Психология труда в России XX-XI века
Первоначально психология труда в России развивалась в той же логической последовательности, что и зарубежная индустриальная психология: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда.
В истории отечественной психологии можно выделить несколько этапов: 1) 1900-1917 гг.; 2) 1917-1920 гг.; 3) 1921-1936 гг.; 4) 1937-1960 гг.; 5) 1961-1990 гг.; 6) с 1991 г. по настоящее время.
Первый период можно охарактеризовать как накопление научного опыта: в университетах Тарту и Симферополя, в Военно-медицинской академии С.-Петербурга проводились исследования и разрабатывались диагностические методики; лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов приступил к экспериментальному изучению высшей нервной деятельности) и практического опыта (на ряде предприятий применяется система Ф.У. Тейлора).
Научная и практическая работа в области психологии труда активизировалась после завершения Гражданской войны. Проблема подъема производительности труда, восстановления экономики стала проблемой выживания страны и сохранения независимости государства. Инициативы ученых по организации труда и управления получили действенную поддержку руководителей государства - В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Ф.Э. Дзержинского, М.В. Фрунзе, В.В. Куйбышева и др.
I Всероссийская конференция по научной организации труда (НОТ) была проведена 20-27 января 1921 г. при поддержке народного комиссара путей сообщения Л.Д. Троцкого. Состояние научной и прикладной психологии отражало количество представленных организаций и темы более 60 докладов. Так, Петроград представляли Институт по изучению мозга и его Центральная лаборатория труда с докладами «Рациональное использование человеческой энергии в труде» (В.М. Бехтерев), «Принципы организации научного изучения труда. Эргология и эрготехнпка» (В.Н. Мясищев), «Методологические основы профессиональной психологии» (В.И. Рабинович), «Психоневрозы труда и их предупреждение» (Т.К. Розенталь), «Психология и профессиональный отбор» (И.В. Эвергетов) и др.
Второй крупный научный центр - Москву - представляли Психологический институт при МГУ, Психоневрологический институт, Центральный институт труда, Социалистическая академия, Всероссийский центр профессиональных союзов; провинцию - Институт труда (Таганрог), Институт производительности труда (Иваново-Вознесенск), Институт НОТ (Казань).
Эмпирической базой научных сообщений послужил материал работы ученых и врачей на предприятиях и транспорте, телеграфных станциях, в военных госпиталях.
Уже в 1920 г. российская психология труда заявила о себе как зрелая наука. Показательны оформившиеся на конференции течения.
«Тейлористы» (А.К. Гастев и др.) считали необходимым развивать принципы и методы научного управления Ф.У. Тейлора, стимулировать развитие комплекса наук о труде (биомеханику, организационную психологию и др.).
«Антитейлористы» (В.М. Бехтерев и др.), отмечая ценность ряда идей Ф.У. Тейлора, указывали на необходимость использовать собственные достижения в области гигиены труда, физиологии, рефлексологии; оптимизация труда рассматривалась ими в контексте задач гармонизации и оздоровления всех условий протекания трудовых процессов – физических и социальных.
Представители «Платформы 17-ти» (П.М. Керженцев и др.) акцентировали внимание на качественных особенностях принципов труда при социализме и первоочередной необходимости рационализации техники и механизации производства.
«Богдановское течение» объединяло сторонников А.А. Богданова, создателя тектологии - «всеобщей организационной науки», «учения о строительстве».
Научный уровень осмысления проблем психологии труда российскими учеными в начале XX в. виден на примере одного из активных участников I Всероссийской конференции. А.А. Богданов (Малиновский) (1873-1928) - врач (организатор первого в мире Института переливания крови), экономист, философ, видный деятель РСДРП, автор «Краткого курса экономической науки», выдержавшего 15 переизданий, редактор большевистских газет (вместе с В.И. Лениным, который в «Материализме и эмпириокритицизме» критиковал его, Богданова, позицию). А.А. Богданов достойно ответил на критику в работе «Вера и наука» (1910), которая в России осталась неизвестной многим.
В связи с задачами психологии труда А.А. Богданов, в частности, рассматривает явления природы, человека, общество в единстве, как комплекс элементов, обладающих свойствами целого. Выделяемая им новая научная дисциплина – тектология стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом, изучает общие организационные закономерности, поднимаясь до универсальных законов сочетания разных элементов. Первые издания книги «Тектология (всеобщая организационная наука)» (она выходила в Германии в 1913, 1917, 1922, 1927 гг.) были доступны Л. фон Берталанфи, Н. Винеру и другим зарубежным ученым, публикации которых появились лишь в 1940-х гг. По признанию отечественных и зарубежных экспертов, тектология стала предшественницей теории систем, кибернетики, синергетики, системной методологии научного познания. Но критическая оценка В.И. Лениным в 1908 г. философских взглядов А.А. Богданова привела к замалчиванию в России научного наследия этого неординарного ученого.
