Возрастные особенности общения

Г.Р. Чернова

Т.В. Слотина

ОБЩЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Г.Р. Чернова

Т.В. Слотина

ОБЩЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Санкт – Петербург

ББК 88.3

Рецензенты:

· Комарова А.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения

· Голенищева Е.Л., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

  • УДК 378.015.3

Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Общение: теория и практика. — СПб: ЛГУ, 2010—с.

Предлагаемое издание представляет собой систематизацию знаний по одной из самых актуальных и интересных психологических дисциплин. В удобной, краткой форме в нем рассмотрены основы отечественной и зарубежной психологии общения; раскрываются и обосновываются основные понятия и проблемы в этой области; общение представлено как структурный феномен, в котором выделяются перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны. Несомненным достоинством книги является четкая систематизация при раскрытии базовых теоретических и практических знаний по психологии общения. Обилие примеров, наглядности, методического инструментария поможет читателям в развитии навыков межличностного, делового эффективного общения и освоении приемов диагностики коммуникативного поведения. Кроме того, практикум, представленный в конце издания, включает в себя описание апробированного в течение многих лет обоими авторами тренинга общения. Содержание пособия соответствует всем требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Психология общения».

Пособие адресуется, прежде всего, преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам, психолого-педагогических факультетов, а также всем интересующимся различными вопросами психологии общения.

Г. Чернова, Т.Слотина 2010.

