Глава 7. Теория деятельности как методологический подход

в психологии................................................................................................. 156

7.1. Деятельностное опосредствование................................................. 156

7.2. Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение», «активность», «деятельность» 157

7.2.1. Категории «взаимодействие» и «отражение»...................... 157

7.2.2. Категория «активность»............................................................. 165

7.2.3. Деятельность как философская категория............................ 170

7.3. Теория деятельности как общепсихологическая

парадигма............................................................................................... 175

7.4. Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности) .... 181

7.5. Перспективы деятельностного подхода........................................ 183

Глава 8. Психологическая причинность.................................................. 189

8.1. Различия в понимании психологической причинности

и сути психологического экспериментирования......................... 189

8.1.1. Множественность представлений о психологической

причинности.................................................................................. 189



Оглавление

Оглавление




8.1.2. Расщепление психологии на академическую

и практическую............................................................................ 192

8.1.3. Искажения в понимании экспериментальной парадигмы.......... 193

8.2. Подходы к пониманию закона в психологии............................... 195

8.2.1. Проблема статуса и сути психологического закона......... 195

8.2.2. Дискуссия о психологическом законе в отечественной психологии 198

8.3. Изменения в понимании причинности

в связи с освоением марксистского наследия............................... 202

8.3.1. Закон как аспект психологической теории и как методологический аспект понимания детерминации 202

8.3.2. Проблема причинности в подходе С. Л. Рубинштейна.... 203

8.3.3. Методологический подход М. К. Мамардашвили............ 208

8.3.4. Критерий неклассической картины мира но Мамардашвили ... 215

Глава 9. Парадигмы и дихотомии в психологии.................................. 217

9.1.Психология описательная и объяснительная............................... 217

9.2. Морфологическая и динамическая парадигмы........................... 225

9.3. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы..................... 227

9.3.1. Ориентация на классическую картину мира....................... 227

9.3.2. Психологические объяснения и экспериментальный метод.... 231

9.3.3. Мифы о естественно-научном и гуманитарном мышлении

и реальность гуманитарной парадигмы............................... 232

9.4. Типы рациональности в классической, неклассической

и постнеклассической психологии.................................................. 239

9.4.1. Классическая и неклассическая психология....................... 239

9.4.2. Неклассическая психология и методологические заимствования 241

9.4.3. Постнеклассическая парадигма как определенная

картина мира................................................................................ 243

9.4.4. Ценностный аспект как характеристика психологического
знания на постнеклассическом этане психологии............. 245

9.5. Гуманитарный идеал и горизонты новой психологии.............. 248

9.6. Психология в поиске новых парадигм............................................ 253

9.6.1. Изменение отношения к методу исследования................... 253

9.6.2. Признаки постнеклассической науки в современных психологических исследованиях 257

Глава 10. Методологические принципы психологии......................... 261

10.1.Открытость системы принципов..................................................... 261

10.2. Деятельностный подход в психологии и принцип активности 264

10.3. Принцип системности......................................................................... 268

10.3.1. Предпосылки системного подхода в психологии............ 268

10.3.2. Принцип системности в методологии Б. Ф. Ломова........ 273

10.3.3. Системно-исторический подход к развитию психологических теорий 275

10.4. Принцип развития..................................................................... :......... 276

Глава 11. Методология отечественных и зарубежных подходов
в современных дискуссиях...................................................................... 280

11.1.Дискуссии как способ обсуждения методологических проблем 280

11.2. Дискуссия о соотношении наследия вюрцбургской школы и отечественных исследований

(об активности познания).................................................................. 281

11.2.1. Идеи активности познания в отечественной психологии

с позиций немецкого автора................................................... 281

11.2.2. Внешние аналогии в реконструируемых процессах регуляции мышления 284

11.2.3. Активность и социальная детерминация мышления....... 287

11.2.4. Связь методологических подходов с методической организацией исследований 289

11.2.5. Принцип активности и проблема саморегуляции мышления 293

11.3. Современная трактовка культурной детерминации:
дискуссия о книге М. Коула.............................................................. 296

11.3.1. «Культуральная» психология................................................ 296

11.3.2. Психологические орудия и артефакты............................... 299

11.3.3. Активность, деятельность, опосредствование.................. 303

Список литературы........................................................................................... 308

