Становление и развитие юридической психологии (краткий исторический очерк)
О возможности использования психологических познаний в юриспруденции впервые заговорили в XVIII веке в западной Европе, прежде всего в Германии.
Первой работой по психологии юридической деятельности можно считать труд немецкого естествоиспытателя К. Эккаргаузена и «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений». (1792 г.) В том же 1792 г. выходит другая книга другого немецкого ученого И.Х. Шаумана «Мысли о криминальной психологии».
В начале XIX столетия появляются работы: И Гофбаура «Психология в ее основных применениях к судебной жизни» (1808), И. Фридрейха «Систематическое руководство по судебной психологии», в которых основное внимание уделяется психологическим вопросам уголовного судопроизводства». В XIX в. развитие правовой (судебной) психологии основывалось на антропологическом учении Ч. Ломброзо и Э. Ферри о врожденном преступнике, а позднее - на теории психоанализа З. Фрейда. Теории Ломброзо и других западных психологов не нашли поддержки среди прогрессивных русских юристов. Наоборот, значительная их часть (В.Д. Спасович, Н.Д. Сергиевский, А.Ф. Кони и многие другие) открыто выступали с резким осуждением ломброзианства. В это же время активизировался интерес к проблемам взаимоотношений психологии и уголовного права, криминалистики, психиатрии и др., что привело к разработке нового направления - криминальной психологии. Появились научные труды Ю. Фридриха «Значение психологии в борьбе с преступностью» (1915); П. Кауфмана - «Психология преступности» (1912); Ф. Вульфена «Психология преступления» (1926).
Наибольшую известность получили такие фундаментальные работы, как «Криминальная психология» Г. Гросса, ставшая как бы продолжением его «Руководства для судебных следователей», и «Психология преступника» Ф. Вульфа, где исследуются вопросы психологии отдельных категорий преступников, психологические основы судебной деятельности, психология допроса свидетелей и обвиняемых.
По существу указанные исследования послужили основой для нового направления научных знаний - судебной психологии.
К началу XX в. наметились два основных направления прикладных психологических исследований, проводимых для целей правоохранительных органов: криминальная и судебная психология. В этот же период стали широко применяться экспериментальные лабораторные методы (главным образом при изучении психологии свидетельских показаний), разрабатываться вопросы судебно-психологической экспертизы, психологические методы установления причастности лица к совершенному преступлению.
Так, в Лейпциге в 1903-1906 г.г. Г. Гросс издавал «Доклады по психологии показаний». Привлекает внимание психологов проблема «диагностики ложных показаний», «диагностики причастности» к совершенному преступлению (М. Вертхеймер и др.). В последующие годы данная проблема заинтересовала в России А.Р. Лурия.
Экспериментальные психологические исследования свидетельских показаний способствовали появлению в уголовном процессе судебно-психологической экспертизы. Интерес к использованию психологических познаний в уголовном процессе появляется в России. В 1806-1812 г.г. в Московском университете читался курс «Уголовная психология».
В России судебная психология стала развиваться после судебной реформы 1864 г., отменившей систему формальной оценки доказательств, провозгласившей их свободную оценку и учредившей институт присяжных заседателей, была создана независимая от государственной власти адвокатура. В 1874 г. в Казани публикуется первая в России монография, специально посвященная судебной психологии. Ее автор профессор психиатрии Казанского университета А.У. Фрезе (1826-1884).[187]
Теоретической базой для формирования судебной психологии в России послужили труды правоведа Л.И. Петражицкого (1867-1931), эмигрировавшего после революции из России. Согласно концепции Л.И. Петражицкого в основе порождения правовой нормы лежат психологические механизмы, эмоции, всевозможного рода подсознательные эмоциональные импульсы, которые в последующем на рациональном уровне перерабатываются сознанием. Вследствие этого сущность правовой реальности отражается в тех психических переживаниях (эмоциях), которые она содержит в себе, благодаря чему психическое становится субстанцией, частью правового, обеспечивая динамику юридического .[188]
Следует отметить, что «психологическая теория права» П.Л. Петражицкого, несмотря на ее активную критику, заслуживает определенного внимания. В настоящее время воззрения Л.И. Петражицкого ускоряют развитие психологии юриспруденции, т.к. появилось утверждение о существовании двух направлений в психологии в праве «правовой и юридический».
С созданием суда присяжных, независимой адвокатуры возникли объективные условия активного использования психологических достижений в уголовном процессе. У многих ученых (Л.Е. Владимирова, А.И. Елистратова, А.Я. Канторовича, М.Н. Гернета, П.И. Ковалевского и др.) начали складываться самостоятельные судебно-психологические воззрения. Многие известные судебные деятели, видные ученые и прежде всего А.Ф. Кони, Ф.П. Плевако, в.Д. Спасович А.И. Урусов и др. прибегали к использованию психологических знаний при оценке доказательств в суде, научных исследованиях. Труды М.В. Ломоносова, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Радищева, Н.А. Добролюбова обеспечивали материалистические основы общей психологии. Исследования И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова, В.П. Сербского и других русских ученых внесли крупный вклад в развитие этой науки.
