Постконвенциональный уровень
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Назовите основные показатели воспитанности
1)________________
____
__________________
2)________________
____
__________________
3)________________ __________________
__________________
__________________
__________________
Назовите основные показатели воспитуемости
1)________________
____
2)________________
____
3)________________ __________________
__________________
Укажите соответствия
Методы самовоспитания | Характеристика |
1. Самопознание | А) самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение |
2.Самообладание | Б) самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение |
3. Самостимулирование | В) самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение |
10. Прочитайте текст. Проанализируйте его с точки зрения психологии воспитания. Предложите свой вариант проведения этого классного часа.
Мать тревожится: сын запаздывает из школы. Наконец, распахивается дверь. - Мама! Нас сегодня воспитывали! - выпаливает вбежавший школьник. И, отдышавшись, поясняет: - Теперь у нас по пятницам шестой урок - классный час. Вот уж скука! Называется он часом, а сидели мы целых два: сначала прорабатывали двоечников и нарушителей, потом говорили о хороших поступках…
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Тема 4. Психология педагогической деятельности и личности учителя
1. Соотнесите стиль педагогической деятельности с его содержанием (по А. К. Марковой, А. Я. Никоновой)
1. Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) | А) Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебный процесс, проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Обращается во время опроса к малому количеству учеников, уделяя внимание слабым. |
2. Эмоционально-методичный стиль (ЭМС) | Б) Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения. Редко практикует коллективные обсуждения, меньше говорит сам, особенно во время опроса |
3. Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) | В) Учителя отличает ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала учитель строит логично, интересно, но в процессе объяснения часто отсутствует обратная связь, чаще обращается к сильным ученикам. Недостаточно представлены закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. |
4. Рассуждающе-методичный стиль (РМС) | Г) Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность. Учитель следит за уровнем знаний всех учащихся, практикует коллективные обсуждения. |
Существуют различные подходы к определению педагогического общения, раскройте их
Сделайте сравнительный анализ монологического и диалогического педагогического общения
монологическое педагогическое общение | диалогическое педагогическое общение |
4. Какие типичные барьеры педагогического общения выделяются В.А. Кан-Каликом:
1) барьер несовпадения установок учителя и учащихся (учитель заинтересован уроком, ученики – нет);
2)________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
В. А. Кан-Калик выделил и охарактеризовал 5 стилей педагогического общения. Перечислите их и дайте характеристику. Какой стиль является наиболее продуктивным?
1) общение на основе высоких профессиональных установок (характерна увлеченность совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся) –
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
2) общение на основе
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
3) общение-
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
4)
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
5)
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Что такое «педагогический такт»?
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Какие три основные стороны труда учителя выделяет А. К. Маркова?
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
Охарактеризуйте педагогические способности (по В. А, Крутецкому)
Способности | Характеристика |
Дидактические | |
Академические | |
Перцептивные | |
Речевые | |
Организаторские | |
Авторитарные | |
Коммуникативные | |
Прогностические (педагогическое воображение) | |
К распределению внимания |
9. Отметьте верные утверждения:
а) Педагогические умения реализуются через педагогические функции.
б) Квалификацию можно понимать как степень профессионализма.
в) Профессиограмма является частью психограммы.
г) Профессиограмма должна включать как показания, так и противопоказания к выбору данной профессии.
д) Психологические пробы могут быть проективными заданиями.
е) Высшей формой проявления индивидуальных особенностей человека в деятельности является индивидуальный стиль деятельности.
ж) Методом сравнительного наблюдения индивидуального стиля деятельности можно выявить отношение работника к своему труду.