Предисловие




Предисловие

До настоящего времени не существует учебного пособия по общему университетскому курсу «Методологические основы психологии», достаточно полно охватывающему соответствующую типовую програм­му для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Большинство работ по методологии психологии носило характер монографий (авторских или коллективных; примерами мо­гут служить работа Б. Ф. Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии» (М.: Наука, 1984) и одноименная коллективная монография, вышедшая в том же издательстве в 1969 г.). Другие рабо­ты (часто также монографического характера) посвящены методоло­гическим проблемам отдельных отраслей психологии или частным принципам, категориям или разделам психологической науки (напри­мер: Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977; Помогайбин В. Н. Военно-психологические исследования: методологи­ческие основы. М.: СГУ, 2001; Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978; Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психо­логии. М.: Наука, 1972; Мазилов В. А. Стены и мосты: методология психо­логической науки. Ярославль: МАПН, 2004 и др.). Вышедшее в 1983 г. небольшим тиражом в издательстве МГУ учебное пособие В. П. Зин-ченко и С. Д. Смирнова «Методологические вопросы психологии» так­же не отличалось полнотой охвата тем. К тому же бурно протекающий в последние 15 лет позитивный процесс деидеологизации науки приво­дит к устареванию значительной части материала. В последние несколь­ко лет появился ряд новых интересных публикаций по методологии психологии в отечественных периодических изданиях и сборниках, которые частично отражены в настоящем пособии.

Из новых учебных пособий можно назвать работу Ф. Е. Василюка «Методологический анализ в психологии» (М.: МГППУ; Смысл, 2003) и «Теоретическую психологию» А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (М.: Академия, 2003). Последняя книга является наиболее полной по широте охвата всего спектра методологических проблем в психологии, вместе с тем в ней отсутствует анализ самого понятия методологии, структуры и функций методологического знания и ряд других тем, что

адекватно отражено в названии учебного пособия и определяется орга­ничной связью изложения с темами истории психологии. Последнее совершенно необходимо, но недостаточно для университетского курса. Вектор универсальности университетского образования психолога предполагает целостность построения взаимопереходов от постанов­ки задач к теории, от теории — к типу проверяемых гипотез, от форму­лирования гипотез — к выбору методов и т. д. И вопросы методологии сегодня необходимо пронизывают как курсы общей психологии (в со­отнесении психологических теорий и общенаучных предпосылок ис­следования), так и курсы экспериментальной психологии, которые сегодня адекватнее было бы называть введением в методы психологи­ческого исследования, поскольку они предполагают знакомство не только с разными типами методов в психологии, но и с общими про­блемами методологии в контексте организации психологического ис­следования и интерпретаций его результатов.

И ранее, и сегодня теоретические курсы методологии психологии, как правило, являются авторскими, с опорой на тот срез проблем, ко­торые выглядят наиболее значимыми для их разработчиков. В то же время они не могут игнорировать интересы студентов, которые долж­ны иметь общие точки опоры в представлении методологических про­блем как в истории науки, так и в дискуссиях сегодняшних дней.

При отборе материала для включения в учебное пособие авторы руководствовались также пониманием того, что предметом методоло­гии науки выступает прежде всего сама наука, взятая в целостности своих принципов и методов добывания нового знания, а не те реалии, которые являются предметом этой науки. Что такое образ или лич­ность и каковы закономерности их функционирования и развития, изучает собственно психология (в том числе и теоретическая), а вот как их изучать, чтобы полученное знание соответствовало критериям научности, каковы сами эти критерии и закономерности их истори­ческого развития — это изучает методология психологии.

Авторы будут признательны всем, кто пожелает высказать свои за­мечания и предложения по совершенствованию учебного пособия.

Глава 7. Теория деятельности как методологический подход - student2.ru Глава 1. Общие представления о методологии науки

1.1. Понятие метода в узком и широком смысле

В словарях и энциклопедиях обычно дается определение методологии как учения о методе, под которым, в свою очередь, понимается совокуп­ность приемов, способов, регулятивных принципов познавательной де­ятельности1, обеспечивающих ей «верный путь к цели», т. е. к объектив­ному знанию. Соответствие, сообразность действия поставленной цели есть то исходное значение метода в широком смысле — как «пути к цели», которое нередко заслоняется пониманием его в качестве характеристи­ки операциональной стороны действия (способ, прием и т. п.). Такое бо­лее широкое понимание метода можно найти, например, в Философской энциклопедии, где он определяется как «форма практического и теоре­тического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта» [Философская энциклопедия, 1964, т. 3, с. 309].

