Опыт решения проблем наркомании в России
Борьба с наркотиками в России обрела, как ныне принято говорить, "свой формат". Есть антинаркотическое законодательство, есть специальное ведомство, призванное ловить и изымать, есть государственная программа со всеми вытекающими - приобщенными к ее реализации ведомствами и полагающимся им за это бюджетом. Распространение наркомании в России представляет глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Новым опасным явлением стало появление "семейной" наркомании, т.е. случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других. По предварительным данным, таких пар насчитывается уже несколько десятков тысяч. Зафиксированы случаи, когда малолетних детей в наркоманию вовлекли собственные родители. Особое беспокойство вызывает тот факт, что за последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики.
В истории борьбы с наркоманией и попыток осуществления профилактики этого страшного зла можно выделить три этапа.
Запретительный этап относится к 1950-1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала трагедией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, выработке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты - вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффективность такой политики.
Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика - в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата.
Воспитательный этап. Воспитывающая, обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую. Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной социальной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации. Многие факторы риска в развитии наркомании несовершеннолетних носят внутриличностный характер, где внешние обстоятельства выступают как "запускающий" их механизм. Следовательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания - осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов: социализации, самовоспитания и специального образовательного педагогического воздействия на личность ребенка - антинаркотического воспитания.
В последнее время многие специалисты приходят к выводу, что привычный способ борьбы с наркоманией, когда главное внимание уделяется полицейским мерам неэффективен. Во многих развитых странах, где в борьбу с наркобизнесом вкладываются огромные средства, употребление наркотиков стабильно растет. Единственный способ противостоять наркомании - сильная и гибкая система профилактики распространения наркомании и социальной реабилитации людей, употреблявших наркотики, в сочетании с декриминализацией наркотиков. Декриминализация - это отмена уголовного преследования людей, употребляющих наркотики. Необходимо разграничить хранение, приобретение и перевозку наркотиков для собственного употребления и для продажи, введя разрешенную минимальную норму. Первое (употребление) не должно вести к уголовному преследованию, второе (продажа) должно жестко наказываться. Но эти меры должны подкрепляться созданием сильной системы профилактики распространения злоупотребления наркотиками, включая алкоголь и табак, в частности запретом на их рекламу. Так, например, в Нидерландах этот путь привел к улучшению ситуации. Там, по данным Всемирной организации здравоохранения, самый низкий в Западной Европе уровень смертности от наркотиков. В то же время, в Швейцарии легализация наркотиков, не подкрепленная серьезными профилактическими мерами, привела к значительному возрастанию проблем, связанных с употреблением наркотиков. В нашем обществе проблема противодействия распространению наркомании сталкивается с рядом значительных трудностей. Во-первых, высокий уровень агрессивности населения к потребителям наркотиков, что делает наркомана изгоем в обществе, даже если он желает покончить с наркотиками. Агрессивность населения приводит к тому, что человеку легче продолжать принимать наркотики, оставаться в компании таких же, как и он, чем попытаться покончить со своим пристрастием. Во-вторых, недостаточный уровень финансирования медицинских и других учреждений, которые занимаются лечением и профилактикой наркомании. В-третьих, неразвитость различных форм социальной реабилитации наркоманов, когда человеку, который отказался от употребления наркотиков, помогают заново войти в общество, стать полноценным его членом. Традиционно наркомания воспринимается как, в первую очередь, медицинская проблема и не учитываются психологические и социальные факторы. Медицинские учреждения помогают избавиться от физиологической зависимости от наркотиков и очень часто не уделяют внимание причинам, которые заставили человека их употреблять. В-четвертых, существует дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь психологов и социальных работников. Надо отметить еще и отсутствие продуманной программы профилактики наркомании среди подростков. Многие педагоги сталкиваются с низким уровнем информированности подростков о проблемах, связанных с употреблением наркотиков. Учителя очень часто не способны адекватно реагировать на употребление своими подопечными наркотических веществ в силу своей недостаточной компетентности. А государственные органы, по долгу службы призванные заниматься профилактикой, почти ничего не делают в этом направлении. Необходимы программы для родителей, учителей, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех кто редко посещает школу или ушел из нее. Для объективного определения серьезности и размеров проблемы, связанной с употреблением наркотиков в немедицинских целях и для оценки эффективности политики в области наркопотребления необходимо использовать весь объем информации о распространенности данного явления и связанных с ним факторах индивидуального и социально-культурного порядка. Политика, основывающаяся на утопической вере, что немедицинское использование наркотических препаратов можно искоренить, не способна изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. [4]