Метод моделирования конфликтных ситуаций
Метод моделирования конфликтных ситуаций — следующий из основных приемов нашего исследования. Этот метод обладает большей структурированностью по сравнению с предыдущим; он сочетает в себе черты проективных методов и моделирования. По форме процедуры этот метод ближе к опросам.
149
При обосновании этого метода мы обращаемся к таким свойствам психологического пространства как динамичность (способность к развитию) и ограниченность (существование границ). ППЛ — это актуальный момент развития личности, но при этом итог и след ее предшествующей истории. Оно развивается в онтогенезе, дифференцируясь и включая новые измерения. Когда нечто новое присваивается, границы ППЛ расширяются за счет новой реальности, которая до сих пор располагалась за пределами личного ПП или принадлежала кому-то еще. Таким образом, динамика ППЛ, его сужение или расширение происходит всегда вокруг границ; она всегда маргинальна: то, что находится внутри пространства, безусловно принадлежит субъекту и признается областью его приватности, а то, что лежит за границами — не может быть предметом его притязаний. Поэтому неоднозначность развития, колебания персонализации – отчуждения наблюдаются вокруг границ.
Нами выделены следующие измерения психологического пространства личности: физическое тело, территория, личные вещи, друзья, привычки и вкусы. Эти измерения, таким образом, отражают физические — территориальные и темпоральные, социальные и духовные аспекты человеческого бытия, которые формируются в онтогенезе неодновременно.
Факты и закономерности возрастной психологии дают основания предположить следующую последовательность формирования психологического пространства: сначала младенец распознает тело как принадлежащее и подчиняющееся ему самому, затем ребенок посредством манипуляций и локомоций начинает различать свои и не-свои предметы обихода, а также границы «личной» территории, несколько позже ребенок начинает настаивать на своих привычках, в основном режимных и определяющих временной аспект его жизни, затем выбирает друзей и выражает свои ценностные предпочтения. Таким образом, расширение пространства происходит в связи и благодаря ведущей деятельности, а каждый кризис сопровождается изменением его объема и содержания.
При изучении психологического пространства мы руководствовались такими рассуждениями. Некоторым аналогом психологического пространства личности может служить явление территориальности у животных: границы территории охраняются
150
посредством агрессивного поведения, а посторонняя особь допускается на нее только в случае брачных намерений. Таким образом, границы отделяют индивидуальную жизнь особи (или частную жизнь, как это принято говорить о людях) от жизни видовой, общественной, публичной, «общего места». Реальное или предполагаемое изменение границ индивидуальной территории служит сигналом для специфического поведения особи: либо защиты прежних границ посредством агрессивно-оборонительного поведения, либо посредством бегства до места большей безопасности. При этом зоной особой психологической напряженности является граница личной и чужой территории.
Территориальное поведение человека также имеет место, частично трансформировавшись в социальные инстинкты, то есть неосознаваемые правила поведения человека по отношению к другим людям и группам других людей, а частично перешли во внутренний план, проявляясь в динамике внутреннего мира личности. Поскольку человек в своем бытии так же нуждается в материальных, как и в духовных условиях существования, то и переживание «свое – чужое» у него начинает относиться к социальным, философским, эстетическим предпочтениям настолько, что даже «чистая» идея также может становиться предметом отторжения или защиты. То есть «пространство» человека расширяется.
Для того чтобы проследить, как это происходит в онтогенезе, мы использовали метод моделирования конфликтных ситуаций, суть которого состоит в выделении типичных для каждого возрастного периода конфликтов, их поводов (из-за чего), места (где) и эффекта (кто одержал победу). Если возникают типичные конфликты, которые не отмечались раньше, это свидетельствует о притязаниях ребенка на новую часть пространства. В течение некоторого времени эти конфликты, повторяясь, приводят к привыканию взрослых к новому психологическому статусу ребенка. Если в конфликте решение остается за ребенком, можно считать, что он отвоевал новую часть своего внутреннего пространства.