Метод(в широком смысле) — путь познания, опирающийся на не­которую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов).

Методология— учение о методах и принципах познания.

Можно выделить по крайней мере два понимания методологии, раз­виваемых: 1) как представленное при рефлексии теории познания по­нимание метода в указанном широком смысле и 2) как учение о систе­ме методов (в узком смысле), посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико-эмпирического ис­следования проверяется правдоподобие (или истинность) теории (или теоретической гипотезы).

Таким образом, в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление о методе и связи его с принци-

1 Методологический аспект может быть вычленен не только в познаватель­ной, но и в любой другой деятельности. Предметом анализа в данном учебнике является методология познавательной и, уже, научной деятельности.

1.1. Понятие метода в узком и широком смысле________________________ 11_

пами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии науки (или в науковедении) понимание методов как системы иссле­довательских способов отношения к познаваемой действительности.

Метод (в узком смысле слова) представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действитель­ности, направляющего организацию исследования и предполагающе­го использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Так, «пассивный» метод наблюдения отличается от эксперименталь­ного метода как «активного» тем, что при втором методе для проверки каузальных гипотез реализуется активное отношение — посредством вме­шательства в изучаемые реалии. В психологии второе понимание мето­дологии предполагает выделение системы методов, направленных на до­стижение цели познания (и реконструкций) психологической реальности. Однако вернемся к первому из названных выше пониманий метода.

В общей методологии науки принимается положение, что метод находится в неразрывном единстве с теорией1: любая система объек­тивного знания может стать методом. По существу метод — это сама удостоверенная практикой теория, обращенная к практике же иссле­дования; любой закон науки, будучи познанным, выступает и как прин­цип, и как метод познания. В этом смысле правомерно говорить о ме­тоде как теории в действии.

Поскольку метод связан с использованием предварительных зна­ний, методология может подразделяться на две части: учение об ис­ходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируются и оценива­ются те философские представления и взгляды, на которые исследо­ватель опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть мето­дологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением, априорным принятием некоторых посылок. В учении о способах и при­емах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общую методику2 исследования.

В этом определении сняты крайности понимания методологии как исключительно философско-мировоззренческого основания познания

1 Проблематичность этого положения будет затронута далее при обсужде­
нии вопросов относи1елыюй независимости психологических теорий и выби­
раемых методов их эмпирической проверки.

2 Такое понимание общей методики не следует путать с пониманием мето­
дики как способа фиксации данных, отвечающих представлениям о классифи­
кациях собственно психологических методик.

Глава 7. Теория деятельности как методологический подход - student2.ru Глава 7. Теория деятельности как методологический подход - student2.ru 12___________________ Глава 1. Общие представления о методологии науки

или только как набора технических средств, приемов, процедур иссле­дования. Вторая из названных точек зрения свойственна ученым и философам позитивистских ориентации, которые отрицают важную роль мировоззрения в познании.

Итак, говоря о методологии, мы имеем в виду особую форму ре­флексии, самосознания науки (особый род знания о научном знании), включающую в себя анализ предпосылок и оснований научного по­знания (прежде всего философско-мировоззренческих), методов, спо­собов организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры; крити­ческую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его орга­низации [Юдин, 1978]. Применительно к конкретной науке методоло­гический анализ включает также ответы на вопросы о предмете науки, в том числе о критериях, отграничивающих ее предмет от предмета смежных с ней наук; об основных методах данной науки, о строении ее концептуального аппарата. К методологии относятся также анализ ис­пользуемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими науками, критическая оценка получаемых результатов, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки, и ряд других вопросов.

Прежде чем рассмотреть строение и функции методологии в науч­ном познании, необходимо обсудить соотношение понятия методоло­гии с близкими ему понятиями рефлексии, философии, мировоззре­ния, науковедения.

