Методы, характеризующие структуру психологического исследования

В 1977 году в монографии Б.Г.Ананьева "О проблемах современного человекознания" была опубликована классификация методов психологического исследовнаия. В основу классификации, которая до сих пор и сейчас пользуется популярностью у психологов, была положена структурная организация психологического исследования. Классификация включает в себя методы, необходимые для организации, проведения исследования, обработки экспериментальных данных и их интерпретации. Она объединяет четыре большие группы методов:

1) организационные;

2) эмпирические

3) обработки эмпирических данных;

4) приемы нтерпретации полученного материала исследования.

Охарактеризуем кратко эти группы методов.

1) В группу организационных методов входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора того или иного способа организации зависит ход всего исследования, его конечный теоретический и практический результат.

Известно, что сравнительный организационный метод закрепился в психологии раньше других. Первоначально он применялся для изучения филогенеза поведения и психической деятельности. Широкое применение он нашел, прежде всего, в сравнительной психологии, изучавшей предысторию становления и развития психики человека, предысторию речи, мышления, предысторию общественных форм поведения, взаимодействия между членами группы и т.п. Пионерами отечественной сравнительной психологии были В.А.Вагнер, Н.Ю.Войтонис, Н.Н.Ладыгина-Котс, Н.А.Тих и многие другие.
В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступает как специальный метод возрастных или поперечных срезов. Сравнительно-возрастные исследования охватывают:

- различные ступени развития, например сравнение психической организации человека и приматов

- различные периоды развития, например сравнение психической организации детей дошкольного и школьного возрастов, детей младшего школьного возраста и подростков, подростков и юношей и т.п;

- разные фазы одного и того же периода, например, сравнение психической организации лиц ранней и поздней взрослости;

- разные уровни одного и того этапа развития, например, сравнение психической организации одаренных и обычных детей.

К категории сравнительных относятся исследования, выявляющие особенности психической организации лиц, различающихся не только по возрасту, но и

- по полу (мальчики - девочки, мужчины - женщины),

- по профессиональной принадлежности (психологи - инженерно-технические работники),

- по месту жительства (жители городов - жители сельской местности), состоянию здоровья (здоровые - соматически больные) и т.п.
Во всех случаях суть сравнительного организационного метода исследования заключается в следующем: выбираются группы для сравнения, различающиеся по какому-либо заданному критерию, в качестве которого могут быть определенные социальные, психологические, психофизиологические, физические признаки. Выбираются необходимые психодиагностические методы и методики. Один и те же методики в полном объеме предлагаются всем группам, участвующим в исследовании. Преимущество сравнительного метода заключается в том, что его применение позволяет за короткий срок провести довольно обширные исследования, охватить различные возрастные категории, выявить роль многочисленных детерминант. Он дает возможность проследить динамику возрастного развития, преемственность различных фаз и периодов становления психики. Кроме того, он позволяет выявить эволюционные характеристики динамики изучаемых психических образований в идентичных социальных, культурно-исторических и экономических условиях.
Ограничения в применении сравнительного метода связаны с недооценкой роли индивидуальной вариативности психических проявлений при изучении общих закономерностей. Долгое время сравнительно-возрастной метод был основным и наиболее распространенным в психологических исследованиях. Параллельно с ним в возрастной психологии стал разрабатываться и применяться лонгитюдный метод.

Лонгитюдный метод имеет несколько синонимичных названий: метод длинника, метод продольных срезов. В отличие от метода поперечных срезов, лонгитюд предполагает многократное исследование одного и того же человека или одной и той же группы лиц на протяжении достаточно длительного отрезка жизненного пути. Лонгитюд основывается на длительном наблюдении и постоянном использовании тех или иных функциональных психологических проб, диагностирующих различные психические образования. Методическая специфичность лонгитюдного метода заключается в необходимости использования на каждом этапе исследования методов, обладающих одинаковой содержательной валидностью. Лонгитюд возможен лишь при наличии параллельных форм психодиагностических методик. В случае проведения исследования в пределах одного возрастного периода требуется соблюдение возрастной валидности методик и одновременно сложности заданий.