Содержание

Введение………………………………………………………………...........
Глава I. Специфика межличностного общения…………………………..… Понятие общения…………………………………..…………………..……... Возрастные особенности общения…………………………………..………. Характеристики общения…………………………………………….………. Виды общения……………………………………………………….…….... Функции общения…………………………………………………..………. Уровни общения………………………………………………………………. Вопросы для проверки………………………………………………………... Список рекомендуемой литературы..........................................................
Глава 2. Перцептивный аспект общения………………….…………… Понятие социальной перцепции……………………………………………... Механизмы межличностного восприятия………………………………… Механизмы межгруппового восприятия…………………………………… Эффекты восприятия……………………………………………………….. Вопросы для проверки………………………………………………........... Список рекомендуемой литературы.........................................................
Глава 3. Коммуникативный аспект общения………………………........ Коммуникация и коммуникативный процесс………………………………. Вербальная коммуникации……………………………………………….... Невербальная коммуникация……………………..…………………...…… Коммуникативные барьеры…………………………………………….….. Феномен межличностного влияния и противостояния влиянию……….…. Каналы восприятия и передачи информации. Влияние пространства и времени на уровень и глубину общения…………………………………….. Вопросы для проверки………………………………………………………... Список рекомендуемой литературы.........................................................
Глава 4. Интерактивный аспект общения……………………….………. Типы ситуаций интеракции людей. ………………………………………... Психологическая совместимость………………………………………….. Психологические эффекты взаимодействия людей………………………... Стратегии поведения по отношению к партнерам……………………….… Стили взаимодействия…………………………………………………….….. Типы взаимодействий……………………………………………………….... Теории взаимодействия…………………………………………………...….. Вопросы для самопроверки……………………………………………..…. Список рекомендуемой литературы..........................................................
Глава 5. Введение в конфликтологию. Управление конфликтами… Понятие конфликта…………………………………………………………. Причины конфликтов………………………………………………………. Виды конфликтов…………………………………………………………… Границы конфликта………………………………………………………… Стратегии поведения личности в кофликте………………………………. Функции конфликта………………………………………………………… Управление конфликтами………………………………………………….. Переговоры как эффективный способ разрешения конфликта…………. Вопросы для проверки………………………………………………………... Список рекомендуемой литературы..........................................................
Глава 6. Психология имиджа. Технологии создания имиджа……… Понятие имиджа………………………………………………………………. Структура и виды имиджа…………………………………………………… Функции имиджа……………………………………………………………... Технологии создания имиджа………………………………………………... Вопросы для проверки………………………………………………………... Список рекомендуемой литературы..........................................................
Глава 7. Основы эффективного общения. Понятие коммуникативной компетентности…………………………………………………................... Понятие коммуникативной компетентности……………………………….. Эффективное общение……………………………………………………… Психологические сигналы при вступлении в контакт…………………...… Техники активного слушания…………………………………………...…… Памятка Иствуда Атватера………………………………………………..….. Вопросы для проверки………………………………………………………... Список рекомендуемой литературы..........................................................
Глава 8. Трудности общения. Дефицитное общение………………….... Трудности общения………………………………………………………… Дефицитное общение…………………………………………………….… Аутизм и аутичность……………………………………………………….…. Отчужденность…………………………………………………………….... Вопросы для проверки……………………………………………………..…. Список рекомендуемой литературы.......................................................... Глава 9. Гендер и общение………………………………………………... Проявление гендера в кинесике………………………………………….... Гендерные различия в социальной перцепции……………………………... Гендерные особенности стиля общения…………………………………...... Речевые паттерны мужчин и женщин…………………………………….…. Гендерные отличия в сфере эмпатии и эмоциональности……………….… Вопросы для проверки…………………………………………..……………. Список рекомендуемой литературы.......................................................... Глава 10. Публичное выступление…………………………...…………. Основные этапы подготовки к выступлению…………………………... Виды публичных выступлений…………………………………………….. Этапы подготовки речи…………………………………………………….. Структура выступления…………………………………………………….. Приемы управления вниманием………………………………..……………. Контакт с аудиторией………………………………………………………. Невербальная сторона публичного выступления…………………………. Причины отсутствия внимания у слушателей.…………………………… Вопросы для проверки………………………………………………...……. Список рекомендуемой литературы..........................................................
Практикум……………………………………………………………............
Калифорнийский психологический опросник………………………………
Морфологический тест жизненных ценностей…………………………….. Опросник межличностных отношений А. Шутца………………………….
Определение уровня общительности………………………………………..
Определение ведущего Эго – состояния…………………………………….
Оценка коммуникативных и организаторских способностей – КОС – 2…
Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации……………..
Методика «Ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ)………………..
Определение доминирующей стратегии во взаимодействии………...……
Модифицированный вариант опросника «Решение трудных ситуаций»…
Опросник аффиляции……………………………………………………….
Определение самоконтроля в общении…………………………………......
Определение доминирующей стратегии психологической защиты в общении………………………………………………………………………....
Определение репрезентативной системы…………………………………..
Определение своей репрезентативной системы. Методика Хэрри Алдера
Определение потребности в общении, методика Ю.М. Орлова………….
Социометрия………………………………………………………………….
Список рекомендуемой литературы………………………………………..
Программа «Тренинга коммуникативных навыков»…………………..
Список рекомендуемой литературы………………………………………..
Глоссарий…………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………..........

Введение

Единственная настоящая роскошь –

-это роскошь человеческого общения

А.де Сент-Экзюпери.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы.

В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Это обуславливает актуальность изучения процессов общения. Психология общения исследует такие явления, как восприятие и понимание людьми друг друга; передачу и получение информации, взаимовлияние; сплоченность и конфликтность. При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми.

В данное пособие мы решили включить несколько тем, расширяющих традиционный взгляд на проблему общения. Это, прежде всего, конфликтология, позволяющая более подробно изучить проблемное, напряженное взаимодействие между людьми. В разделе о психологии имиджа раскрываются структура и технологии создания эффективного имиджа, важного фактора как в процессе делового, так и межличностного общения. Наше пособие адресовано, в основном представителям профессий «человек-человек» - учителям, психологам, преподавателям, поэтому посчитали целесообразным рассмотреть этапы подготовки и структуру публичного выступления.