1.2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»

Вопросы соотношения философии и науки, их специфика широко об­суждаются в современной философской литературе. В западной фило­софии существуют две тенденции в решении вопроса о соотношении философии и науки. С одной стороны, такие иррационалистические концепции, как экзистенциализм, философия жизни, философская ан­тропология, полностью отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения и даже рассматривают ее как враждеб­ную человеку силу. С другой стороны, неопозитивизм (прежде всего сциентизм) признает собственно научное познание высшей культурной ценностью, способной без других форм общественного сознания обес­печить ориентацию человека в мире. Согласно второй точке зрения, философия должна отбросить мировоззренческие аспекты и ценност-

1.2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение» 13

ные подходы, выступая при этом лишь в функции логики и методологии науки. И в том и в другом случае отрицается внутренняя взаимосвязь, растущая заинтересованность науки и мировоззрения друг в друге.

Фундаментальная особенность, которая отличает философское зна­ние от всех других видов знания, состоит в том, что «философия спе­цифически теоретическими средствами (и это обстоятельство опреде­ляет ее глубокую общность с наукой) выполняет мировоззренческую функцию» [Юдин, 1978, с. 82].

Из приведенных высказываний видно, что главный вопрос, который встает при рассмотрении соотношения философии и науки, касается мировоззренческих аспектов философского и конкретно-научного зна­ния, поскольку последнее также несет высокую мировоззренческую на­грузку. Вопреки имевшейся ранее тенденции отождествлять философию и мировоззрение в философской литературе все более последовательно проводится различие философии и мировоззрения. Это различие сле­дует и из определения мировоззрения, данного в Философской энцик­лопедии.

Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, со­вокупность научных, философских, политических, правовых, нрав­ственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей.

Отношение человека к миру бесконечно разнообразно. Это и обу­словливает различные аспекты осознания человеком себя в мире, раз­личные грани единого мировоззрения. Именно отношение человека к миру составляет специфику мировоззрения в отличие от других сис­тем знания, т. е. оно включает в себя не просто знание о мире самом по себе и не 1росто о человеке безотносительно к миру. Основной миро­воззренческий вопрос — это и есть вопрос о том, каково отношение че­ловека к объективной реальности и в каком отношении она находится к человеку. Любой другой вопрос является мировоззренческим по­стольку, поскольку он связан с отношением такого рода, является кон­кретизацией основного вопроса философии. В то же время без знания двух соотносимых миров любой разговор об их отношении становит­ся бессодержательным.

Из сказанного ясно, что мировоззренческий аспект может иметь любое знание, в том числе и конкретно-научное.

Мировоззренческое значение могут приобрести и приобретают не только эпохальные открытия, но и любые факты науки, знания, вклю­чая обыденное знание и даже знание-заблуждение. Нельзя провести

Глава 7. Теория деятельности как методологический подход - student2.ru 14___________________ Глава 1. Общие представления о методологии науки

черту между знаниями мировоззренчески бессодержательными и зна­ниями мировоззренчески ценными. Но любые знания, в том числе и факты науки, не становятся автоматически фактом мировоззрения лич­ности, группы людей или класса. Для приобретения этого последнего качества нужна особая работа, выполняемая — сознательно или не­осознанно — носителем мировоззрения. Суть ее состоит в том, чтобы спроектировать полученный наукой результат на свой внутренний мир, придать ему не только объективное, но и обязательно субъективное значение.

Различные виды знания отличаются по своей потенциальной способ­ности приобретать мировоззренческий статус. Данные науки благодаря своей объективности и прямому влиянию на образ жизни людей начи­нают приобретать все большую мировоззренческую силу, несмотря на происходящий время от времени всплеск интереса к иррационали-стическим концепциям. В той или иной мере экспликация мировоз­зренческого потенциала научного знания осуществляется в рамках са­мой науки, особенно отчетливо и даже с необходимостью она должна присутствовать в общественных и гуманитарных науках, но только фи­лософия является непосредственно и собственно мировоззренческой наукой, специальной задачей которой является анализ совокупного содержания мировоззрения, раскрытие его общей основы и изложе­ние его в виде обобщенной логической системы. Осуществляя эту задачу, она тем самым выступает как основа мировоззрения, как наи­более концентрированное и обобщенное, теоретически оформленное выражение мировоззрения.

