.

ТЕМА 12. Психологическое консультирование зрелой семьи. Подросток в семье

Психологические особенности зрелой семьи. Задачи развития семьи.

Трудности на зрелой стадии брака. Кризис середины жизни супругов и его влияние на характер супружеских взаимоотношений. Консультирование супругов, имеющих сексуальные проблемы.

Консультирование родителей и подростков по проблемам детско-родительских взаимоотношений. Особенности психического развития подростка. Подростковый кризис как борьба за поддержание прежнего иерархического порядка в семье. Варианты организации процесса консультирования при работе с семьями, имеющими детей подросткового возраста (В.Ю. Меновщиков). Использование парадоксальных приемов при работе с подростками.

ТЕМА 13. Психологическое консультирование семей, находящихся на этапе, когда дети постепенно покидают дом

Психологические особенности и задачи развития семьи, находящейся на этапе жизненного цикла, когда дети постепенно покидают родительский дом.

Обострение супружеских конфликтов.

Консультирование детско-родительских взаимоотношений: трудности процесса сепарации. Эмоциональный разрыв как некорректный способ отделения детей от родительской семьи.

ТЕМА 14. Психологическое консультирование семьи, находящейся на стадии «пустого гнезда»

Психологические особенности семьи, находящейся на стадии «пустого гнезда». Задачи развития.

Консультирование супругов: обострение супружеских проблем, шаблонность общения партнеров в длительном браке, проблема адаптации к уходу на пенсию. Сохранение родственных связей между старшим и младшим поколениями в семье.

Трудности консультирования семей, находящихся на стадии «пустого гнезда».

ТЕМА 15. Психологическое консультирование семьи после смерти одного из супругов

Психологические особенности семьи после смерти одного из супругов. Задачи развития семьи.

Консультативная помощь семье по проблеме ухода за пожилым родителем.

Консультирование одиноких людей пожилого возраста.

ТЕМА 16. Эффективность семейного консультирования

Окончание консультирования. Оценка эффективности консультирования. Подходы к определению эффективности. Критерии эффективной психологической помощи семье.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Заочная форма получения образования

К.

Наши рекомендации