Глава 1. Специфика межличностного общения

Понятие общения

Понятие «общение» сегодня – одно из важнейших понятий психологической науки. Проблематике общение уделено значительное место буквально во всех разделах психологии: общей психологии, психологии личности, дифференциальной психологии. Что же касается прикладных областей, то педагогическая психология может вообще рассматриваться сквозь призму общения. Понятие «общение» является предметом рассмотрения социальной психологии и конфликтологии, где ни одна тема не может рассматриваться без затрагивания данной категории. Более того, успешность любой профессии, связанной с работой с «живыми людьми», зависит, в первую очередь, от умения установить контакт, наладить взаимоотношения, грамотно выслушать, «услышать» человека, это именно те вопросы, которые являются предметом исследования психологии общения. Поэтому создаётся впечатление, что данный вопрос существовал вечно, а потому ответ на него, несомненно, уже дан. И «да» и «нет». С одной стороны, знаний накоплено действительно достаточно, чтобы делать важные выводы, но попыток их обобщения сравнительно немного. С другой стороны, психология общения как наука сложилась совсем недавно. Знания по данной проблеме удивительно логично укладывались и в курс риторики, и в курс филологии, лингвистики, литературы и т. д. Вероятно, существуют вопросы, которые являются неоднозначными и многогранными.

Проследим развитие понятия «психология общения» в рамках наших отечественных традиций. Известный современный специалист в данной области Е.И. Рогов выделяет три основных этапа в становлении психологии общения.

Конец XIX – начало XX в. – исследования В.М. Бехтерева, который впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека и о влиянии группы на включённого в неё индивида. Но сам процесс общения ещё не стал предметом психологического исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции.

Начало XX в. до 70-х годов XX в. – теоретико-философский подход. Понятие «психология общения» использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека. Общение становится основой такого процесса, как социализация личности. В этот период общение занимает одно из ведущих мест в концепциях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Но несмотря на то, что продолжался теоретический анализ роли и функций общения в психическом развитии человека, оставались неразработанными проблемы, касающиеся психологической сущности и структуры общения, специфики её процессуальных характеристик. Очевидно, общение ещё не было включено в психологический эксперимент, который являлся на тот момент основным методом психологического исследования. Именно на основании экспериментов делались важнейшие выводы относительно различных явлений и процессов, происходящих в психике человека.

В 70-е годы изучение процесса общения становится самостоятельной областью психологической науки. До сих пор оно использовалось в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем. От исследования понятия «в условиях общения» перешли к изучению самого процесса, его характеристик с превращением проблемы общения в объект психологического, теоретического, эмпирического и прикладного исследования. Именно в 70-е годы возник интерес к общепсихологическому анализу проблемы общения. Предметом исследования общения в психологии становится изучение его функций, механизмов, сторон. По мнению Б.Ф. Ломова психология XXI в. станет психологией общения в самом широком смысле этого понимания.

Таким образом, мы видим, что одним из первых проблемных вопросов был вопрос о статусе категории общения, о включённости данного понятия в предметную область психологической науки.

Другим вопросом, на наш взгляд, является устойчивая традиция, существовавшая в нашей отечественной науке, связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм полагал, что процесс общения – это процесс духовного речевого общения. Роль преобразовательной деятельности фактически сведена к нулю.

Согласно отечественным традициям существует принцип единства общения и деятельности. Однако связь между этими категориями понимается по-разному. Общение можно рассматривать как один из видов деятельности. В частности, Б.Г. Ананьев пишет о том, что человек является субъектом труда, общения, познания (курсив наш.). Таким образом, общение – один из видов деятельности наравне с трудом и познанием.

А.Н. Леонтьев считает, что любые формы общения – есть специфические формы совместной деятельности. В этом случае оно становится подчинённой структурой, процессом, порождаемым потребностями в совместной деятельности. Стоит отметить, что тенденция выводить общение из деятельности появилась ещё в марксистской психологии. Причём интересно, что в данном ключе общение в любом случае рассматривается как «подчинённая» область или производная от деятельности.

Б.Ф. Ломов критиковал подобную точку зрения и полагал, что отношения между общением и деятельностью существенно сложнее. По мнению этого психолога, нельзя рассматривать человеческую жизнь как поток сменяющих друг друга деятельностей. Общение является самоценной категорией, оно не всегда совершается ради потребности в совместной деятельности. Процесс общения может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми («аффилиативная» потребность). Общение может быть не только «средством», но и «целью». Этой точки зрения придерживается и А.А. Реан, который считает, что общение может выступать и в качестве самомотивированного процесса.

