Особенности деятельности в системах «человек-природа», «человек-знак», «человек - художественный образ»
В профессиях типа «человек-природа» мир видится работником и волнует его, прежде всего, со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании, прежде всего, такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях судьбы чего-либо живого. Иные объекты, очень важные для кого-то другого, выступают здесь как фоновые.
Требования к исполнительно-двигательной активности в разных видах труда представителей рассматриваемого типа профессий разнообразны: от навыков рисования до управления машинами и их комплексами.
В некоторых случаях требуются бережные движения, в некоторых - многократно повторяющиеся ручные усилия, иногда значительные физические нагрузки.
Важны настойчивость в достижении отсроченных целей. Бережность и аккуратность в отношении к живым объектам – непременное личное качество профессионала.
Нестандартные ситуации – обычное дело в профессиях рассматриваемого типа, что требует творческого мышления при решении повседневных задач. Кроме того, при работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с их естественным темпом.
Противопоказаниями к выбору профессий рассматриваемого типа часто являются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к живому.
В профессиях типа «человек-знаковая система» мир усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны упорядоченности, развитости, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих.
Деятельность человечества, людей – это прежде всего автоматизация связи, документопроизводства; обеспечение законности и правопорядка; совершенствование измерений, систем единиц измерения величин; совершенствование средств фиксации фактов, информационного обеспечения жизни общества.
Представители профессий этого типа умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах (естественных и искусственных), документах, текстах. Они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги каких-либо объектов, чертежи, карты.
Специалисту в области тех или иных информационных технологий нужны вдумчивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания именно на знаковом материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов. Важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала.
Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий состоят в том, что очень важна их способность сосредоточенно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно. Здесь важны такие качества, как способность контролировать ход и правильность своих умственных действий; усидчивость, настойчивостью терпение. Важно очень строго следовать принятым правилам действия. Важна умственная работоспособность.
В профессиях типа «человек-художественный знак»мир видится работником и волнует его прежде всего как данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, так и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство.
Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение.
Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда – быстрые и сложнокоординированные движения.
Работнику изобразительного искусства требуются развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, развитое зрительное воображение. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звука. Подобного рода профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; в этом каждый раз необходимо разбираться конкретно.
Как правило, требуется нестандартное мышление, способность непредвзято видеть события, чувство красоты, художественный такт.
Особенности творческости (креативности) представителей данного типа профессий состоят в том, что они – новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.
К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату, немалые эмоциональные нагрузки.
Менее подвержены формализации в целях профотбора требования к субъекту труда профессий типа «человек-природа», «человек-знак», «человек - художественный образ». Из этой группы наиболее формализованными являются профессии типа «человек-знак», причем лишь на предварительных ступенях их сложности. С ростом профессионализма и сложности профессии вступают в действие факторы творчества, формирования индивидуального стиля, распределения функций в совместной деятельности и социально-психологические феномены жизни организации в той или иной фазе ее развития. Например, если сравнительно несложно выделить ПВК бухгалтера и корректора, то много сложнее посредством стандартных психологических тестов диагностировать ПВК главного бухгалтера, начальника отдела издательства или заведующего редакцией. На этих трудовых постах расширяются возможности успешной деятельности посредством использования механизма компенсации психических функций и перераспределения трудовых функций.
В профессиях типа «человек-знак» и «человек - художественный образ» возможности адаптации субъекта значительно расширяются благодаря специализации в границах профессии, использования разных операциональных средств, формирования индивидуального стиля деятельности, взаимной компенсации психических функций. Так, Б.М. Теплов выделял своеобразные «тон-ячейки» в деятельности разных композиторов. В.А. Крутецкпй отмечал индивидуальное своеобразие математических способностей у разных людей, связанное с их профессиональной специализацией. По характеру научного мышления и совокупности специальных способностей явно различаются представители гуманитарных и точных наук, физики и математики, «алгебраисты» и «геометристы», даже профессионалы, специализирующиеся в разных областях в рамках одной профессии.