В этот же период активно работали в области психологии труда такие выдающиеся российские ученые, как В.М. Бехтерев (1857-1927), Н.А. Бернштейн (1896-1966) и многие другие.
Энтузиазм ученых и поддержка государства в 20-30-х гг. предопределили значительные успехи в развитии психологии труда, являющейся органичной частью научного управления. Под руководством А.К. Гастева, директора Центрального института труда, была создана система экспертизы существующих производственных организаций, организационного проектирования трудовых постов и рабочих мест, включая всю цепочку технологии производства. При этом реализовывались идеи тектологии о прогрессивном развитии и функционировании организаций. В условиях НЭПа было необходимо решать задачи управления трудом, предполагающие научный анализ трудовых процессов с целью их оптимизации. Психология труда (психотехника) находила применение и в Вооруженных силах страны: решались задачи профессиографирования в различных родах войск, «подбора частей одной боеспособности», «отбора комсостава», профотбора на особые воинские специальности (летчиков, пулеметчиков, радиотелеграфистов и др.), рационализации методов обучения воинским специальностям. Даже в области партийной работы обсуждались «методы учета партийных сил», «метод перекрестных характеристик», рационализация методов партийной работы, партвоздействий, типы партийных работников и др.
К 1930 г. вопросы профконсультации и профотбора разрабатывались в 141 научно-практическом подразделении (в структуре вузов, наркоматов, ведомств). Многочисленные психофизиологические лаборатории занимались изучением профессиональной работоспособности, рационализацией режимов работы и орудий, обоснованием норм труда, профилактикой промышленного травматизма.
Издаются журналы «Психофизиология труда и психотехника» (с 1928 г.), «Советская психотехника» (с 1932 г.). В 1927-1934 гг. российские ученые участвовали в международных психотехнических конференциях, избирались в состав Международного правления психотехнических съездов. VII Международная психотехническая конференция (1931 г.) проходила в Москве.
Изменение экономических приоритетов государства к 30-м гг. отразилось и на прикладных отраслях науки. «Стройки социализма» требовали дешевой рабочей силы, поставка которой отчасти обеспечивалась массовыми репрессиями. Понятно, что применение научных методов оценки и оптимизации труда становилось все более излишним. Стахановское движение нередко сопровождалось нарушением техники безопасности, что приводило к протестам инженеров и ученых. Политизация жизни в стране вела к тому, что при трудоустройстве главным становилось происхождение, а не квалификация и способности человека. Ужесточались административные меры управления трудом: с 1929 г. были введены штрафы за нарушения трудовой дисциплины, с 1932 г. - осуждение на 5-10 лет, с 1940 г. - уголовное наказание за опоздание на работу свыше 20 минут.
С 1930 г. со стороны политического руководства появилась настороженность, усилилась критика. Постановление ЦК ВКП (б) от 4 июня 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» по существу до 1960-х гг. остановило развитие всех прикладных и теоретических направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей, с использованием экспериментальных методов в общественных науках.
Контрольные вопросы и задания к модулю 1:
1. Опишите все известные Вам представления о предмете психологии труда.
2. Раскройте все психологические признаки труда.
3. Назовите научные дисциплины, которые связаны опосредованно с психологией труда.
4. Назовите основные этапы развития психологии труда за рубежом.
5. Назовите основные этапы развития отечественной психологии труда.
6. Сравните две школы организации труда: «научную» и «человеческих отношений».
7. Обозначьте основные положения японской школы управления.
8. Обозначьте основные положения ситуационного подхода и «теории организационных парадигм» Л. Константина (4 модели организаций).
9. Опишите системный подход к организации труда.
10. Опишите основные течения, сформировавшиеся в отечественной психологии труда после 1920 г.
Литература к модулю 1:
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.
2. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972.
3. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта, 2000.
4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
5. Иванова Е.М. Пснхотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
6. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Уч. пособие. СПб.: Питер, 2003.
7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
8. Льютенс Ф. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 1999.
9. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
10. Носкова О.Е. История психологии труда в России. М.: Изд-во МГУ, 1997.
11. Нъюстром Д.В., Девис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000.
12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М: Академия, 2001.
13. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: ИПП, 1997.
14. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2006.
15. Философский словарь/ Под. ред. II. Т. Фролова. М: Политиздат, 1980.
16. Юшмов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов: Феникс, 1996.