Например, Л.Е. Владимиров опубликовал свою работу «Психологическое исследование в уголовном суде» в котором писал о необходимости использования научных психологических знаний при рассмотрении уголовных дел в судах, когда требуется выяснить «силу страсти, под влиянием которой действовал подсудимый», силу аффекта «насколько этот аффект мог потемнить сознание»[189]
В России постепенно организовывались отдельные научные, научно-исследовательские учреждения, занимавшиеся разработкой проблем судебной психологии. Например, в 1918 г. в Петрограде был образован Институт изучения мозга и психической деятельности, сотрудники которого наряду с другими проблемами занимались вопросами изучения личности преступника. В 1923 г. в ряде городов страны (Москве, Ленинграде, Киеве, Саратове и др.) при административных органах были созданы кабинеты по изучению личности преступника; в 1925 г. образовался Государственный институт по изучению преступности и преступника. В области правовой (судебной) психологии работали такие психологи, как В.М. Бехтерева, А.Р. Лурия, Е.К. Краснушкин. Интересные исследования провел А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 г. при Московской губернской прокуратуре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступления, сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).[190]
Ученые-юристы (А.Ф. кони, М.Н. Гернет, С.В. Познышев и др.) настойчиво искали новые формы борьбы с преступностью. С этой целью изучались психологические предпосылки преступления, психология заключенного (тюремная психология), проблемы судебно-психологической экспертизы и другие вопросы правовой (судебной) психологии.
Значительное внимание уделялось психологии свидетельских показаний (А.Е. Брусиловской, А.С. Тагер и др.)[191]Представляют интерес и работы Сотонина, в которых освещались психологические аспекты деятельности следователя и судьи, вопросы получения правдивых свидетельских показаний, методы обнаружения в них непроизвольной лжи.[192]
В развитии судебной психологии большое значение имел I Всесоюзный съезд по изучению психологии, на котором была создана специальная секция по судебной психологии. Участники съезда пришли к общему выводу о необходимости развития трех направлений судебной психологии: криминальной - изучающей психологию преступления и личности преступника, пенитенциарной - исследующей поведение лиц, отбывающих уголовное наказание, а также лиц, осуществляющих исправительную деятельность, и процессуальной - занимающейся изучением деятельности участников уголовного судопроизводства на разных его стадиях.[193]
К началу 30-х г.г. по утверждению А.В. Петровского судебная психология в нашей стране представляла собой «авторитетную и обширную область науки, имеющую предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тюремная психология) и т.д.»[194]
В то же время в начале 30-х гг. резкой критике подверглись исследования в области общей психологии: некритическое заимствование многих положений из работ западных авторов, ошибки в методологии науки и т.д. Это не могло не отразится и на судебной психологии: исследования в этой области практически прекратились, работы кабинетов и институтов по изучению преступника и преступности сворачивались. На продолжительное время правовая психология была забыта и упоминалась только в учебниках и монографиях.
Возрождение судебной психологии начиналось в 1964., когда эта наука стала преподаваться во всей системе юридических учебных заведениях. В 1971 г. была проведена I Всесоюзная конференция по судебной психологии. В июне 1971 г. в Тбилиси на IV Всесоюзном съезде психологов судебная психология была представлена отдельной секцией. В 1975 г. в Свердловском и Саратовском юридических институтах организованы кафедры правовой психологии. Специалисты в этой области проводили и проводят многочисленные исследования по проблемам использования общей психологии в сфере юриспруденции (А.Р. Ратинов, А.В. Дулов, В.Л. Васильев); развиваются такие подотрасли, как психология предварительного следствия и судебного разбирательства (В.Ф. Глазырин, Н.И. Порубов, Д.П. Котов); исправительно-трудовая психология (А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, А.Г. Ковалев); судебно-психологическая и комплексная психолого-психиатрическая экспертизы (М.М. Коченов, М.М. Костицкий, И.Н. Сорокотягин.).
В настоящее время в России осуществляется активное изучение проблем повышения производительности труда работников правоохранительных органов. Начались исследования различных юридических профессий с целью установления профессиональной пригодности, профориентации при выборе профессии (следователя, судьи, оперативного работника и др.)
Психология юриспруденции (правовая, юридическая) определила основные направления научно-практических исследований:
1. Методологические вопросы (предмет, методы, задачи, структура, история и др.).
2. Теоретические основы правовой психологии (психология норм права, правопонимания, правоприменения, криминальной, пенитенциарной и др.).
3. Практические аспекты юридической психологии (следственной, судебной, прокурорской и др. видов деятельности юриста).
4. Психология труда юриста, (профотбор, подготовка в ВУЗе, профессиональная пригодность и др.)
5. Оказание психологической помощи после перенесенных нервно-психических перегрузок (задержание вооруженного преступника, пребывание в «горячей точке», и т.д.).