Психолого-педагогические особенности мотивации учебной деятельности в младшем подростковом возрасте
Выше нами было рассмотрено сложное строение мотивационной сферы учения и психологические особенности младшего подросткового возраста. В данной главе мы определим, в чем заключается особенность мотивации учебной деятельности в младшем подростковом возрасте.
По своему строению мотивационная сфера подростков начинает характеризоваться не рядоположенностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения [3, С. 118].
Прежде всего у младшего подростка укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Психологи подчеркивают, что подростковый возраст сенситивен, т. е. очень благоприятен для развития познавательных интересов, которые возникают в той или иной мере у всех детей, а не только у детей, обладающих исключительными способностями. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.) [19, С. 75].
Среди широких социальных мотивов ведущим становится стремление в самоутверждении, желание занять определенное место в коллективе. Поэтому притязание на признание со стороны сверстников может стать важным стимулом к учению. Если высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний, подросток в состоянии проявлять серьезный интерес к учебе, прилагать значительные усилия по преодолению трудностей. Самой частой причиной плохого поведения подростков является стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников. Иногда недисциплинированность и плохая успеваемость – это единственная возможностью выделиться, доказать окружающим, что они бессильны его исправить [36, С. 410].
Неумение найти свое место среди одноклассников также вызывает характерное для подростков стремление во что бы то ни стало добиться хороших отметок даже в том случае, если имеющиеся знания не соответствуют им, что может приводить к конфликтам с учителями. Фетишизация отметки свидетельствует о том большом значении, которое приобретает для подростка положение хорошего ученика: оно определяет его статус в классе. В.С. Мухина указывает, что высокая отметка дает также возможность подтвердить способности подростка. Совпадение оценки и самооценки важно для его
эмоционального благополучия [22, С. 413].
Как отмечает А.К. Маркова развитие узких социальных мотивов определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию «взрослого человека») в отношениях с окружающими — взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека. Мотивом, адекватным учебной деятельности в среднем школьном возрасте, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком, овладения способами налаживания этого сотрудничества в учебном труде. Этим обусловлен интерес школьника ко всем формам групповой и коллективной работы, где могут быть реализованы его социальные потребности в дружбе, в общении и взаимодействии с другим человеком, в самовыражении и самоутверждении через отношения с другими людьми[19, С. 77].
У учащихся 5-6 классов (младших подростков), как отмечают психологи Н. В. Клюева, В. Н. Петрова, М.А. Холодная и др., на первый план выходит потребность в общении со сверстниками, стремление соответствовать требованиям учителей. По словам психологов, на лицо феномен «раздвоения потребностно - мотивационной сферы», согласно которому у учащихся 5-6 классов, с одной стороны растет возрастная потребность в общении со сверстниками, появляются новые «вызовы» самооценке, с другой – растет объем учебной нагрузки, повышаются требования к учебной деятельности, усложняется ее характер. Вследствие чего ребенок не в состоянии использовать свой имеющийся интеллектуальный потенциал. В результате этого ослабевает мотивация и успешность учебной деятельности [28].
Изменения, которые происходят в познавательной мотивации учебной деятельности подростков, связаны с тем, что у некоторых учащихся проявляется избирательный интерес к изучению отдельных предметов. Этот интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает. Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать нелюбимые уроки, не выполняют домашнего задания [9, С. 257] .
В процессе целеобразования в младшем среднем школьном возрасте упрочиваются умения произвольной организации учебной работы, сосредоточения внимания, преднамеренного запоминания. Младшие подростки могут удерживать свое внимание в течение всего урока, умеют распределять внимание между несколькими видами учебной работы, нередко предпочитают быстрый темп работы. Эти особенности обусловливают упорство подростков в достижении цели, в преодолении препятствий.
Младшие подросток подчиняет свое поведение цели, заданной учителем, он может самостоятельно ставить цели, т. е. планировать свою работу, причем самостоятельная постановка целей распространяется не только на учебную работу, но и на внеклассные и внешкольные виды деятельности. Подросток умеет ставить гибкие цели, меняющиеся в зависимости от условий, что необходимо при обучении, построенном как решение проблем[19, С. 81].
Подростки обнаруживают упорство в достижении цели и в преодолении трудностей на этом пути, развитие стержневых избирательных интересов делает все поведение подростков целеустремленным.
Слабость процессов целеобразования младших подростков проявляется в следующем. Способность к реализации целей проявляется неравномерно в разных учебных предметах и в различных видах деятельности. Подросток нередко обнаруживает неумение связать цели и мотивы своей учебной деятельности с целями и мотивами предстоящих видов деятельности, главным образом трудовой деятельности. Активность к постановке целей опережает умение их реализации и достижения, что создает нередко трудные ситуации в жизни подростка, стремящегося ставить «взрослые» цели, но не умеющего контролировать себя при их реализации [9, С. 259].
Эмоции, связанные с учением, также имеют свою специфику в среднем школьном возрасте. Поскольку в подростковом возрасте развитие отдельных сторон учебной деятельности и ее мотивационной сферы может происходить неравномерно, то это приводит к многообразию эмоций, их противоречивости и изменчивости.
В целом подростку свойствен ряд положительных эмоций, возникающих в ходе осуществления самостоятельных форм учебной работы, вызывающих у подростка чувство причастности к человеческой культуре, переживание себя как «творца знаний» в процессе новых, более «взрослых» типов взаимоотношений с учителем. При правильно организованном учебно-воспитательном процессе подростку должны быть присущи чувства чести, гордости, эмоции самоуважения, столь необходимые для развивающейся личности [22, С.413].
Богатая эмоциональная жизнь подростка связана с ростом его самосознания и вместе с тем с неустойчивостью его самооценки. Процесс сопоставления подростком своих возможностей с возможностями других школьников и со своими потенциальными устремлениями, неумение порой их адекватно оценить вызывают чрезмерность оценок подростка, перепады его эмоций от самомнения, самоуверенности, повышенного критицизма, максимализма в оценке другого человека до самоуничижения, восторженности другим человеком, резкие колебания и смену этих настроений [19, С.83].
Подводя итоги можно сделать следующие выводы: благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются: «потребность во взрослости», нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другому человеку, к себе. В младшем подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. У большинства подростков интерес к фактам дополняется интересом к закономерностям. Характерен интерес к способам приобретения знаний. Развиваются мотивы самообразования. В этом возрасте ребенок вплотную подходит к осознанию своих мотивов учения и поведения. Но при этом в подростковом возрасте не развито умение связывать цели с учебными мотивами, а также мотивация достижения.