Итоги исследований, проведенных при помощи метода моделирования конфликтных ситуаций, открыли новые данные об онтогенезе ППЛ, факты, касающиеся особенностей формирования психологического пространства единственных и неединственных детей в семье, а также позволили зафиксировать моменты
151
появления во внутреннем пространстве некоторых изменений, что важно для практики средообразования и психолого-педагогического сопровождения.
Опросник «Суверенность психологического
пространства»
Общая характеристика теста. Опросник «Суверенность психологического пространства» (СПП) — следующий применяемый нами метод. Он относится к группе стандартизованных личностных тестов. Предполагаемый адресат теста — подростки начиная с 11—12 лет и взрослые, которым предъявляется смещенная ретроспективная инструкция. Поскольку основные идентификационные процессы завершаются в подростково-юношеском возрасте, предварительные данные подростков и взрослых практически не отличаются. Модификация инструкции теста позволяет также использовать его для оценки психологической близости и дистанционных отношений внутри семьи.
Опросник содержит шесть шкал, отражающих измерения психологического пространства (см. Приложения 1, 2, 3). Каждое утверждение может либо приниматься, либо отвергаться респондентом. Теоретически предполагалось, что ответ, соответствующий ключу, увеличивает показатель суверенности (1), а ответ, не совпадающий с ключом, — показатель депривированности (–1). Выбирая «Да» или «Нет», респондент подразумевает также промежуточный ответ «Не знаю», вариант которого, однако, в бланке не представлен и при более дробном шкальном оценивании оценивался бы 0. Общий показатель суверенности по дочитывается путем сложения баллов. Концептуально шкалы опросника рассматриваются как содержательно независимые (каждый пункт входит в состав только одной шкалы), поэтому общий показатель суверенности равен сумме показателей по всем шести шкалам. Содержание каждой из шкал не может быть использовано для изучения суверенности ППЛ по другой шкале: так, утверждения о суверенности структуры ценностей не связаны с суверенностью телесного носителя психологических качеств. Образование симптомокомплексов по сочетанию шкал пока не предполагается.
Определение психометрических характеристик теста в общей сложности включало обследование 331 респондента подросткового и юношеского возраста; однако не все респонденты участвовали в выявлении каждой из психометрических характеристик. Нормализация осуществлялась на выборках школьников г. Москвы и Калужской области в возрасте от 13 до 16 лет (n=201) и выборке юношей и девушек г. Москвы в возрасте от 17 до 23 лет (n=123).
Суверенность физического тела (СФТ) человека констатируется при отсутствии попыток нарушить его соматическое благополучие, а депривированность — в переживании дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении его физиологических потребностей (утверждение № 47: «Мне не нравилось, когда взрослые в детстве любили меня пощекотать или ущипнуть»). Суверенность территории (СТ) означает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья), а депривированность — отсутствие территориальных границ (утверждение № 3: «Я всегда имел уголок для игры, который мог обустроить по собственному вкусу»). Суверенность мира вещей (СВ) подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он, а депривированность — непризнание его права иметь личные вещи (утверждение № 16: «Я часто огорчался, когда родители наводили порядок в моих вещах»). Суверенность привычек (СП) — это принятие временной формы организации жизни человека, а депривированность — насильственные попытки изменить комфортный для субъекта распорядок (утверждение № 25: «Я расстраивался, когда не мог доиграть из-за того, что взрослые звали меня к себе»). Суверенность социальных связей (СС) выражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность — контроль над социальной жизнью человека (утверждение № 31: «Мне часто хотелось поиграть с детьми, которые вместе со мной ходили в кружок, но обычно родители торопились, и это не удавалось»). И наконец, суверенность ценностей (СЦ) подразумевает свободу вкусов и мировоззрения, а депривированность — насильственное принятие неблизких ценностей (утверждение № 80: «Даже в детстве родители не настаивали, чтобы я «пошел по их стопам»).
Каждый человек, взрослея, неминуемо воспринимает педагогические усилия близких как депривирующие и учится взаимодействовать с ними, поэтому полная суверенность («псевдосуверенность») достижима только в случае жесткого отделения и, возможно, аутистического противопоставления себя окружающему миру, а полная депривированность приводит к разрушению человека как индивидуальности.