Наблюдение и эксперимент

Наблюдение –основной эмпирический (опытный) метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Н., его точность зависит от знаний в исследуемой области и поставленной задачи. Н. характеризуется субъективностью, может создавать установку – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвидении им определенного объекта (или ситуации). Отказ от преждевременных выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяет обеспечить объективность метода Н.

Н. становится методом психического изучения лишь тогда, когда оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психической природы этих явлений.

Наиболее типичные ситуации, в которых эффективно наблюдение:

- получение сведений о психическом явлении в чистом виде

- сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов

- оценка фактов, полученных с помощью других методов

- проверка рекомендаций.

Наблюдение можно считать научным методом лишь в том случае, если оно:

1. служит конкретной научной цели, т.е. проводится в рамках научной теории и осуществляется целенаправленно и системно

2. систематически планируется и не отдаётся на волю случая

3. сопровождается систематическим ведением записи

4. м.б. подвергнуто повторному проведению и контролю на предмет валидности и точности.

Общая процедура наблюдения обычно включает ряд моментов:

- определение цели и задач наблюдения

- выбор объекта, предмета и ситуации

- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и максимально обеспечивающего сбор необходимой информации

- выбор способов регистрации наблюдаемого явления

- обработка, интерпретация полученной информации.

Сутьнаучного Н. – в научном объяснении причин зарегистрированных фактов;

Регистрацией фактов, их описанием занимаются житейские наблюдения.

Варианты наблюдения:

1) Внешнее - сбор данных о другом человеке, его поведении путем наблюдения за ним со стороны;

2) Внутреннее – самонаблюдение, Н. за собой, за своими ощущениями;

3) Свободное наблюдение – не имеет заранее определенной программы и может менять свой объект в зависимости от желания исследователя;

4) Стандартизированное – ведется по строго определенной продуманной программе;

5) Включенное – исследователь сам входит в группу, которую изучает, как свой человек, испытуемые к нему привыкают и ведут себя естественно.

Основным инструментом получения психологических фактов и объективного научного познания является экспериментальный метод.

Эксперимент (от лат. experimentum) – проба, опыт – один из основных методов научного познания вообще. Отличается от Н. активным вмешательством со стороны исследователя. Э. позволяет проверять гипотезы (предположения) о причинно-следственных связях и отношениях, не ограничивается констатацией фактов.

Иными словами, путь исследования, при котором исследователь сам вызывает явление, которое будет изучаться, уже не наблюдение, а эксперимент.

Различают 2 вида Э.: лабораторный и естественный.

Лабораторный Э. проводится в специальных лабораторных условиях с помощью психологической аппаратуры. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, скорость формирования учебных, трудовых навыков и т.д.

(-) данного метода. Испытуемому читается инструкция, он знает, что над ним экспериментируют, а это вызывает определенное напряжение, волнение.

Э. должен быть тщательно организован, может повлечь нарушение естественного хода исследуемых процессов, по возможности должен сочетаться с другими, более естественными. Данные лабораторного эксперимента представляют в основном теоретическую ценность. Выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями. В настоящее время лабораторный эксперимент строят так, чтобы в нем оказались смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которые человек выполняет в привычных условиях.

Естественный Э. проводится в естественных жизненных условиях, в рамках обычной трудовой/учебной деятельности, у детей – во время игры, на обычном уроке. Впервые этот метод был предложен в 1910 году Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых. (+) метода: испытуемые не знают, что над ними экспериментируют, это снимает напряжение.

(-) данного метода: исследователь может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих её естественности для испытуемого.

По количеству изучаемых переменных различают:

Одномерный эксперимент предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном эксперименте.

Многомерный эксперимент. Требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Цель многомерного Э.: анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, её динамики под влиянием обучения и воспитания. Полученные данные часто носят описательный характер, не раскрывают психологического механизма явлений и представляют лишь более или менее определённый материал, сужающий сферу поиска.

По целям различают констатирующий и формирующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента – измерение личного уровня развития (например, уровня развития абстрактного мышления). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент ставит своей целью формирование или воспитание той или иной деятельности. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Основу формирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития.

Наши рекомендации