Патофизиология и патоморфология мозга при интеллектуальных нарушениях

Предмет: Клиника интеллектуальных нарушений

Группа: 3 КОСП

Практическое занятие № 1 (4 часа)

Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях.

Общепатологический подход к проблеме интеллектуальных нарушений

Вопросы:

1. Интеллект и высшие мозговые функции. Дайте характеристику понятия «интеллект» с точки зрения психиатрической науки и разных психологических школ. Определите понятие «интеллектуальные нарушения».

2. Локализация функций в коре больших полушарий.

3. Классификация интеллектуальных нарушений.

4. Какие подходы к определению интеллекта описаны в литературе?

5. Охарактеризуйте теории и концепции, касающиеся природы и механизмов интеллекта.

6. Какие методы используются для количественной оценки интеллектуального развития?

7. Что такое коэффициент интеллекта?

8. Как соотносятся понятия «интеллект» и «обучаемость»?

9. Сравните клинические, психологические, педагогические, социологические подходы к определению понятия «интеллект».

10. Проанализируйте, какое влияние оказали теории интеллекта на представления о методах воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

Задания для самостоятельной работы: подбор и изучение литературы; составление тезауруса «Клиники интеллектуальных нарушений»; подготовка мультимедийных презентаций по истории психопатологии; подготовка кроссвордов на основе тезауруса; составление конспектов научных статей из периодических изданий по теме лекций; подготовка к контрольной работе

Практическое занятие № 2 (4 часа)

История учений об интеллектуальных нарушениях детей как единой медико-педагогической проблемы

Вопросы:

1. Этапы эволюция представлений о людях с ограниченными возможностями?

2. Какова история становления медико-психолого-педагогического комплекса в истории социальной поддержки людей с ограниченными возможностями за рубежом и в России

3. Как формировались направления медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и их семей?

4. Какова связь дисциплины «Клиника интеллектуальных нарушений» с другими дисциплинами медико-биологического и психолого-педагогического циклов?

5. Какое значение имеет переход отечественной психиатрии на МКБ-11?

6. С какими дисциплинами связана «Клиника интеллектуальных нарушений» в едином медико-психолого-педагогическом комплексе?

7. Каково влияние философских и психологических концепций и теорий на понимание природы нарушений и методов их лечения и коррекции?

8. Какие исследования, каких авторов изменили представления о причинах нарушения развития младенцев и детей раннего возраста? Изложите суть этих исследований в рабочей тетради.

Задания для самостоятельной работы: конспекты научных статей из периодических научных изданий по теме лекций; подготовка мультимедийных презентаций; написание эссе «Процесс эволюции учения о слабоумии за рубежом и в России», составление таблиц, в которых представлены этапы эволюции учения о слабоумии в России и за рубежом, системы медико-психолого-педагогической поддержки детей с умственной отсталостью, оказываемой в рамках современных научных школ.

Практическое занятие №3 (4 часа)

Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности

Вопросы:

1. Какие причины могут обусловить нарушение интеллектуального развития?

2. Назовите экзогенные, эндогенные и смешанные формы умственной отсталости.

3. Назовите вредоносные факторы, неблагоприятно влияющие на развитие мозга в пренатальном периоде развития.

4. Какие вирусные и бактериальные заболевания могут обусловить внутриутробное поражение центральной нервной системы?

5. Какие заболевания, вызываемые простейшими, опасны для плода?

6. Какие физические и химические воздействия во время беременности могут приводить к нарушению развития нервной системы?

7. Какие вредности пери– и раннего постнатального периодов развития оказывают неблагоприятное влияние на интеллектуальное развитие ребенка?

8. Каковы причины легких форм умственной отсталости?

9. Что такое «семейная олигофрения», как она наследуется?

10. Какими методами пользуются для изучения роли генетических и экзогенных факторов в возникновении умственной отсталости и формирования интеллекта в норме? Какие получены данные по этому вопросу?

11. Перечислите причины выраженных форм умственной отсталости.

12. Какие причины могут вызвать декомпенсацию у детей с нарушениями интеллекта в критические периоды развития?

Задания для самостоятельной работы: подготовка кроссвордов на основе тезауруса лекции; подготовка презентаций; подготовка сообщений по теме лекций; подготовка к контрольной работе; анализ причин возникновения различных форм интеллектуальных нарушений.

Практическое занятие № 4 (4 часа)

Патофизиология и патоморфология мозга при интеллектуальных нарушениях

Вопросы:

1. Какие особенности морфофункционального развития головного мозга выявлены с помощью электрофизиологических методов у умственно отсталых детей?

2. Какие данные о патогенезе и этиологии различных форм умственной отсталости получены при патологоанатомических и гистологических исследованиях?

3. Какие особенности высшей нервной деятельности, обусловленные недоразвитием мозговых структур умственно отсталых детей, необходимо учитывать при разработке коррекционно-развивающих программ?

4. Какие патологоанатомические изменения головного мозга выявлены при синдроме Дауна?

5. Перечислите патоморфологические изменения нервной системы, выявленные при выраженной умственной отсталости.

6. Какие механизмы лежат в основе раннего старения при синдроме Дауна?

Задания для самостоятельной работы: зарисовка строения мозга в норме и при его недоразвитии. Анализ характера и механизмов поражения нервной системы и его последствий у детей с тяжелыми формами умственной отсталости.Написание эссе по теме лекции.Подготовка презентаций.

Наши рекомендации