Адекватно представлениям о самомотивированности процесса общения понятие «фатическое общение», под которым понимается бессодержательное в деятельностном плане общение, исключительной целью которого является поддержание самого процесса общения. Инициировано такое общение будет совсем не совместной деятельностью, оно осуществляется «ради себя самого».

Кроме того, важным теоретическим основанием к различению категорий «общение» и «деятельность» является их отнесённость к различным методологическим парадигмам. Деятельность традиционно связана с формулой «субъект – объект», в то время как общение есть взаимодействие, осуществляемое по формуле «субъект – субъект». Дело в том, что в общении никто из партнёров не может рассматриваться как объект, каждый из них является активным субъектом этого процесса.

Таким образом, общение является самостоятельной категорией психологического исследования, вместе с тем есть области, где общение и деятельность пересекаются, но есть и такие, где они далеки друг от друга.

Существование принципа о единстве общения и деятельности раскрывает третью проблематичную область психологии общения – разноплановость и многозначность определений понятия «общение». С точки зрения деятельностного подхода верно следующее определение: общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

В большом психологическом словаре, Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко даётся определение, предполагающее несводимость общения к деятельности. Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера (С. 345).

Ярко представлена идея о самостоятельности категории «общение» в концепции В.В. Знакова. Под общением понимается такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни).

В русле концепции отношений объективным выглядит следующее определение. Общение – это процесс взаимодействия между партнёрами, в ходе которого развиваются, проявляются и формируются определённые отношения между ними, каждого партнёра к самому себе и к совместной деятельности.

С точки зрения личностного подхода убедительным выглядит следующая дефиниция. Общение – это процесс межличностного, межсубъектного взаимодействия, порождаемый потребностями личности (субъектами общения), в том числе и потребностями в совместной деятельности.

Наиболее часто в психологической литературе можно встретить следующее определение: общение – это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (М., 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

В результате можем констатировать, что выбор адекватного определения понятия «общение» – очередная проблемная область в психологии общения. Более того, именно в дефиниции отражается понимание сущности сложного, многогранного процесса общения.

* * *

Возрастные особенности общения

Одной из первых социальных потребностей, развивающихся у человека, является потребность в общении. По мнению многих отечественных психологов (Л.С. Выготского, М.И. Лисиной), именно потребность в общении становится ведущим фактором психического развития человека. Выделяют три основных группы мотивов, связанных с потребностью в общении:

§ познавательные (потребность во впечатлениях);

§ деловые (потребность в активной деятельности);

§ личностные (потребность в признании и поддержке).

Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает, что именно эти потребности можно проследить у новорождённого, что доказывается серией экспериментов.

Как известно, развитие общения ребёнка тесно связано с развитием его речи. Разумеется, в первые два года жизни это развитие идёт особенно высоким темпом.

К концу первого – началу второго месяца жизни у ребёнка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением. На третьем месяце в ответ на речевые обращения взрослого у ребёнка появляются собственные речевые реакции: «комплекс оживления». Вместе с речью развивается и эмоциональная сфера ребёнка, в частности, специалисты (В.Н. Белкина, А.Н. Модина) считают, что уже в возрасте 2–3 месяцев появляются первые эмпатические реакции.

Примерно с четырёх месяцев ребёнок начинает различать интонации высказываний взрослых, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения, под которым понимают общение посредством так называемых выразительных движений, т. е. движений, соответствующих определённому эмоциональному состоянию (поз, мимики, интонаций голоса, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т. д). До шести месяцев общение ребёнка с взрослыми носит сугубо эмоциональный характер.

На шестом месяце жизни ребёнок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на ритмику взрослой речи. Во втором полугодии жизни ребёнок начинает пользоваться «псевдословами», которые выполняют сигнальную функцию, но не имеют постоянных обобщенных значений. В качестве средства общения вместе с эмоциональными реакциями появляется действие с предметом, поэтому исследователи полагают, что в этот период – к концу первого полугодия – наряду с эмоциональным общением обособляется и предметное общение. Предметное общение – это общение ребёнка с взрослыми, основным средством которого является предмет. В процессе такого общения ребёнок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета. После 6–8 месяцев у ребёнка формируется новый тип общения с взрослыми – ситуативно-деловой. Под ним понимается такое общение ребёнка с взрослыми в процессе совместных действий с предметами, цель которого – само по себе совместное действие.

