Личной профессиональной перспективы

К средствам адаптации относятся информационные ресурсы, средства личностной и профессиональной диагностики, педагогики, психотерапии.

Адаптация, проводимая службой занятости в рамках активной политики содействия занятости населения, включает в себя психологическое тестирование и другие методы личностной и профессиональной диагностики, индивидуальные собеседования, лекции, консультации, деловые игры, в частности моделирующие ситуацию найма, различные формы индивидуальной и групповой работы, применяемые в педагогической и психотерапевтической практике. Наряду с методами педагогики, психологии и психотерапии, существуют методы, специфические для адаптации безработных граждан.

Важнейшее направление работы с безработными гражданами – помощь в составлении ими индивидуальных проектов личной профессиональной перспективы (ЛПП). Одна из функций проектов ЛПП в процессе адаптации состоит в том, что они позволяют структурировать цели. Составление проекта включает осознание мотивов, определение целей и собственно разработку проекта. Необходимыми условиями разработки являются передача консультантом безработному набора способов действия и принятие безработным личной ответственности за решения, определяющие его судьбу. Оба условия должны быть выполнены в процессе адаптации, так как способность брать на себя ответственность у безработного перед адаптацией, как правило, отсутствует.

Цели и проекты ЛПП позволяют мотивации найти социальное преломление, помогают безработному интегрироваться в профессиональную социальную группу.

Важнейший момент адаптации (связанный, в частности, и с разработкой проекта ЛПП) – осмысление жизненного опыта безработного гражданина. Опыт является одним из источников эволюции мотивации, его осмысление помогает понять, почему мотивация изменяется, уменьшается и исчезает. Но с другой стороны, мотивация изменяет восприятие и осмысление опыта. Необходимо иметь в виду, что то или иное видение своей жизни (вплоть до отбора вспоминаемых фактов) может настолько сильно зависеть от преобладающих в данный момент мотивов, что в начале и в конце работы с клиентом приходится иметь дело как бы с разными людьми, прожившими совершенно разную жизнь. Помочь клиенту «раскрыться», увидеть в своем прошлом не только негативное (как бы обусловливающее и оправдывающее нынешнее состояние), но и позитивное, нацеливающее на активную жизненную позицию, – задача психолога, ведущего процесс адаптации. Возрождение самоуважения у клиента – это первый шаг на пути к его успеху, возвращению в активную трудовую жизнь.

Поэтому для клиента необходимо, в первую очередь, освоение способов познания себя: научиться не бояться себя и полюбить себя таким, какой есть, научиться позитивно воспринимать действительность, находить приемлемый и достойный выход из сложных жизненных ситуаций (все это входит в понятие «снова научиться жить»).

Наиболее эффективный способ воздействия на безработного – формирование мотивации каждого через мнение группы, так как группа выступает в роли посредника, своеобразного связующего звена между личной мотивацией и потребностями социума. Работа в группе используется как средство «знакомства» клиента с собой через зеркальное отражение от другого, как инструмент для создания и воссоздания динамических связей, организации оперативной психологической взаимопомощи под наблюдением психолога. Занятия в группе воспитывают коммуникативную компетентность и тренируют поведение в ситуации «здесь и теперь».

Общая структура программы может быть представлена следующим образом: самопознание – вербализация процессов, осознанных безработным; генерация и выработка концепции – проектирование личной профессиональной перспективы; планирование действий – тренинг выполнения действий.

На первом этапе адаптации запрос на самопознание безработного преобладает над запросом на профессиональное самоопределение. Сначала идет накопление знаний о себе, потом об окружающем мире и о себе в окружающем мире. Поэтому в начальной фазе адаптационной программы технология поиска работы отходит на второй план. Первичен запрос: «Кто я такой? Каков мой резерв?».

На данном этапе необходима индивидуальная и групповая работа с безработными гражданами по следующим направлениям:

укрепление уверенности в себе, помощь в поиске и оценке сильных сторон личности;

формирование мотивации к достижению;

формирование умения строить общение;

освоение способов поведения в ситуации «здесь и теперь»;

приобретение навыков самоопределения;

выработка позитивного отношения к возможности трудоустройства и готовности изменить свою ситуацию.

Второй этап – профессиональное самоопределение и обучение методам поиска работы. Важно в минимальный промежуток времени предоставить клиенту максимум детальной информации о путях, открытых перед ним, оказать помощь в составлении плана действий, которые приведут к трудоустройству, большое значение имеет практическая отработка в процессе проведения занятий знаний и навыков поиска работы.

Наши рекомендации