Философия образует сердцевину мировоззренческой системы, яв­ляется теоретической формой мировоззрения, его общеметодологиче­ским ядром.

Итак, мировоззрение включает в себя не только общефилософские, но и частные положения, в том числе формулируемые частными на­уками. Более того, и это особенно важно подчеркнуть для психолога, мировоззрение опирается на всю духовную культуру и впитывает в себя, синтезирует в себе отражение всех форм и аспектов обществен­ного бытия сквозь призму основного мировоззренческого вопроса об отношении человека к миру.

Философия— высший уровень сознательно отрефлексированного и теоретически оформленного мировоззрения, изложенного в систе­матической форме.

При этом те или иные исторически сложившиеся формы мировоз­зрения могут не иметь философски оформленного завершения. Ми-

1.2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение» 15

ровоззрение и его теоретическое ядро — философия, выполняя обще­методологическую функцию в психологическом исследовании, вносят большой вклад в обеспечение объективности и научности получаемых в нем результатов.

Рассмотрев кратко вопрос о соотношении мировоззрения и фило­софии и определив философию как теоретическую форму мировоз­зрения, необходимо отметить, что философия вскрывает и наиболее общие законы развития природы и общества. При этом философия опирается не только на науку, но и на всю совокупность духовной культуры; она использует свои специфические методы, не сводящи­еся к специально-научным методам исследования (пример такого метода — рефлексия).

Принципиальное отличие философии от любой науки сводится к различию самих объектов частных наук и философии. Философия име­ет своим специфическим объектом не просто действительность, осво­енную в других формах сознания; она сопоставляет тип ориентации, задаваемый наукой, и все иные типы ориентации. Потому философия и является самосознанием культуры и еще шире — эпохи в целом, а не одной только науки. Философия как теоретически оформленное ми­ровоззрение опирается на всю совокупность общественной практики, в которой 1аука является лишь одной из форм кристаллизации челове­ческого опыта. Именно ассимиляция философией всего богатства че­ловеческого опыта позволяет ей задавать ориентиры самой науке и даже часто выполнять содержательно эвристическую функцию. Нелишне вспомнить, как часто наука «переоткрывала» на конкретном материале те истины, которые были известны философии в виде более абстракт­ных формулировок на столетия раньше, какую роль сыграло знание философии при совершении научных открытий в области такой точной науки, как физика (А. Эйнштейн, Н. Бор).

Рассмотрим также соотношение понятий «философия», «методоло­гия» и «науковедение». Иногда можно встретиться с утверждением, что методология — это и есть совокупность философских вопросов дан­ной науки. Действительно, будучи формой рефлексии над научным знанием, методология науки тесно связана с философией. Следует иметь в виду, однако, что кроме философского уровня методологиче­ский анализ науки включает в себя и ряд других уровней, или этажей.

Науковедение — дисциплина, изучающая организационную специ­фику научной деятельности и ее институтов, осуществляющая комп­лексный анализ научного труда, деятельности по производству науч­ных знаний.

16___________________ Глава 1. Общие представления о методологии науки

К ее ведению относятся вопросы структурных единиц науки (дис­циплинарное строение науки, организация междисциплинарных ис­следований); факторы, влияющие на эффективность работы научных коллективов; способы оценки этой эффективности и многие другие вопросы из области социологии и социальной психологии науки, нау­кометрии и др.

Ряд вопросов, изучаемых науковедением, имеет безусловный мето­дологический статус, но они носят характер так называемой внешней, неспецифической рефлексии над наукой, касаются в основном соци­ально-организационных проблем и не входят в предмет настоящего курса (социология науки, психология науки, психология ученого, эти­ческие проблемы научной деятельности).

1.3. Виды и формы рефлексии научного знания

Рефлексия — один из видов и даже методов познания, главной осо­бенностью которого является направленность на само знание, на про­цесс его получения.

Можно сказать, что рефлексия является самопознанием коллектив­ного или индивидуального субъекта. В первом случае рефлексия осу­ществляется над объективированными формами знания и ее условно можно назвать объективной, а во втором случае — над знанием, неот­делимым от индивидуального субъекта, и она является субъективной по своей форме. Примером рефлексии над объективированным зна­нием является рефлексия над наукой, а примером субъективнойреф-лексии может служить самонаблюдение как прием познания индиви­дом своих собственных психических процессов.

Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразова­ния объекта; применение ее в исследовании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета. «В результате рефлексии ее объект — система знаний — не только ставится в новые отношения, но достраивается и перестраивается, т. е. становится иным, чем он был до процесса рефлексии... Столь необычное отношение между познанием и изменением объекта объясняется тем, что мы имеем в данном случае дело не с таким предметом, который существует независимо от позна­ния и сознания, а с познавательным воспроизведением самого позна­ния и сознания, т. е. с обращением познания на самого себя» [Лектор­ский, 1980, с. 266].

В отношении самопознания индивида этот тезис, берущий свое на­чало в гегелевском понимании рефлексии, кажется очевидным, но

1.3. Виды и формы рефлексии научного знания________________________ 17

в отношении объективированных систем знания он имеет безуслов­ную эвристическую ценность. В последнем случае имеет место не толь­ко выход за пределы существующей системы знания, но и преобразо­вание ее за счет включения рефлектируемого знания в другой контекст, в новую систему отношений с другими элементами знания. При этом важнейшим механизмом приращения знания является превращение некоторого неявного знания (совокупности предпосылок и допуще­ний, стоящих «за спиной» тех или иных формулировок) в знание яв­ное, прямо формулируемое. Такой переход, разумеется, не остается без последствий для самого знания, он ведет к его уточнению, часто к от­казу от некоторых неявно принимавшихся предпосылок. То, что рань­ше казалось ясным, интуитивно понятным и простым, в результате рефлексии оказывается достаточно сложным и нередко проблематич-ым, а иной раз просто ошибочным.

Исключительно важно понять, что всякий раз, когда отодвигаются рамки неявного, нерефлексируемого знания за счет рефлексии, неиз­бежно возникают новые неявные допущения, имплицитно присутству­ющие предпосылки. Следовательно, всякая рефлексия одновременно порождает новое неявное знание, что служит хорошей иллюстрацией диалектического характера любого акта познания. Это новое неявное знание, в свою очередь, может быть отрефлексировано и т. д. Но при этом всегда необходима некоторая «смысловая рамка», которая выпол­няет роль средства рефлексирования, а сама при этом не рефлексиру-ется. Осмыслить ее можно лишь с помощью иной смысловой рамки, которая в новом контексте будет оставаться нерефлексируемой. Пре­дел такого движения определяется теми познавательными или прак­тическими задачами, которые необходимо решить с помощью нового знания.

Рефлексия является одной из наиболее существенных имманент­ных черт науки, как, впрочем, и всякого разумного действия индиви­да. Она предполагает не просто отображение в знании реальности, но и сознательный контроль за ходом и условиями процесса познания.

Само зарождение науки связано с переходом от дорефлективных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур. Выделение эмпирической и теоретической стадий развития науки также включает в себя в качестве одного из критериев степень отрефлексированности, осознания познавательных средств. Дальнейший прогресс научного познания заключается во все большем преодолении этой инерции обыденного нерефлективного сознания по отношению к концептуальным средствам.

Т_8___________________ Глава 1. Общие представления о методологии науки

Рост саморефлективности научно-теоретического мышления свя­зан с усложнением средств познавательной деятельности, ростом ко­личества звеньев посредников между верхними этажами теории и ее эмпирическим базисом, что приводит к появлению принципиально новых компонентов в самой системе научного знания: теоретической рефлексии над логической структурой и познавательным смыслом тех концептуальных систем, которые отображают объективную реальность. Именно эти компоненты в своей развитой форме и составляют «тело» методологии как особой отрасли человеческого знания.

Рефлексия как форма теоретической деятельности общественно-раз­витого человека, направленная на осмысление своих собственных дей­ствий и их законов, свойственна не только научной деятельности. Она зародилась и получила наивысшее развитие в философском знании. И до сих пор, несмотря на появление рефлексии внутри самой науки, за философией сохраняется прерогатива обеспечения верхних этажей самосознания научной деятельности.

Рефлексию над философским знанием выполняет, по-видимому, сама философия, обладая в этом смысле «саморефлектирующим свойством».