К концу первого года жизни ребёнок может заражаться отрицательным эмоциональным состоянием близкого: плакать, огорчаться вместе с ним, а также жалеть расстроенного, обиженного человека. Таким образом, ребёнок показывает своё сочувствие и сопереживание – продолжает развиваться эмпатия, которая характерна почти всем детям довольно длительный период в так называемом «чистом» виде. Данное эмоциональное состояние прекрасно описывает удивительный знаток детской психологии шведская писательница А. Линдгрен в повести «Эмиль из Лённенберги»: «Ой, мы совсем забыли про Эмиля! Бедняжка, засиделся он в этой столярке! – сказала мама…Маленькая Ида разревелась» (С. 38).

В этот же период у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя ещё не играют с ними. Также к концу года ребёнок уже начинает произносить слова и усваивает их семантику. В начале второго года начинается период развития собственно речевого общения. В этот период потребность в общении становится одной из ведущих потребностей ребёнка.

К концу второго года жизни словарь ребёнка активно пополняется, и он начинает говорить уже предложениями. В этот период дети общаются в основном со взрослыми, часто это общение носит форму обращений. А.А. Реан приводит результаты наблюдений С.С. Харина за детьми 2–3-летнего возраста. Процентное распределение обращений детей к взрослым по их содержанию следующее: доля предметных обращений – 50%, деловых – 30%, эмоционального плана – 20%. Таким образом, деловые обращения, связанные с предметной деятельностью, составляют целых 80% всех обращений ребёнка к взрослому.

Функции общения ребёнка 2–3-летнего возраста с взрослыми следующие:

Ø осознание своего опыта;

Ø определение способа решения жизненных задач, выхода из различных ситуаций;

Ø систематизация и накопление жизненного опыта.

Также в процессе общения со взрослыми в этот период жизни у ребёнка начинает формироваться эмоциональная реакция на похвалу.

На третьем году жизни существенно изменяется потребность ребёнка в общении. Из возрастной психологии нам известно, что трёхлетний возраст характеризуется кризисным периодом, в процессе которого ребёнок, по мнению Л.С. Выготского, начинает мотивировать свои поступки не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми. Общение с взрослыми и сверстниками, круг общения с которыми к этому периоду уже значительно возрастает, превращается в истинно социальное взаимодействие. Ребёнок впервые начинает осваивать правила, нормы взаимодействия в группе. К этому периоду чётко проявляются индивидуальные различия коммуникативных способностей у детей. Приблизительно к трём годам у ребёнка складывается уже довольно ясное представление о своих возможностях, которое становится основой формирующегося образа самого себя. Он складывается и подтверждается в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребёнка и опыта общения с другими людьми.

В возрасте 4–6 лет появляется социально-психологический феномен дружбы, под которым понимается глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Дружба выполняет множество функций, среди которых особенно выделяются:

v развитие самопознания;

v формирование чувства причастности;

v связи с обществом себе подобных.

В результате исследований М.И. Лисина (1986) выделила четыре основные формы общения, которые проявляются в первые семь лет жизни ребёнка: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.

Ситуативно-личностная форма (0–6 мес.) – общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей.

Ситуативно-деловая форма (6 мес. –3 года) – общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми.

Внеситуативно-познавательная форма (3–4 года) – общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.

Внеситуативно-личностная форма (4 – 6-7 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.

В возрасте 6–7 лет ребёнок попадает в совершенно новую для него социальную ситуацию – школьную среду. Круг общения со сверстниками соответственно значительно расширяется. Ребёнок приобретает новые навыки социального взаимодействия с ровесниками, учится заводить друзей.

А.А. Реан и Я.Л. Коломинский (1999) предлагают рассматривать первый и второй круг общения в школьном возрасте. В первый круг входят те одноклассники, которые являются объектом устойчивого выбора. Ко второму относятся те, с кем ребёнок иногда общается, и те, кого он избегает.

