Диагностика семейных, супружеских и родительско-

Детских отношений

Диагностика семейных отношений.

Тест объектных отношений Г. Филлипсона и системный тест семьи

(FAST) Т. Геринга и И. Виллера для исследования объектных отношений в

родительской и супружеских семьях, измерения степени близости и оцен-

ки иерархии отношений между членами семьи.

Семейный тест отношений И.М. Марковской.

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»

(АСВ) Э.Г. Эйдемиллер.

«Совместный тест Роршаха» для диагностики нарушений семейного

общения Е.Т. Соколовой.

Семейная генограмма Э.Г. Эйдемиллер и Н.В. Александровой.

Шкала семейной адаптации и сплоченности Э.Г. Эйдемиллер и

М.Ю. Городновой.

Шкала семейного окружения и Семейная социограмма Э.Г. Эйде-

миллер и И.М. Никольской.

Тест на сплоченность и гибкость семейной системы Д.Х. Олсона

FACES III.

Методики оценки психологического здоровья семьи В.С. Торохтия.

Анкета оценки гармонизации семейных взаимоотношений и взаимной

поддержки М.Я. Семаго.

Семейное психоаналитически ориентированное интервью А.Н. Хари-

тонова для определения типа психологических проблем членов семьи, се-

мейных отношений, исследования основных причин их образования и

принятия решения о видах, методах оказания семейной психологической

помощи в дальнейшей перспективе.

Психодиагностика беременности.

Анкета-опросник по группам факторов социально-психологической

готовности к материнству Л.Б. Шнейдер и Н.Ю. Герасимовой.

Тест на определение типа психологического компонента гестацион-

ной доминанты И.В. Добрякова.

Проективный рисуночный тест «Я и мой ребёнок»;

Диагностика супружеских отношений.

Шкала любви и симпатии.

Тест на удовлетворенность браком.

Распределение ролей в семье.

Общение в семье.

Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях.

Измерение установок в семейной паре Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман,

Е.М. Дубовской.

Методика диагностика супружеских отношений В.П. Левкович,

О.Э. Зуськова.

Опросник «Конфликты» Г. Лёра.

Опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романова,

Г.П. Бутенко.

«Маскулинность – фемининность» С. Бема.

«Мое письмо супруге» С.А. Белорусова в практике психологического

консультирования.

Диагностика родительско-детских отношений.

«Фильм-тест Р. Жиля» для выявления особенностей поведения детей в

разнообразных жизненных ситуациях, значимых для ребенка, его отноше-

нии с родственниками и другими людьми, его личностных свойств.

«Родители глазами подростка» (ADOR) (5 шкал).

Тест семейных отношений Е. Антони и Е. Бене и «Диагностика эмо-

циональных отношений в семье» Е.Бене для выявления отношения ребенка

к ближайшим родственникам и к самому себе.

Измерение родительских установок и реакции (опросник PARI) (23

шкалы) для выявления характера родительской опеки, демократичности в

отношениях с ребенком, авторитарности контроля и особенности супруже-

ских отношений.

Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина.

Опросники «Взаимодействие родителя с ребенком» И.М. Марковской.

Опросник для изучения родительского взаимодействия матери и от-

чима Е.П. Арнаутовой.

Проективная графическая методика «Рисунок семьи» для выявления

особенностей родительско-детских отношений.

Тест «Три дерева» Э. Клессманн для исследования внутрисемейных

отношений ребенка, определения места ребенка в семье, его самоощуще-

ния в семейной системе, его значимые связи и уровень симбиотической

привязанности ребенка к матери.

5.2. Методические указания для студентов

5.2.1. Планы семинарских и практических занятий.

Очная форма обучения

Практическое занятие № 1.

Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций

«Корректурная проба» Бурдона для оценки устойчивости и концен-

трации внимания.

«Таблицы Шульте» и «Черно-красные таблицы» Шульте-Горбова для

оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, умст-

венной работоспособности.

«Перепутанные линии» Рисса для оценки устойчивости и концентра-

ции внимания.

«Счет по Крепелину» для оценки устойчивости, объема и динамиче-

ских характеристик внимания.

Литература

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи-

ки психодиагностики в спорте. М., 2004.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт

применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс, 2004.

Практическое занятие № 2.

Психодиагностика памяти и мнемических свойств

«10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспо-

собности, внимания.

«Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой

информации.

«Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и со-

образительности.

«Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти.

«Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее

объема и точности.

Литература

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методи-

ки психодиагностики в спорте. М., 2004.

Практическое занятие № 3.

Наши рекомендации