Методы изучения взаимоотношений
Проблема общения
Личность кристаллизует в своей психологической структуре общественные отношения, являясь одновременно их объектом и субъектом.
Особенно следует подчеркнуть то важное обстоятельство, что речь идет не только о неперсонифицированных абстрактных общественных связях и взаимодействиях, сколько о прямом, непосредственном личном общении между людьми. Еще Маркс и Энгельс отмечали, что "развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и что различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой, что физическое существование позднейших поколений определяется их предшественниками, что эти позднейшие поколения наследуют накопленные предшествовавшими поколениями производительные силы и формы общения, что определят их собственные взаимоотношения".
Здесь для характеристики социальных связей между людьми используются три основных понятия - общение (прямое и косвенное), отношения, собственные взаимоотношения, которые выстраиваются в последовательный историко-генетический ряд.
Социальные отношения, как подчеркнул Б.Д. Парыгин, рассматриваются здесь в качестве продукта общения.
Отношения
Категория "отношения" принадлежит, по выражению В.И. Чернова, к тем "самым простым и самым общим абстракциям мира", которые трудноопределимы, но настолько всем понятны, что сами используются в определениях философских категорий.
Чаще всего "отношение" определяется через "связь", которая сама в этом случае остается без определения. В качестве примера приведем следующее определение:
"отношение (геlation) — форма связи между объектами (наличие или отсутствие признаков, свойств и т.п.)".
В психологии категория "отношения" используется весьма широко и в нескольких смыслах.
Прежде всего, через отношения к окружающему миру выявляется сама сущность психического, выявляется родовая сущность человека. Это четко показано в работах С.Л. Рубинштейна.
"Почти всякое человеческое действие, — говорит С.Л. Рубинштейн, - есть не только техническая операция по отношению к вещи, но и поступок по отношению к другому человеку, выражающий отношение к нему».
Таким образом, отношения в психологии — это и философская категория, в которой выявляется родовая сущность психики, отношение сознания к материи, и категория, в которой выявляется родовая сущность человек — отношение человека к человеку.
В отношении человека к человеку следует различать объективные и субъективные аспекты, аспекты осознания и переживания личностью тех объективных отношений, в которых она находится с другими.
Объективные отношения, в которые люди вынуждены вступать в процессе своей жизнедеятельности, и субъективное отражение данных отношений — составляют два основных слоя, два генетически связанных вида межчеловеческих отношений.
Каждый из указанных видов может дальше почти бесконечно дифференцироваться, но это будет дифференция внутри основного, фундаментального деления.
Субъективные отношения в нашей литературе чаще всего обозначается термином — личные отношения.
Для обозначения отношений между людьми нередко используется понятие "взаимоотношения".
Определяя понятие "взаимоотношения", следует подчеркнуть в соответствии с семантикой термина, что это обязательно взаимное отношение человека к человеку. При этом условии взаимоотношения приобретают свойства обратимости и симметричности. На самом деле не все отношения человека к другим людям могут рассматриваться как взаимоотношения. Так, человек может как-то относиться к историческим личностям, к Наполеону или Шекспиру, у него может быть определенное отношение и к современным ему политическим деятелям или писателям, но при этом он не может рассчитывать на какое-то их отношение к нему, на взаимное отношение.
Взаимоотношения — это обязательно прямые межличностные отношения.
Они могут быть:
· непосредственными — "лицом к лицу" или
· опосредованными какими-то средствами коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение);
· могут быть одновременными или
· отсроченными (как, например, при переписке), но в них всегда должна сохраняться действительная возможность взаимности.
Отсюда, кстати сказать, невозможны взаимоотношения
с неодушевленными предметами, даже такими совершенными, как компьютеры.
Следовательно, взаимоотношения — это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения.
Следует иметь в виду, что взаимоотношения не обязательно предполагают симметрическую и актуальную взаимность. Я могу испытывать к другому человеку и безответное отношение, мое отношение к нему может по "знаку" не совпадать с его отношением ко мне. Однако реальная возможность какого-то личностного отношения сего стороны сохранятся.
По своей модальности взаимоотношения могут совпадать с отношениями. Они могут быть объективными, субординационными (начальник — подчиненный), функциональными и т.д. и вместе с тем личными, индивидуальными, эмоциональными.