Развитие общения со сверстниками знаменует новую стадию эмоционального развития ребёнка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации, под которой в данном случае понимается способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.

В период, когда ребёнок заканчивает начальную школу, т. е. в возрасте 9–10 лет, он теряет интерес к общению со взрослыми и переключает его на одноклассников. По данным Г.Р. Пертенава (1988), в 9 лет интерес к взрослым типичен для 46,5% детей, а к 10 годам он падает на 14,1%, при этом активно снижается интерес к родителям (А.А. Реан, 2003). Важно, что общение со сверстниками носит гомосоциальный характер, предполагающий общение, в ходе которого ребёнок предпочитает общество детей своего же пола. Вместе с тем общение с одноклассниками способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

В подростковом возрасте общение со взрослыми теряет свою актуальность ещё в большей степени, особую значимость приобретают отношения со сверстниками. Наиболее ярко в пубертатный период проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Появляется референтная группа, т. е. группа людей, пользующихся уважением и особенно значимых для подростка. Принадлежность к определённой группе имеет большое значение для молодого человека, именно в ней он может поделиться своими возрастными проблемами, которые понятны таким же, как он, разделить общие интересы, увлечения, понять, что такое верность, честность, преданность и т. д. Само общение становится более глубоким и содержательным в духовном и интеллектуальном плане, постепенно формируются такие эмоционально насыщенные формы, как любовь и дружба.

В начале подросткового возраста общение сохраняет гомосоциальный характер, позднее становится гетеросоциальным. Такое развитие общения помогает молодым людям освоить гендерные роли, соответствующее им поведение, принять социальные нормы и ценности.

Однако, как показывают современные исследования (Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, Т.В. Слотина), авторитет родителей у сегодняшних подростков возрастает, также повышается и ценность семьи. Возможно, это связано с тем, что современная семья очень нестабильна и утратила свои традиционные функции. Разлады между родителями всегда глубоко переживались детьми, особенно в подростковом возрасте.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них эмоции близости как основы любви, родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребёнком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребёнка, чувство интереса к ребёнку и восхищение им (А.А. Реан, 2003).

В период ранней взрослости специфика развития общения тесно связана с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени.

В пожилом возрасте большинство людей ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Нередко в этом возрасте люди теряют своих близких, и с этим часто связано появляющееся чувство одиночества. Одиночество может рассматриваться как одна из форм дефицитного общения. По данным Ю.А. Потаниной (1999), в одиночестве живут около 17% мужчин и 31,3% женщин, при этом почти все страдают от частого чувства одиночества (А.А. Реан, 2003).

Таким образом, развитие общения в первые семь лет жизни идёт очень высокими темпами, затем совершенствуется, углубляется в подростковом и зрелом возрасте. В пожилом возрасте общение имеет также огромное значение для человека, но приобретает новые оттенки и особенности. На всём протяжении своего развития общение тесно взаимосвязано с деятельностью человека, определяет и определяется ею.

* * *

Характеристики общения

А.А. Леонтьев (2001) выделяет следующие характеристики общения.

Ориентация общения – это более общая целевая характеристика общения. Специфическая ориентация того или иного вида общения более или менее непосредственно отражается на его средствах и на протекании самих процессов общения. Различают социально ориентированное и личностно ориентированное общение.

Психологическая динамика общения – это довольно широкая характеристика, отражающая психологическое содержание общения.

Семиотическая специализация общения определяется тем, какие средства используются в общении. Выделяют материальное и знаковое общение. В свою очередь внутри знакового общения можно выделить: а) речевое общение; б) общение при помощи знаковых систем, психологически эквивалентных языку (язык жестов); в) общение при помощи вторичных знаковых систем с опорой на язык; г) общение при помощи вторичных знаковых систем специфического характера; д) общение при помощи ситуативно осмысляемых материальных объектов (например, подарок, присланный по почте).

Степень опосредованности – это больше количественная, чем качественная характеристика, иначе ее можно определить как социальную «дистанцию», отделяющую коммуникатора от реципиента.

Наши рекомендации