Социум как фактор организации индивидуального поведения личности
Все психические проявления человека обусловлены его формированием в человеческом обществе. В конкретных социальных условиях у людей возникают определенные нормы и способы поведения, образуется совокупность чувств, настроений, привычек, традиций, возникает общественное и групповое сознание. Социально-психологические факторы оказывают влияние на все психические проявления индивида — его восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Все психические процессы людей подтверждены определенной социально-психологической стереотипизации. Люди отражают мир под влиянием социально сформированных позиций, отношений и подчиняют свое поведение определенным социальным стандартам и ожиданиям. Исходным понятием социальной психологии является понятие «социальная группа».
Социальная общность — множество людей, объединенных по какому-либо общему признаку.
Социальные общности могут быть условными (группа людей одного возраста, пола, одной профессии и т.п.) и реальными, то есть организационно объединенными и осуществляющими общую деятельность.
Различаются две формы социальных общностей: социально неорганизованные (структурно аморфные) и социально организованные (структурные). Каждая из этих форм социальных общностей имеет свои социально-психологические особенности.
Неорганизованные общности.
Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия.
Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психических особенностей. Доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция, люди склонны преувеличивать правомерность своих действий, у них снижается критическая оценка совершаемых действий, притупляется чувство ответственности, доминирует чувство анонимности. На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению.
Организованные общности.
В отличие от структурно аморфной социальной общности социально организованные общности имеют принципиально отличительные особенности. В зависимости от уровня социального развития они подразделяются на ассоциации;корпорацию и социальную группу.
Ассоциация — это объединение людей на основе временного совпадения их личных целей (экскурсионная группа, пассажиры одного купе). У ассоциации нет единой общей социально значимой цели. Однако в рамках ассоциации между людьми возникают личные контакты и некоторые совместные действия.
Корпорация — это объединение людей на основе более или менее длительного совпадения их целей. Так, отдельные группы экскурсантов могут объединяться для совместного питания, для посещения тех или иных объектов; нуждающиеся в жилплощади — для построения кооперативного дома.
Наиболее высокой формой социальной общности является социальная группа, то есть социально организованная общность — множество людей, объединенных общими социально значимыми целями и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей. Наиболее развитая социальная группа называется коллективом. В социальной группе индивид находится не только в отношении к другому индивиду, он занимает определенные позиции по отношению к взаимоотношениям других членов группы. Т.о., социальная группа включает в себя не менее 3 человек. Социальные группы делятся на малые, средние и большие.
В рамках малой социальной группы осуществляется непосредственное взаимодействие индивидов. Для малой группы характерно наличие у ее членов: 1) общих интересов; 2) единства целей и 3) объединенности действий. Малая группа выступает как субъект действия; в связи с этим она имеет самосознание и осуществляет определенную регуляцию действий ее членов.
Внутри малой группы обычно возникает ядро, наиболее полно отражающее ее интересы. Круг этих людей образует так называемую первичную группу.
Малые группы подразделяются на формальные и неформальные.
Классификация социальных групп:
1. По способу образования. Стихийно возникшие — неофициальные, специально организованные — официальные, реальные, условные;
2. По величине группы и способу взаимодействия ее членов. Малые, средние, промежуточные,
большие, контактные (первичные), дистанционные (вторичные);
3. По характеру совместной деятельности. Практические (совместная трудовая деятельность), гностические (совместная исследовательская деятельность), эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей), гедонические (досуговые, развлекательно-игровые), коммуникативные, идеологические, политические, альтруистические;
4. По личной значимости. Референтные — образцовые для личности, эталонные — идеальные для личности, элитарные — высокопоставленные;
5. По социальной значимости. Социально положительные, асоциальные — социально деструктивные, антисоциальные — криминальные, преступные.
Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют четкой структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, оно определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей.
В формальных, официальных, группах межличностные отношения в значительной мере формализованы. Но для успешного функционирования официальной группы наряду с внешней ее организацией существенны внутренние, неофициальные отношения в ней. Только соответствие внешней организации группы ее внутренней организации обеспечивает успех ее деятельности.
Неформальная группа часто выступает и как референтная группа.
Референтная, или эталонная, группа — это группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные, как совокупность эталонов. Так, специалист ориентируется на определенную группу своих уважаемых коллег, спортсмен — на нормы уважаемых им известных рекордсменов и т. п.
Чтобы понять поступок человека, необходимо учитывать, к каким социальным группам он принадлежит, перед какой референтной группой он стремится к самоутверждению.
Малые социальные группы подразделяются также на открытые и закрытые (элитарные) группы, вступление в которые обусловлено рядом требований.