Когнитивные теории и модели развития
В современной психологии существует немало разнообразных теорий, которые пытаются объяснить или описать закономерности развития мышления. Среди этих теорий широкую известность приобрела теория развития интеллекта Ж.Пиаже.
В своей теории развития интеллекта Ж. Пиаже подошёл к проблеме мышления, сосредоточившись на взаимодействии между естественным созреванием способностей ребёнка и его взаимосвязи с окружением. «Развитие – результат попыток ребёнка адаптироваться к изменениям среды, которые выводят его из равновесия, и компенсировать эти изменения». Приспособление происходит с помощью механизмов ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – действия с новыми предметами в соответствии со сложившимися умениями и навыками. Аккомодация – стремление изменить сами умения и навыки в связи с изменениями условий.
Тремя основными факторами, влияющими на развитие интеллекта ребенка, являются, по Пиаже, созревание, опыт и действие социального окружения, в частности обучение и воспитание.
Пиаже выделяет 3 главных стадии интеллектуального развития:
1.стадия сенсомоторного развития (момент рождения - 2 года)
2.стадия конкретных операций (2 - 11или 12 лет)
3.стадия формальных операций (с 12-13 лет)
Сенсомоторный период. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения. Пиаже разделяет его на 6 подстадий: упражнения рефлексов. В результате формируются первые навыки.
На второй стадии ребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движение предмета, пытается схватить игрушку. В основе навыка лежат первичные круговые реакции — повторяющиеся действия. Вторичные круговые реакции появляются на третьей стадии, когда ребенок сосредоточен уже не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Четвертая стадия — начало практического интеллекта. Когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект — новое впечатление. На пятой стадии появляются третичные круговые реакции: ребенок уже специально изменяет действия, чтобы посмотреть, к каким результатам это приведет. Он активно экспериментирует.
На шестой стадии начинается интрериоризация схем действий. уже может комбинировать схемы действий в уме и внезапно приходить к правильному решению. На стадии конкретных операций происходит постепенная интериоризация действий и превращение их в операции - длительный процесс. Пиаже выделяет здесь 3 подстадии:
Предоперациональный уровень (от 2 до 5 лет) - первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления. На этапе дооперациональных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Ярким примером этого служат так называемые феномены Пиаже(показывали два глиняных шарика и, убедившись в том, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах изменяли форму одного шарика — раскатывали его в «колбаску».). Этап дооперациональных представлений завершается с появлением понимания сохранения количества вещества. Период конкретных операций. На уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям. Операция — центральное понятие теории Ж. Пиаже — это обратимое действие. Суть интеллектуального развития ребенка составляет овладение операциями.Другой важнейшей характеристикой этой стадии - способность ранжировать объекты по какому-либо измеримому признаку. В теории Ж. Пиаже эта способность носит название сериации. Стадия формальных операций Последний, высший период интеллектуального развития. На этой стадии мыслительные действия могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Это абстрактное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукции. Учение Пиаже - высшее достижение психологии XX века. Задачу психолога Пиаже видел в том, чтобы проследить шаг за шагом преобразование врожденных унаследованных рефлексов в различные формы сложного поведения. Затем возникла следующая задача: проследить путь от возникновения представления о постоянстве объекта до представлений о сохранении физических свойств объекта. Исследования подтвердили основной закон детского развития, сформулированный Пиаже в ранних работах,- закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации. Эгоцентризм - это центральная особенность мышления. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире - следствие этой эгоцентрической умственной позиции.
Взгляды Ж.Пиаже пересмотрел Джером Брунер - развитие интеллекта складывается не просто из ряда стадий, а предполагает последовательное освоение ребёнком 3-мя сферами представлений: действием, образом и символом (словом). По Валлону - ребенок с самого рождения представляет собою существо, неспособное что-либо делать самостоятельно и поэтому обреченное на социализацию. Развитие ребенка идет только в результате взаимодействия с другими людьми, и главную роль в нем играют не только моторные акты, но и аффективные реакции и речь. Этой же позиции придерживается и советская школа психологии. Стадии детства: 1.Импульсивная стадия (0-6 мес.) - стадия рефлексов 2.Эмоциональная стадия (6-10 мес.) - накопление репертуара эмоций 3.Сенсомоторная стадия (10-14 мес.) - начало практического мышления. 4.Проективная стадия (14 мес.-3 года) - развитие ходьбы, затем речи. Ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир и воздействовать на объекты. 5.Персоналистская стадия (3-6 лет) разделяется на 3 подстадии:5.1.период противопоставления (3 года) - время развития "Я";5.2.период нарциссизма (4 года) - знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. 5.3.период подражания (5 лет) - учится играть роль и придумывает себе героя. 6.Учебная стадия 7.Стадия полового созревания.
Широкое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П.Я.Гальпериным (теория поэтапного формирования умственных действий). Выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие успешный перевод внешних действий во внутренние. В основе теории – представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. 4 параметра, по которым преобразуются действия:1.уровень выполнения (включает действия с предметами, действия в плане внешней речи, действия в уме); 2 полнота выполнения операций; 3 мера обобщения; 4 мера освоения. Этапы формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину):1 формирование ориентировочной основы будущего действия. 2 его практическое освоение. 3 продолжение освоения заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы.4 отказ от внешней речи 5 действие выполняется полностью во внутреннем плане.