С начала XX в. началось резкое расширение сферы рефлексии над наукой. Возникла принципиально новая ее форма — внешняя, «неспе­цифическая» рефлексия, направленная на изучение социальных усло­вий и результатов процесса познания, в частности вопросов о роли науки в обществе и ответственности ученых за результаты своей де­ятельности. Что касается тенденций в развитии специфической, внут-ринаучной рефлексии, то, используя терминологию П. П. Гайденко [Гайденко, 1969], ее можно обозначить как движение от онтологизма через гносеологизм к методологизму.

Онтологизм характеризуется сосредоточением на отношении объек­та и знания, в последнем выделяется только его объективное содержа­ние. Познание рассматривается как поступательное движение на пути к объективной истине, и цель рефлексии заключается в контроле за правильностью этого движения, в выделении предельных оснований в объекте, открытие которых и дает ту самую единственную, искомую истину. Такой тип рефлексии наиболее характерен для эмпиризма и всей классической науки, о чем будет сказано в следующих главах.

Под влиянием немецкой классической философии и в связи с услож­нением объектов конкретных наук с середины XIX в. центром самосо­знания науки становится отношение «субъект — объект познания». Фи­лософы начинают искать предпосылки и последние основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которые

1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы)___________ 1_9

влияют на содержание и логическую организацию знания. Этот тип реф­лексии, условно названный гносеологизмом, предполагает множествен­ность оснований познания и относительный характер истины. Об ис­тинности знания здесь можно судить по его адекватности задаче, данному способу овладения объектом, а не по его близости к некоторой абсолют­ной и единственной истине, постулируемой онтологической рефлекси­ей. Этот вид научной рефлексии характерен для неклассической стадии развития науки.

Для методологизма как наиболее характерного типа рефлексии со­временной науки (на ее постнеклассической стадии) характерна на­правленность на средства познания в самом широком смысле этого слова, которые были нами перечислены выше при обсуждении терми­нов «методология» и «метод». При этом в прикладных и эксперимен­тальных исследованиях развитие методологизма приводит к тому, что анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство, а в некоторых частях — даже в своего рода индустрию, поскольку индустриальными становятся формы организации и харак­тер научной деятельности. Свидетельством этого является измене­ние, вернее, повышение требований к самому научному результату, он должен иметь стандартизованную «инженерную» форму, т. е. быть пригодным для «стыковки», «увязывания» и использования вместе с другими результатами в ходе коллективной научной деятельности.

Конструктивный характер приобретает рефлексия на уровне мето­дологизма и в фундаментальных науках, где идет построение идеально­го объекта науки, модели изучаемой реальности. Важным следствием качественного развития самосознания науки является возникновение общенаучных концепций и дисциплин, выполняющих функцию ре­флексирования определенных сторон процесса познания в специаль­ных науках.

1.4. Структура методологического знания (уровни и подходы)

Если рассматривать структуру методологии науки «по вертикали», то можно выделить следующие ее уровни: 1) уровень философской мето­дологии; 2) уровень конкретно-научной методологии; 3) уровень обще­научных принципов и форм исследования; 4) уровень методики и тех­ники исследования.

Философская методологияимеет форму философского знания, до­бываемого с помощью методов самой философии, примененных к ана-

20________________ Глава 1. Общие представления о методологии науки

лизу процесса научного познания. Разработка этого уровня методоло­гии осуществляется, как правило, профессиональными философами и связана с анализом наиболее общих принципов познания и категори­ального строя науки в целом. Философия выполняет двоякую методо­логическую роль: осуществляет конструктивную критику научного зна­ния с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития; дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки (в том числе и методологических результатов) с точки зрения той или иной картины мира.

Уровень общенаучных принципов и форм исследованияполучил широкое развитие в XX в., и этот факт предопределил выделение ме­тодологических исследований в самостоятельную область современ­ного научного знания. К нему относятся:

• содержательные общенаучные концепции типа теоретической кибернетики как науки об управлении, концепции ноосферы В. И. Вернадского;

• универсальные концептуальные системы: тектология А. А. Бог­данова, общая теория систем Л. фон Берталанфи;

• собственно методологические или логико-методологические кон­цепции: структурализм в языкознании и этнографии, структурно-функциональный анализ в социологии, системный анализ, логи­ческий анализ и др.

Наши рекомендации