В своих последних работах Мясищев прямо ставит вопрос о взаимосвязях общения и отношений: "В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Общение обусловлено жизненной необходимостью, но характер его, активность, размеры определяются отношением"
Отметим параметры, которые выделяются для изучения указанных процессов: активность, избирательность, положительный или отрицательный характер, размеры.
Общение — это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.
Таким образом, взаимоотношения, с одной стороны, реализуются и проявляются в процессе общения, представляя собой его мотивационно-потребностную основу, с другой — видоизменяются, развиваются, формируются в зависимости от особенностей его протекания.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Социометрические методы широко применяются в ряде специальных областей: психологии спорта, военной психологии, спецпсихологии и спецпедагогике, психиатрии и психотерапии.
Социометрические методы вошли в вузовские программы по общей, детской и педагогической психологии, их описание включено в соответствующие учебники и учебные пособия.
Необходимо тщательно готовить социометрический опрос и в плане формирования положительного отношения к нему, и в части подбора критериев выбора, адекватных и возрасту и подготовленности испытуемых.
Для нового этапа социально-психологических исследований коллектива характерна критика другого рода — критика изнутри. Оценивая современное состояние социометрических исследований, А.В. Петровский справедливо отмечает ряд наметившихся тенденций их дальнейшего развития. "Обращение к социометрии, — пишет он, — не есть дань моде: на сегодняшний день это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. Социометрический метод как "экспресс-прием" изучения групп чрезвычайно удобен.
Частота использования социометрии настолько велика, распространенность социометрического исследования настолько обширна, что можно говорить о сложившемся сейчас своеобразном "социометрическом зрении" психологов, когда группа как объект социально-психологического изучения и педагогических воздействий представляется прежде всего в социометрическом ракурсе" (308, 120).
Углубление и расширение социометрического "видения" усматривается в том, что "социометрическая развертка" межличностных отношений в группе, которая по сравнению с формальной картиной деловых связей выступает в роли "психологической структуры социальных связей", признается "формальной структурой по отношению к тем содержательным факторам, которые определяют психологическое единство коллектива" (308, 121). Отсюда следует вывод о том, что "критический анализ социометрии в его теоретических и экспериментальных формах приводит
"снятию", в котором традиционная социометрическая картина служит не столько целям диагностики коллектива, сколько сама становится объектом психологической диагностики" В связи с этим особое внимание уделялось изучению мотивации выбора, а также осознания и переживания человеком своих взаимоотношений с другими членами группы.
Для современного этапа социально-психологическихисследований характерно и своеобразное методическое творчество, которое направлено на создание новых исследовательских приемов изучения межличностных отношений. Создаются разного рода "шкалы приемлемости" и ранжирования, опросники, направленные на выявление ценностных ориентаций членов группы, процедуры для выявления круга лиц, чье мнение в наибольшей степени интересует испытуемых ("референтометрия) и т.д. Богатый методический арсенал позволяет более разносторонне и глубоко изучить основные подсистемы взаимоотношений в малых группах и коллективах, чем это допускает традиционная социометрическая техника. Вместе с тем следует иметь в виду, что все указанные и подобные им исследовательские приемы по своей психологической сути представляют собой новые усовершенствованные варианты социометрии, которые вербально выявляют различные аспекты внутригрупповых межличностных предпочтений.
принципиальном отличии нашего "выбора в действии" от социометрии, на что обратил внимание А.В. Петровский (305, 12).
Для конкретного уяснения места социометрических методов в изучении малых групп и коллективов первостепенное значение имеет построение адекватной реальной психологической действительности теоретической модели межличностных внутригрупповых процессов. Исходя из высказанных выше положений о различении понятий "взаимоотношения" и "общение", можно утверждать, что все социометрические опросы независимо от замысла исследователя измеряют не процесс общения, а отношения членов группы друг к другу. Для изучения общения необходимо применять методические приемы, измеряющие непосредственное взаимодействие. К таким приемам можно отнести гомеостатические методики (Ф.Д. Горбов),
лабораторные процедуры, предложенные Л.И. Уманским и его сотрудниками, и стандартизированные наблюдения за деятельностью членов группы.
Разумеется, поскольку вербально выраженные отношения членов группы друг к , другу в определенной степени проявляются в процессе непосредственного общения и, наоборот, в актах общения выражается и отношение, то эти методы могут дать совпадающие результаты. Но само совпадение, во-первых, не может быть полным, во-вторых, нуждается в специальном доказательстве и изучении.