Комплексный организационный метод, как и рассмотренные выше, имеет свои специфические особенности. Прежде всего, он основывается на принципе целостности психической организации человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Комплексный метод предполагает изучение разных аспектов или разных уровней какого-либо психического феномена. Так, например, при комплексном исследовании психологической готовности детей к обучению в школе выделяют социальный, психологический, педагогический, медицинский аспекты. Психологическая готовность определяется как сложное психическое образование, включающее в себя мотивационный, эмоциональный, волевой, коммуникативный, интеллектуальный, рефлексивный и т.п. потенциалы развития личности ребенка. Поэтому комплексный подход объединяет различных специалистов (психологов, социальных работников, педагогов, врачей и т.п.) и нередко обозначается как междисциплинарный.
Программа комплексного исследования определяется общностью предмета исследования и разделением функций между отдельными дисциплинами и участвующими в исследовании специалистами. Он предполагает сопоставление полученных данных и их обобщение. Своеобразие комплексного метода вытекает из ориентации на установление взаимосвязей межу изучаемыми аспектами и уровнями психических проявлений.

2) Эмпирический блок в структуре психологического исследования служит для сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов:

- обсервационные (все виды наблюдения и самонаблюдения). Эта группа методов – самая древняя в науке вообще – в настоящее время бурно развивается. В психологии находят всё большее применение малоформализованные техники наблюдения и беседы с последующей обработкой данных с помощью контент-анализа;

- экспериментальные (естественный, лабораторный, полевой, формирующий или психолого-педагогический). Эксперимент – это метод, опирающийся на точный учёт независимых переменных, влияющих на зависимые переменные. Экспериментальные методы в психологии столь многообразны, что их невозможность полностью описать даже в отдельном пособии. Это множество методик, специальных техник и процедур, часто требующих специальных технических средств;

- праксиметрические (приемы анализа процессов и продуктов деятельности - хронометрия, циклография, профессиография; качественная оценка изделий и выполненных работ – в том числе рисуночных, письменных, графических и творческих);

- моделирование (математическое, кибернетическое и т.п.); К моделированию прибегают тогда, когда объект изучения слишком сложен – например, психика или её отдельные процессы, группа или организация – тогда можно смоделировать изучаемое явление и изучить закономерности функционирования сложного объекта на упрощенной модели или схеме.

- биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути, документации, свидетельств и т.п.). Биографические методы в настоящее время признаны важнейшим источником информации о личности, позволяющим диагностировать и прогнозировать её развитие. Существуют биографические анкеты, личностные биографические опросники, рисуночные проективные методики изучения жизненного пути.

- психодиагностические (стандартизованные и проективные тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа);

В классификации Б.Г.Ананьева психодиагностические методы относятся к группе эмпирических и занимают особое место. Интенсивное развитие психодиагностики, ее выделение в самостоятельную научно-практическую дисциплину потребовало особой систематизации психодиагностических средств. В настоящее время существует несколько классификаций, построенных на различных принципах. В круг психодиагностических методик сегодня включают:

- тесты или стандартизированные кратковременные испытания, направленные на получение количественной и качественной информации (тесты интеллекта, тесты достижений, тесты способностей, критериально-ориентированные тесты и др.);

- личностные опросники, предназначенные для выявления характеристик темперамента и характера, интересов и склонностей, ценностных ориентаций личности;

- проективные тесты и методики (стандартизированные и малоформализованные), направленные на диагностику мотивационно-потребностной сферы и свойств личности, а также - отношений (аттитюдов), предпочтений, фобий;

- психофизиологические методики для диагностики свойств нервной системы, определяющих динамические характеристики психических процессов (работоспособность, темп деятельности, переключаемость с одного ее вида на др., помехоустойчивость);

- малоформализованные методики наблюдения и беседы.

Особые значение при выборе диагностических средств уделяют критериям их надежности, валидности и достоверности, которые описаны в пособиях по психодиагностике. Разработаны специальные психометрические требования к психодиагностическим методикам, которые предполагают их стандартизацию (т. е. единообразие в проведении, обработке и интерпретации результатов) и наличие норм или критериев для интерпретации. Несоблюдение психометрических правил ставит под сомнение результаты исследования.

3) Методы обработки экспериментальных данных были разделены Б.Г.Ананьевым на: количественные и качественные. К количественным методам относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации: получение первичных статистик (средних показателей по группе и критериев варьирования результатов), а также - корреляционный, факторный, регрессионный анализы и т.п.). К качественным методам относится описание случаев, отражающих типы и варианты психических явлений, а также - исключения из правил (например, типологический анализ, контент-анализ).
4) В группе нтерпретационных методов можно выделить генетические (филогенетический, онтогенетический, социогенетический и т.п.) и структурные (психография, классификация) методы. Они отражают связи как между фазами и уровнями развития, так и между изучаемыми характеристиками личности. Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований, свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь собранный материала в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу.

Наши рекомендации