Особенности поведения родителя, определяемые эмоциональным

Отношением

Как родительская чувствительность, так и отношение к ребен­ку определяют особенности построения взаимодействия. Внешние, поведенческие характеристики взаимодействия, с одной стороны, являются их отражением, позволяющим судить об указанных эмо­циональных особенностях, а с другой — могут послужить основой для их преобразования. Характеристики эти могут быть объедине­ны в третий блок.

Активной стороной в построении детско-родительского взаи­модействия является взрослый человек — родитель. Он целена­правленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия. Наблюдаются суще­ственные различия в их содержании. В данном случае нас больше всего интересует, насколько родитель ориентируется на состояние ребенка и учитывает его. Многие родители, следуя своим воспита­тельным установкам, считают, что ребенок должен полностью подчиняться родительским требованиям.

Требования эти иногда ориентируют ребенка на систему соци­альных норм, иногда определяются собственными интересами и намерениями родителей. Предполагается, что ребенок, несмотря на собственные индивидуальные особенности или наличное со­стояние, должен принять родительские установки.

Часто можно видеть, как родители организуют режимные мо­менты жизни ребенка, исходя из соблюдения собственных интере­сов, собственного удобства, или разрешают конфликтную ситуа­цию в угоду внешней социальной оценке. Это наносит непоправи­мый урон эмоциональной стороне взаимодействия, исключая воз­можность сопереживания с ребенком, безусловное принятие его, порождая во взаимодействии негативные чувства, создавая небла­гоприятный эмоциональный фон. Недоучет индивидуальных осо­бенностей ребенка, его состояния приводит к высокой конфликт­ности взаимодействия, не позволяя ребенку почувствовать родительскую любовь, собственную значимость. Способность родителя ориентироваться на состояние ребенка при построении взаимодей­ствия свидетельствует о его высокой чувствительности, способно­сти к сопереживанию, эмоциональном принятии ребенка и, в це­лом, о родительской компетентности.

Ярким свидетельством эмоционального принятия ребенка яв­ляется особенность контакта во взаимодействии с ним. Близкому,любовному отношению присуще стремление родителей к телесному контакту. Стремление к близости с родителем, дающее ощущение безопасности и защищенности, является одной из основополагающих потребностей ребенка. Родители в разной степени удовлетворяют ее. Для некоторых родителей это совпадает с собственной потреб­ностью ощущать ребенка телесно, что выражается в частых любовных прикосновениях, поглаживаниях. Ребенок в этом случае получает возможность в полной мере ощутить родительскую любовь, приобретает спокойствие и уверенность. В некоторых случаях родители избегают телесного контакта с ребенком, часто аргументируя это воспитательскими установками — «нельзя баловать ребенка», «нельзя приучать его к рукам» в целях воспитания у него волевых качеств. На самом деле отсутствие потребности в телесном контак­те с ребенком свидетельствует о низком эмоциональном принятии его.

Уровень эмоционального принятия во многом определяет характер реагирования на ошибки и неудачи ребенка. Любящий родитель ощущает сопричастность делам, проблемам своего ребенка. Его неудачи рождают желание помочь, поддержать, вселить уверенность в свои силы. Помощь эта может быть не только содержа­тельной, когда родитель предлагает способ решения той или иной проблемы. Главное — показать ребенку, что он не одинок в ее решении, что ошибочное решение не лишит его родительской любви и рано или поздно его обязательно ждет успех, другими словами, оказать ему эмоциональную поддержку. Многие родители успешно используют такой вид помощи ребенку просто своим присутствием и подтверждением любви и веры в его возможности.

Использование такого канала эмоционального взаимодействия чрезвычайно сближает детей со своими родителями, создает воз­можность сохранения близких отношений в подростничестве и юношестве. В то же время в ситуации, когда ребенок не имеет воз­можности ощутить эмоциональную поддержку родителей, у него рождается ощущение отверженности, ненужности, а со временем родитель перестает восприниматься им как человек, способный помочь в решении трудной проблемы. Отсутствие эмоциональной поддержки постепенно притупляет потребность ребенка в эмоцио­нально-личностном общении с родителями, что определяет его позицию как члена семейного коллектива — постепенное удале­ние от него.

В качестве интегративной характеристики особенностей эмо­ционального взаимодействия родителей с ребенком является их способность воздействовать на его эмоциональное состояние. Дол­гое время родитель продолжает направлять, организовывать жизнь ребенка, выполняя планирующе-регулирующую функцию. Важ­ной сферой родительского воздействия является эмоциональное состояние ребенка. Часто он не может самостоятельно справиться с ним — регуляторные возможности ребенка очень несовершен­ны. Родитель успокаивает его, помогает снять аффективные про­явления, «заражает» своей радостью, уверенностью. Успешность выполнения этой терапевтической функции зависит практиче­ски от всех вышеназванных особенностей эмоциональной сторо­ны взаимодействия — от своевременности распознавания состо­яния ребенка; понимания причин этого состояния (если возник­нет необходимость их устранения); степени сочувствия, сопере­живания ребенку; желания родителей помочь ему; ориентации на близкий телесный контакт. Неадекватные действия родителя мо­гут усугубить эмоциональное состояние ребенка, и тогда из по­мощника он превращается лишь в носителя требований, с кото­рым связана угроза наказания. Это, в свою очередь, ведет к нару­шению эмоциональных связей и искажению системы детско-родительского взаимодействия в целом.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что проведенный анализ особенностей эмоциональной стороны взаимодействия позволил нам не только выделить перечень характеристик, исполь­зуемых различными авторами в ходе ее описания, но и сгруппиро­вать их, объединив те из них, которые являются показателями одних и тех же структурных компонентов взаимодействия. Образо­вавшиеся три группы явились показателями воспринимающей ча­сти взаимодействия (чувствительность), отношения к партнеру взаимодействия, внешних поведенческих особенностей взаимодей­ствия. Это позволило нам обозначить первый блок— чувстви­тельность. В его состав вошли такие характеристики, как способ­ность распознавать эмоциональное состояние партнера, понимание причин этого состояния и эмпатия как способность к сопере­живанию. Во второй блок вошли такие характеристики, как эмоциональное принятие, чувства, возникающие во взаимодей­ствии, эмоциональный фон взаимодействия и отношение к себе со стороны родителя. Третий блок составили ориентация ро­дителя на состояние ребенка при построении детско-родительско­го взаимодействия, стремление к телесному контакту, оказание эмоциональной поддержки и способность родителя воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.

Наши рекомендации