Причины или факторы возникновения и развития конфликтов
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколько-нибудь эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликтов нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием следующих групп факторов или причин:
- объективных, в том числе и организационно-управленческих;
- субъективных: социально-психологических и личностных.
Исходя из них можно определить характер конфликта как объективно-субъективного явления. К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации. Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора способа ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, носят сугубо личностный характер.
При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее:
1. Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно. Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов.
2. Пожалуй, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В тоже время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом.
Классификация причин конфликтов предполагает учет следующего обстоятельства. Интерес к конфликту традиционно проявляет один из участников данного явления. Будучи сам структурным компонентом, не всегда может четко разграничивать поток исторической реальности и на его фоне объективный факт возможности. Иными словами, «причины», «факторы», «условия», «обстоятельства» в ситуации конфликта не всегда конкретно различимы.
В группе объективных причин конфликтов нами были выделены организационно-управленческие причины. Эти причины связаны с созданием и функционированием организаций и групп. Можно выделить следующие группы причин:
§ структурно-организационные;
§ функционально-организационные;
§ личностно-функциональные;
§ ситуативно-управленческие.
Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура всегда создается под задачи, хотя достигнуть идеального варианта практически невозможно.
Несоответствие структуры организации решаемым задачам возникает по двум причинам:
§ допускаются ошибки при проектировании структуры организации. Трудно точно прогнозировать все задачи, которые будет решать создаваемая организация. Трудно создать структуру, которая до деталей отражала бы требования будущей деятельности.
§ Задачи и деятельность организации непрерывно изменяются. Поскольку структура организации не может изменяться каждую неделю, возникает ее несоответствие деятельности. Если руководству организации не удается приспосабливать ее к изменившемся требованиям, появляется вероятность конфликта.
Ряд причин порождает функционально-организационные конфликты:
§ неоптимальность функциональных связей организации с внешней средой;
§ между структурными элементами организации;
§ между отдельными работниками.
Причины личностно-функциональных конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.
Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также чревато опасностью конфликта по этому поводу.
В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогененных решений возникает 52% конфликтных ситуаций, по причине несовместимости – 33%, из-за неправильного подбора кадров – 15% (В. Рубахин, А. Филиппов). В целом организационно-управленческие факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах.
Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Вот несколько типичных причин, носящих социально-психологический характер:
§ возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.
§ несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Теоретической основой анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени явилась теория американского психолога Э. Берна.
§ Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходов к проблеме с различных сторон.
§ Выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Сравнение возможно:
- с идеальным положением дел;
- требованиями к данной деятельности нормативных документов;
- степенью достижения цели деятельности;
- результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу;
- положением дел на момент начала деятельности.
Анализ конфликтов показал, что, оценивая других людей, человек за основу оценки чаще берет то, что им не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормой, целью деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу отлично. Сам же работник обычно оценивает свои результаты по сделанному, т. е. сравнивая их с началом деятельности и другими людьми, выполнявшими аналогичную работу похуже.
Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся:
§ внутригрупповой фаворитизм, т. е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп;
§ конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами;
§ ограниченные способности человека к децентрации, т. е. изменению собственной позиции в результате сопоставления её с позициями других людей;
§ нередко свойственное человеку осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им;
§ стремление к власти;
§ источником конфликта может также быть психологическая несовместимость людей.